Статья

Международно-правовое регулирование биомедицинских исследований с использованием эмбрионов человека

УДК 341.231.14 Е.В. ТАРАСЬЯНЦ, аспирант кафедры международного права Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России Рассматриваются различные международно-правовые аспекты использования эмбрионов человека для биомедицинских исследований. В частности, затрагиваются проблемы определения понятия эмбриона, его статуса, регулирование его защиты.

УДК 341.231.14
 
Е.В. ТАРАСЬЯНЦ,
аспирант кафедры международного права Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России
 
Рассматриваются различные международно-правовые аспекты использования эмбрионов человека для биомедицинских исследований. В частности, затрагиваются проблемы определения понятия эмбриона, его статуса, регулирование его защиты.
Ключевые слова: эмбрион, внутриутробный плод, биомедицинские исследования.
 
The present article covers various international legal aspects regarding use of human embryos for biomedical research. In particular it concerns the following issues: definition of the notion of embryo, its status, regulation of embryo protection.
Keywords: embryo, fetus, biomedical research.
 
Вопрос о правомерности проведения биомедицинских исследований над эмбрионами человека является одним из наиболее дискуссионных на международном уровне. Дело в том, что законодательство государств в данной области значительно различается. Кроме того, государства нелегко идут на уступки, когда речь идет об использовании эмбрионов для экспериментов. Чтобы прийти к консенсусу, нужно решить вопрос об их юридическом статусе.
При рассмотрении данной проблемы необходимо определить понятие «эмбрион». В международных правовых актах и рабочих материалах международных организаций используются термины «эмбрион» (embryo), «утробный плод» (fetus), «зародыш».
Под эмбрионом понимается животный организм на ранней стадии развития, а зародыш рассматривается как синоним эмбриона[1]. В юридической науке есть мнение, что эмбрион человека — это организм с момента оплодотворения до рождения[2].
В рабочих материалах Совета Европы, в рамках которого планируется принять специальный протокол по данному вопросу, указано, что некоторые ученые называют эмбрионом организм человека на стадии развития до появления первичной полоски (приблизительно после 15 дней), затем организм уже становится внутриутробным плодом. Некоторые ученые предпочитают использовать термин «преэмбрион» (pre-embryo)[3]. Понятие преэмбриона появилось недавно и первый раз было употреблено членами Европейского научного общества (European Science Foundation) на встрече в Лондоне 5—6 июня 1985 года. Его определили как совокупность клеток, находящихся в процессе деления до появления первичной полоски. Существует также термин «проэмбрион» (proembryo), на который ссылается, например, французский юрист Эммануэлль Донт-Иснар; он используется для обозначения результата процесса оплодотворения до появления первичной полоски[4].
В проекте федерального закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их осуществлении» под эмбрионом человека понимается ранняя стадия развития живого организма от оплодотворения до завершения формирования основных систем и органов (ст. 4)[5].
Согласно ст. 2 Федерального закона от 20.05.2002 № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» эмбрион человека — это зародыш человека на стадии развития до восьми недель. Такое же определение эмбриона содержится в документе «Охрана репродуктивного здоровья работников. Основные термины и понятия» (п. 3)[6]. Кроме того, здесь же предусмотрено определение плода — это внутриутробно развивающийся человеческий организм, начиная с девятой недели беременности до рождения.
Таким образом, государства до сих пор не пришли к единому мнению по поводу определения понятия «эмбрион». То же самое можно сказать и о правосубъектности человека. Полноправным человек становится в одних странах (в частности, в России) после рождения; в других странах большое внимание уделяется идее о потенциальной возможности эмбриона стать человеком, что ведет к признанию наличия у него прав человека, включая право на жизнь. Соответственно, по-разному решается и вопрос о проведении исследований на эмбрионах.
Существует несколько точек зрения. Сторонники одной из них рассматривают эмбрион как человеческое существо, которое так же, как и любой другой человек имеет право давать согласие на исследование, однако сделать этого не может, поэтому, по их мнению, такие исследования проводить нельзя. Кроме того, эмбрион имеет право на жизнь, и, например, использование его в исследовательских целях с последующим уничтожением также недопустимо.
