УДК 346.58
Страницы в журнале: 123-130
А.Г. ЯКОВЛЕВА,
соискатель кафедры международного публичного права Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова аnastasiamsu-ya@ya.ru
Перенасыщение мировой экономики долларами, не обеспеченными активами, недостатки системы плавающих курсов валют вновь дали почву для обсуждения идеи возвращения к золотому стандарту как к некоему средству стабилизации валютных курсов и инфляции. Золото неофициально остается одним из центральных элементов международной валютно-финансовой системы. В этой связи представляется необходимым выработать межгосударственное соглашение, которое определило бы международно-правовой режим золота в этой системе.
Ключевые слова: золото, золотой стандарт, золотодолларовый паритет, международная валюта, Бреттон-Вудская система, Международный валютный фонд, плавающие курсы валют, золотые резервные активы.
International legal status of gold in the international monetary and financial system
Yakovleva A.
The glut of the world economy with dollars and other unsecured actives as far as the drawbacks of the floating exchange rates revived discussions regarding the reversion to the gold standard as a means of stabilization of the currency rates and inflation. Gold is still de facto a central part of the international currency and financial system that is why it seems to be necessary to work out the interstate agreement that will define the current international legal status of gold within the system.
Keywords: gold, gold standard, gold and dollar parity, international currency, Bretton Woods System, International Monetary Fund, floating exchange rates, gold reserve actives.
Исторически роль золота в силу его особых качеств в экономической системе неоценима. Ограниченные запасы природного золота и высокая себестоимость извлечения из руд и смесей металлов делают его дорогим металлом. За свою историю человечество добыло 161 тыс. тонн золота, из них более половины — за последние 50 лет[1]. Физико-химические свойства золота препятствуют его окислению, относительная мягкость металла позволяет быстро его переплавлять. Это делает золото удобным для использования в расчетах и хранения в качестве резерва.
Традиционно золото выступало в качестве средства платежа и расчетов, накопления и измерения имущественных ценностей. Вместе с тем рынок золота долгое время складывался стихийно: «правила игры» задавали государства, располагавшие наибольшими запасами этого металла. Так, в 1816 году Англия впервые в одностороннем порядке установила «золотой стандарт» в отношении фунта стерлингов. Это привело к усилению британской валюты, что противоречило экономическим интересам другого могущественного государства Европы — Франции. Поскольку конкуренцию золоту составляли и другие драгметаллы (например, серебро), необходимо было выработать определенные правила чеканки золотых и серебряных монет. В результате под эгидой Франции и при участии таких стран, как Бельгия, Италия, Швейцария и Греция, был создан Латинский монетный союз, установивший курс золота к серебру[2].
Постепенное ослабление роли серебра привело к тому, что золото стало основной расчетной единицей. При этом развитие торгового оборота и ограниченные запасы этого металла требовали создания дополнительных денежных инструментов. Это привело к усилению роли валют отдельных государств и появлению бумажных банкнот. Но одновременно появилась потребность упорядочить валюты государств по отношению друг к другу. В качестве «связующего звена», позволившего определять курсы валют отдельных государств, стали вновь использовать золото.
Как пишет Ю.В. Шумилов[3], юридически в качестве единственной формы «мировых денег» золото было закреплено по решению Парижской монетной (валютной) конференции 1867 года, что послужило основой для появления на многостороннем уровне так называемого золотого стандарта. Каждая национальная валюта имела определенное золотое содержание и соотносилась с другой валютой по валютному курсу, определенному на основе спроса и предложения, т. е. плавающему курсу.
Первая мировая война подорвала существовавшую мировую валютно-финансовую систему. Вновь золотой паритет был восстановлен лишь в 1922 году на конференции в Генуе. Он применялся в основном для группы промышленно развитых государств Европы.
Наряду с золотом в качестве резервного и платежного средства стали вводиться так называемые девизы, т. е. иностранные платежные средства. Обменять девизы на золото было возможно в той стране, в которой они были приобретены. В отличие от ранее существовавшей системы национальная валюта внутри государства на золото не обменивалась. Так был установлен золотодевизный стандарт.
Лондонская экономическая конференция 1933 года восстановила довоенные паритеты и других валют. В 1936 году США, Франция и Соединенное Королевство подписали трехстороннее соглашение, устанавливающее паритеты их валют. Вызванная этим дефляция в Англии сделала ее слабым звеном в мировой экономике и лишила устойчивости весь мировой денежный рынок. Последовавшая затем Великая депрессия 1930-х годов и Вторая мировая война привели к тому, что США и другие государства отменили конвертируемость национальной валюты в золото.
1940-е годы ознаменовались становлением Бреттон-Вудской системы, юридическим оформлением которой явилось создание двух основных международных финансовых организаций — Международного валютного фонда (далее — МВФ, Фонд) и Международного банка реконструкции и развития (далее — МБРР). Одна из центральных проблем, которую была призвана решить новая система, заключалась в определении места золота в валютно-финансовых отношениях государств — членов Фонда и МБРР. Уже на этапе разработки проектов организаций наблюдалось противоречие: европейские государства выступали за возвращение к традиционному «золотому стандарту», в то время как США, проводившие «новый курс» Ф.Д. Рузвельта, ориентировались на свободно плавающие курсы валют.
Г.Д. Уайт, представитель американской делегации, предложил создать международный стабилизационный фонд размером 5 млрд долл. США, состоящий из золота и правительственных ценных бумаг стран-участниц. В дальнейшем эта идея, но уже в измененном виде, нашла свое отражение в статьях Соглашения МВФ. По замыслу Г.Д. Уайта, также должна была быть создана обеспеченная золотом единица Фонда, которая играла бы роль мировой валюты[4]. За единицу мировой валюты Г.Д. Уайт предложил принять нарицательную единицу, т. е. не имеющую национальной окраски, а именно «унитас»[5]. В первоначальном проекте Г.Д. Уайт использовал понятие «унит» (от англ. unit), что означало некую международную денежную единицу для международных расчетов. При подготовке второго проекта Г.Д. Уайт для тех же целей стал использовать термин, производный от слова unit — unitas (унитас)[6].