Статья

Международно-правовая политика как средство формирования системы гарантий прав граждан и их реализации

Исследуются проблемы международно-правовой политики как средства формирования системы гарантий прав граждан и их реализации. Анализируются различные точки зрения, делается вывод о том, что гарантии и механизмы реализации прав человека должны быть обоснованы и согласованы с внутригосударственной правовой политикой.

УДК 341.231.14 

Страницы в журнале: 133-136

 

Н.В. ИСАКОВ,

доктор юридических наук, профессор Института международных отношений Пятигорского государственного лингвистического университета

 

Исследуются проблемы международно-правовой политики как средства формирования системы гарантий прав граждан и их реализации. Анализируются различные точки зрения, делается вывод о том, что гарантии и механизмы реализации прав человека должны быть обоснованы и согласованы с внутригосударственной правовой политикой.

Ключевые слова: международно-правовая политика, права человека, гарантии прав граждан, внутригосударственная политика.

 

The International legal policy as means of formation of system of guarantees of the rights of citizens and their realization

 

Isakov N.

 

The problems of international legal policy as a means of forming a system of guarantees of citizens’ rights and their implementation. Different points of view, it is concluded that the safeguards and mechanisms for the implementation of human rights must be justified and consistent with domestic legal policy.

Keywords: international legal policy, human rights, guarantees of civil rights, domestic policies.

 

Одним из наиболее важных источников развития и эффективного обеспечения прав граждан является социальный аспект. В этом свете международно-правовая политика и внутригосударственные правовые политики способны четко определить концепцию отношений человека и государства и на этой основе дать конкретные ответы на вопросы: берут ли государства на себя функцию полноценной социальной защиты человека или оставляют его один на один с рыночной стихией; будут ли государства регулировать распределительные отношения; правомерно ли перераспределение доходов между различными социальными слоями общества через налогообложение, госбюджет, финансирование социальных программ; актуальны ли в новых условиях идеи равенства, или они являются мифом; можно ли создать общества, основанные на принципах социальной справедливости и нравственности, или в условиях рынка от них следует отказаться?

Представляется, уменьшение социальной роли государств неприемлемо даже для развитых демократий. Тем более оно неприемлемо для Российского государства на данном этапе осуществления его социальной функции. По справедливому замечанию С. Стояновича, «история не знает массовых народных движений во имя частнопредпринимательской коммерческой практики, ориентированной на получение прибыли. Напротив, такого рода движения возникали для борьбы за справедливость, равенство, свободу, за гражданские национальные и человеческие права. Не стоит рассчитывать на появление каких-либо массовых движений в поддержку капитализма и при посткоммунизме»[1].

Говоря об обеспечении социально-экономических прав человека международно-правовой и внутригосударственными правовыми политиками, подчеркнем, что ключевым принципом, вокруг которого выстраивается вся их система, является положение, сформулированное в п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 года: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая, утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». Следовательно, задачи международно-правовой политики во взаимодействии с правовыми политиками государств состоят в том, чтобы утверждать принцип социальности всех государств, определять правовые средства, создающие условия для обеспечения реального равенства или хотя бы достойной жизни человеку.

В этой связи актуализируется вопрос о согласованности международно-правовой и внутригосударственных правовых политик стран по формированию системы гарантий (экономических, социальных, политических, идеологических, юридических), которая может представлять собой совокупность факторов, создающих условия и предпосылки для реализации прав и свобод граждан. При этом экономические гарантии являются определяющими в системе гарантий, так как они создают материальные условия для удовлетворения потребностей личности. Социальные гарантии углубляют реальное содержание правового статуса личности, обеспечивают ее социальную защищенность. Политические гарантии детерминируют развитие и совершенствование политической системы общества с основополагающей идеей самоуправления народа. Суть данной идеи состоит в том, чтобы управление не только осуществлялось в интересах народа, но и закономерно становилось делом самого народа, не знающего над собой, по словам В.И. Ленина, «никакой власти, кроме власти их собственного объединения»[2].

К идеологическим гарантиям следует отнести мировоззрение личности, осознающей себя как таковую, не отделяющую себя от данного государства.

В системе гарантий большое место занимают юридические гарантии, осуществляемые на принципах международно-правовой политики. Под ними понимается система взаимосвязанных форм и средств, обеспечивающих надлежащее признание, защиту, реализацию прав и соответствующих обязанностей. По мнению ряда авторов, юридические гарантии воплощают идею согласованного действия права и государства[3]. С одной стороны, они способствуют законодательному оформлению сущности государств, общественного строя, признанию прав и свобод граждан данным государством и их нормативно-правовой регламентации, с другой стороны, обеспечивают гарантированную реализацию прав человека.

Отсюда с неизбежностью вытекает, что, во-первых, главным гарантом прав человека призваны быть государства при условии выработки единой международно-правовой и внутригосударственных правовых политик, которые способны эффективно формировать и использовать внутригосударственное законодательство, судебную власть, другие структуры, наделенные правомочием восстанавливать права и свободы граждан, осуществлять контроль их соблюдения властями; во-вторых, расширение и углубление прав и свобод личности, обоснование ее обязанностей требуют совершенствования юридических гарантий, четкого формулирования и законодательного закрепления ее правового статуса.