Ученые, придерживающиеся противоположного мнения, считают, что, поскольку выгода для общества от таких исследований велика, проводить их нужно. При этом эмбрион в принципе обладает многими характеристиками, свойственными человеческому существу, однако не является человеком. Кроме того, на ранних стадиях развития зародыша его клетки могут трансформироваться в плаценту или иной вид ткани. Из такого зародыша может развиться один плод или несколько.
Наконец, имеется третья точка зрения, согласно которой допускается проведение опытов на эмбрионах, но при этом запрещается создание эмбрионов с целью проведения исследований на них[7]. Данная позиция нашла отражение в ст. 18 Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины 1997 года (далее — Конвенция о правах человека и биомедицине).
При принятии Конвенции о правах ребенка 1989 г. никакого соглашения по проблеме, связанной с юридическим статусом эмбриона, достигнуто не было. Под ребенком в данной Конвенции понимается «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» (ст. 1). Данным документом не определено, с какого момента ребенок приобретает права, предусмотренные данной Конвенцией, в том числе право на здоровье (ст. 24).
Комитет по правам ребенка прямо не признает наличия правоспособности у эмбриона. Данная точка зрения характерна и для других международных органов. Так, Европейский суд по правам человека в деле «Во против Франции»[8] постановил, что однозначное определение момента начала жизни в свете ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод вряд ли возможно. Такое мнение суда основывается на предшествующем опыте рассмотрения дел, связанных с защитой права на жизнь нерожденных детей, где были учтены практика и законодательство государств — членов Совета Европы.
Итак, Конвенция о защите прав человека и основных свобод не предусматривает защиту неродившегося ребенка. Что касается Конвенции о правах человека и биомедицине, то в ней закреплена обязанность государств обеспечить надлежащую защиту эмбрионов in vitro (ст. 18). Однако в ходе разработки Конвенции о правах человека и биомедицине предлагались различные варианты ограничений таких исследований. В частности, обращалось внимание на то, что эмбрионы не должны создаваться исключительно с исследовательскими целями; что возраст эмбриона не должен превышать 14 дней; что родители должны дать свое согласие на исследование; что не должно существовать альтернативного метода исследования; что необходимо получить разрешение комитета по этике[9].
Исследования на эмбрионах связаны с проблемой клонирования. Законодательство государств по этому вопросу также различается. Однако чаще всего незаконным считается именно репродуктивное клонирование, которое подпадает под положения Протокола о запрете клонирования человеческих существ 1998 года к Конвенции о правах человека и биомедицине (далее — Протокол)[10]. В п. 2 Пояснительного доклада к Протоколу говорится, что следует различать три случая клонирования: клонирование клеток как метод, использование эмбриональных клеток в клонировании и клонирование человека, например, путем применения методов разделения эмбриона или пересадки ядра. Первый случай является полностью приемлемым с точки зрения этики, второй подлежит рассмотрению в протоколе о защите эмбриона. Последствия третьей ситуации регулируются Протоколом. Проф. Андорно обращает внимание на вопрос о том, что подразумевается в Протоколе под человеческим существом[11]. В зависимости от страны ответ на этот вопрос будет разным. В ряде государств эмбрион не рассматривается как человек, однако необходимо принять во внимание, что согласно ст. 3 Протокола Стороны рассматривают положения статей 1 и 2 Протокола в качестве дополнительных статей к Конвенции о правах человека и биомедицине, и все положения Конвенции применяются соответственно. Поэтому создание эмбрионов путем клонирования для последующего использования в исследованиях незаконно, так как противоречит п. 2 ст. 18 Конвенции о правах человека и биомедицине.
Интересна с правовой точки зрения ситуация, возникающая при экстракорпоральном оплодотворении, когда создается несколько эмбрионов. Один из них будет имплантирован женщине. Возникает вопрос: можно ли проводить исследования с остальными? Эти эмбрионы не создавались в исследовательских целях, то есть положения п. 2 ст. 18 Конвенции о правах человека и биомедицине не нарушаются. Не следует забывать, однако, что при возможности проводить эксперименты на эмбрионах in vitro необходимо предусмотреть их надлежащую защиту (п. 1 ст. 18), понятие которой не раскрывается. Так или иначе, государства вправе принять законодательство, защищающее такие эмбрионы. Напомним также, что ст. 27 Конвенции о правах человека и биомедицине подразумевает возможность установить во внутреннем законодательстве более широкую защиту.
Статья 18 Конвенции о правах человека и биомедицине применяется только к эмбрионам in vitro. В 2005 году был принят Протокол о биомедицинских исследованиях к данной Конвенции[12], положения которого распространяются на плоды и эмбрионы in vivo. Статьей 18 данного Протокола предусматривается возможность проведения исследования на беременной женщине, при этом учитывается необходимость защиты неродившегося ребенка. Результат исследования должен быть полезен для плода или зародыша. Исследования на беременной женщине, потенциальные результаты которых не могут принести непосредственную пользу здоровью эмбриона или плода, возможно лишь в случае соблюдения дополнительных условий. Во-первых, целью исследований является вклад в достижение результатов, которые могут быть полезными в отношении репродукции других женщин или в отношении других эмбрионов, плодов или детей. Во-вторых, сравнимые по эффективности исследования невозможны на женщинах, которые не являются беременными. В-третьих, исследования сопряжены лишь с минимальными рисками и трудностями. Кроме того, согласно ст. 22 данного Протокола при оценке состояния здоровья особое внимание должно уделяться рассмотрению возможного негативного воздействия на течение настоящей или будущей беременности на здоровье эмбриона или плода.
Много вопросов возникает и в связи с использованием стволовых клеток, которые берутся из эмбриона. Большая работа по изучению возможностей их использования ведется в Европейском Союзе при осуществлении Рамочных программ по исследованиям. В 2003 году Европейская комиссия подготовила доклад на рассматриваемую тематику[13], в главу 3 которого были включены юридические и этические вопросы использования стволовых клеток. В докладе дается резюме требований, предъявляемых к проведению исследований с использованием стволовых клеток эмбрионов, включая дополнительные эмбрионы. В положениях доклада повторяются многие пункты Заключения № 15 Европейской группы по этике «Об этических аспектах исследования и использования человеческих стволовых клеток»[14].
Согласно п. 2.4 Заключения № 15 в отношении стволовых клеток, полученных от плода или эмбриональных бластоцитов, действуют особые требования. Что касается получения стволовых клеток из тканей плода, то помимо согласия требуется также гарантия того, что для целей получения тканей не будет произведен аборт и что такое получение не повлияет на планирование прерывания беременности и способ, которым он будет производиться. Во втором случае встает вопрос о моральном статусе человеческого эмбриона. При этом каждое государство ЕС вправе решить, разрешать ли исследования на эмбрионах. Если оно их разрешает, то должно установить надлежащее регулирование и гарантии в отношении риска произвольного экспериментирования и инструментализации человеческих эмбрионов.
На настоящий момент ЕС финансирует исследовательскую деятельность в области использования стволовых клеток в соответствии
с 7-й Рамочной программой, согласно которой не подлежит финансированию исследовательская деятельность с целью создания человеческих эмбрионов для целей исследования или
получения стволовых клеток, включая путем переноса ядра соматической клетки (так называемого терапевтического клонирования).
Важно, что в рамках ЕС действуют общеобязательные документы, регулирующие рассматриваемую область отношений. Так, согласно п. 2с ст. 6 Директивы 98/44/EC о правовой защите биотехнологических изобретений не подлежит патентованию использование эмбрионов для промышленных и коммерческих целей. В одном из дел Суд ЕС рассматривал вопрос о действительности данной Директивы и в своем решении обратил внимание на то, что человеческое тело на различных стадиях его развития не может считаться патентоспособным изобретением.
Таким образом, изучение международных правовых актов об исследованиях на человеческих эмбрионах показывает, что по многим вопросам у государств существуют разногласия. Во-первых, ни в каком международном договоре не закреплено понятие эмбриона и плода. Чаще всего эмбрионом называется человеческий организм на стадии развития до 15 дней (до появления первичной полоски), после чего эмбрион становится плодом. Во-вторых, все еще ведется дискуссия о статусе эмбриона, и в настоящий момент он определяется во внутреннем законодательстве государств. В-третьих, государства не могут прийти к консенсусу по поводу вопросов клонирования, которые во многом связаны с проблемой использования эмбрионов для исследований. Хотя некоторый прогресс в данной области наметился: многие государства выступают однозначно против репродуктивного клонирования.
Необходимо также отметить, что рассматриваемой проблематике уделяется особое внимание в странах, где наблюдается высокий уровень развития науки и техники. Речь идет в частности о ряде стран Совета Европы и ЕС.
Что касается России, то здесь еще предстоит провести значительную работу по законодательному закреплению статуса человеческого эмбриона.
 