В этой связи особо подчеркнем, что в вопросе о комплексном формировании и действии системы гарантий, обеспечивающей права человека, первостепенную роль призваны играть международно-правовая и внутригосударственные правовые политики стран, поскольку они «присутствуют» и наделяют правовой формой и содержанием экономические, социальные и политические гарантии. При этом они определяют цели развития системы юридических гарантий прав и обязанностей граждан, устанавливают наилучшую сбалансированность правовых средств, обеспечивающих реализацию прав и обязанностей. Такие политики государств гарантируют права граждан в судебном порядке отстаивать свою честь и достоинство, защищать жизнь и здоровье от посягательств. При этом они вменяют в обязанность всем государственным органам, общественным организациям и должностным лицам уважать личность, охранять ее права и свободы, закреплять на конституционном уровне такие права как непосредственно действующие придавать им высшую юридическую силу. Как показывает анализ, в перечень наиболее распространенных гарантий охраны прав и свобод человека и гражданина входят выявление фактов нарушений прав и свобод, определение средств их восстановления, применение мер юридической ответственности и процессуальных форм охраны прав и свобод. Многие авторы отмечают, что четкая юридическая регламентация такого порядка — надежная гарантия законности и эффективности защиты прав и свобод[4]. В конституциях государств и международных договорах содержится определенный круг гарантий, в частности, право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями представителей государственных и неправительственных организаций и других субъектов международного права. Однако, как показывает практика, граждане и государства не всегда реализуют принадлежащие им права (не обращаются в международные и другие суды, не жалуются при ущемлении или нарушении их прав и свобод и т. д.). В этой связи международно-правовая политика должна предусматривать необходимость повышения позитивной активности государств и их граждан путем дальнейшего нормативного закрепления гарантий реализации их прав. При этом крайне важно, чтобы система гарантий защиты прав человека закреплялась внутригосударственным законодательством, обоснованным правовой политикой каждого государства. В то же время представляется целесообразным, чтобы для защиты нарушенных прав в законодательстве каждой страны определялись доступные юридические процедуры, система юридических услуг, а международно-правовая политика, разрабатывая широкую систему защиты прав личности, согласовывала свои правовые позиции с правовой политикой заинтересованных государств. В подобных случаях уменьшаются расхождения между конституционными положениями, касающимися защиты прав человека, и практикой их реализации; минимизируется озабоченность по поводу подрыва авторитета конституций государств; повышается доверие к власти и уважение к суду.

Таким образом, проблема прав человека сложна и многопланова. Важно, чтобы она не только нашла свое нормативное разрешение на международном, внутригосударственных уровнях, но и чтобы гарантии и механизмы реализации прав человека были обоснованы единой международно-правовой политикой и согласованы с внутригосударственной правовой политикой. При этом, как справедливо отмечает А.С. Мордовец, важно, чтобы действовали не только юридические, но и социальные, политические, организационные и иные гарантии прав личности[5].

В то же время следует подчеркнуть, что по отношению к правам человека уже нет той романтической эйфории, которая была после сокрушения СССР и стран социалистического содружества. Реальность изменила взгляды на роль этого феномена. Оказалось: в условиях социального государства даже европейского типа права человека не есть абсолютная ценность, интересы одного человека надо соотносить с правами и законными интересами общества, государства, социальными группами. В частности, О.В. Мартышин небезосновательно замечает: «Требуется пересмотреть принцип приоритета прав личности над правами любой социальной общности, так как его последовательное развитие ведет к “войне всех против всех”»[6]. Подобного мнения придерживаются С.П. Ефимов, В.В. Лазарев, Л.С. Мамут, В.С. Чиркин, И.И. Лукашук и другие ученые-правоведы.

Поскольку сегодня во многих странах существует чудовищный разрыв между теорией и практикой прав человека, его устранение является одной из главных задач международно-правовой политики.

 

Библиография

1 Стоянович С. Посткоммунизм: противоречия между демократией и капитализмом // Полис. 1996. № 1. С. 51.

2 Ленин В.И. Великий почин // Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55 т. — М., 1972. Т. 39. С. 17.

3 См.: Права человека. История, теория и практика. — М., 1995. С. 141—144.

4 См., например: Ледях И.А., Воробьев О.В., Колесова Н.С. Механизм защиты прав и свобод граждан // Права человека: проблемы и перспективы. — М., 2009. С. 144—145.

5 См.: Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. — Саратов, 1996. С. 49.

 

6  Российское государство и право на рубеже тысячелетий // Правоведение. 2000. № 3. С. 243.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье рассматриваются понятие и содержание права на цифровое самоопределение, а также перспективы его международно-правового регулирования
Добавлено: 06.10.2024
Автор приходит к принципиальному выводу обобщающего характера, согласно которому после завершения нынешнего этапа международной напряженности будет быстро меняться соотношение универсальных и региональных механизмов обеспечения прав человека: универсальные механизмы станут преобладающими
Добавлено: 09.06.2024
В статье анализируется востребованная в конституционно-правовой доктрине концепция человеческого достоинства в том звучании, которое она приобретает в современном мире
Добавлено: 28.12.2023
Статья посвящена актуальной проблематике, связанной с обеспечением прав человека в информационном обществе. Повышенное внимание уделяется соотношению информационных прав и цифровых прав человека, которые в последнее время все чаще выступают в качестве предмета дискуссий.
Добавлено: 03.12.2023
Статья посвящена актуальной проблематике, связанной с обеспечением прав человека в информационном обществе. Повышенное внимание уделяется соотношению информационных прав и цифровых прав человека, которые в последнее время все чаще выступают в качестве предмета дискуссий
Добавлено: 03.12.2023