Библиография
1 Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб., 2001. С. 404, 413.
2 См.: Перевозчикова Е.В., Панкратова Е.А. Конституционное право на жизнь и правовой статус эмбриона человека // Медицинское право. 2006. № 4.
3 The Protection of the human embryo in vitro: Report by the Working Party on the Protection of the Human Embryo and Fetus. P. 25.
4 Dhonte-Isnard E. L’embryon human in vitro et le droit. Paris: L’Harmattan, 2004. P. 94.
5 См. Медицинское право. 2008. № 2.
6 Охрана репродуктивного здоровья работников. Основные термины и понятия (утв. руководителем Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России 02.10.2003).
7 См., например: Mason J.K, Laurie G.T. Law and medical ethics. 7th ed. NY: OXFORD UNIVERSITY PRESS, 2006. P. 702—705; Перевозчикова Е.В., Панкратова Е.А. Указ. раб.
8 Vo v. France: Judgment of 8 July 2004//Reports of Judgments and Decisions 2004-VIII. Hudoc. URL: http://cmiskp. echr.coe.int/tkp197/search.asp?skin=hudoc-en (access date: 10.04.2009)
9  Preparatory work on the Convention for protection of Human Rights and dignity of the human being with regard to the application of biology and medicine: Convention on Human Rights and Biomedicine ETS No. 164 Steering Committee on bioethics. Strasbourg, 2000. P. 83. http://www.coe.int/t/dg3/healthbioethic/texts_and_documents/CDBI-INF(2000)1PrepConv.pdf
(дата обращения: 10.04.2009)
10  О запрете клонирования человеческих существ 1998 года к Конвенции о правах человека и биомедицине: Протокол от 12 января 1998 г. СДСЕ № 168. URL: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/168.htm (дата обращения: 10.04.2009) К. с. 69
11 Andorno R. The Oviedo Convention: a European legal framework at the intersection of human rights and health law // JIBL. 2005. Vol. 02. P. 141.
12 О биомедицинских исследованиях: Дополнительный  протокол от 25 января 2005 г. СДСЕ №195. URL: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/195.htm (дата обращения: 10.04.2009)
13 Commission staff Working paper report on human embryonic stem cell research. SEC(2003) 441// Commision of European Communities.Brussels,2003.P.26. URL: http://ec.europa.eu/research/press/2003/pdf/sec2003-441report_en.pdf (access date: 10.04.2009)
14 Opinion No. 15 of the European Group on Ethics regarding "Ethical aspects of human stem cell research and use". URL: http://ec.europa.eu/european_group_ethics/publications/docs/dp15rev_en.pdf

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Статья посвящена проблемам защиты прав человеческого эмбриона, а также новорожденного ребенка. Одним из важных аспектов является вопрос о моменте, с которого эмбрион подлежит правовой защите.
Добавлено: 08.08.2023
Рассматриваются проблемы, затрагивающие права человеческого эмбриона в сфере наследственного права и признания государством за эмбрионом определенного статуса.
Добавлено: 01.02.2022
Рассматриваются правовые аспекты редактирования генома человека с учетом последних рекомендаций Международной комиссии по клиническому использованию генетического редактирования в отношении человека 2021 года.
Добавлено: 07.11.2021