УДК 341.48/.49
Страницы в журнале: 142-147
И.В. Щеблыкина,
кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра правовых исследований «Право и политика»
В.В. Звягинцев,
кандидат юридических наук, научный сотрудник Центра правовых исследований «Право и политика» Россия, город viktor.zvv@mail.ru
Представлен ретроспективный анализ основ международно-правового регулирования противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, выделены актуальные проблемы в данной сфере на современном этапе и определены перспективы их решения.
Ключевые слова: правовая основа, конвенция, незаконный оборот, наркотические средства, ООН, психотропные вещества, государство, преступность.
Обеспечение различных подсистем национальной безопасности — государственной, общественной, военной и других — является основным направлением государственной политики и деятельности институциональных органов.
Устойчивый рост организованной преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ свидетельствует не только о наличии разнообразных угроз безопасности социальных подсистем, но и о формировании новых потенциальных угроз суверенитету и социально-экономическому развитию России [10].
Первым международным договором, регламентирующим борьбу с незаконным оборотом наркотиков, стала Международная опиумная конвенция 1912 года, закрепившая необходимость ограничения производства, продажи и использования наркотиков исключительно медицинскими целями. Впоследствии были приняты еще несколько международно-правовых актов, регламентирующих международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
В 1946 году на конференции ООН было принято решение об образовании Комиссии ООН по наркотическим средствам, в состав которой вошли полномочные представители 15 государств. В настоящее время Комиссия осуществляет координацию международной деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков [6]. Одним из главных достижений Комиссии является принятие в 1961 г. Единой Конвенции о наркотических средствах (далее — Конвенция 1961 года) [4]. Значение данной Конвенции определяется унификацией ранее принятых многочисленных международных документов, сокращением числа международных контролирующих органов, созданием эффективной системы контроля за производством сырьевых продуктов.
Протоколом от 25.03.1972 (далее — Протокол 1972 года) в нее были внесены поправки, цель принятия которых заключалась в ограничении производства, изготовления, торговли, импорта, экспорта, распределения и использования наркотических средств в медицинских и научных целях.
Протоколом 1972 года было закреплено обязательство представлять доклады о данном сегменте противоправной деятельности в рамках национальной юрисдикции государств Международному комитету по контролю над наркотиками, а также определены обязанности по социальной реабилитации и интеграции наркоманов.
Дальнейшее развитие международно-правовых основ противодействия незаконному обороту наркотических средств было связано с принятием Конвенции о психотропных веществах 1971 года (далее — Конвенция 1971 года) [7], а также Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года [8] (далее — Конвенция 1988 года). Принятие Конвенции 1988 года в значительной мере способствовало модернизации национального законодательства различных государств по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Данные документы закрепили:
— правовой механизм контроля за производством и распространением наркотиков и психотропных веществ;
— меры по ограничению производства, распространения, владения, использования и торговли наркотическими средствами исключительно в медицинских и научных целях (Конвенция 1961 года);
— систему международного контроля за галлюциногенами, симпатомиметическими средствами амфетаминного типа, барбитуратами, а также снотворными, транквилизирующими и анальгезирующими средствами (Протокол 1972 года);
— необходимость лечения и реабилитации наркоманов;
— возможность в качестве альтернативы наказанию или дополнительно к нему подвергнуть лицо, злоупотребляющее психотропными веществами, принудительному лечению (Конвенция 1971 года).
Конвенцией 1988 года предусмотрена также система мер, направленных против контрабанды наркотиков, в числе которых выделяются отслеживание, замораживание и конфискация доходов и имущества, полученных в результате незаконного оборота наркотиков. Государства, подписавшие Конвенцию 1988 года, обязались оказывать друг другу самую широкую помощь в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
В современных условиях размер глобального рынка наркотиков составляет около 0,9% ВВП. По оценкам Всемирного банка, в 2011 г. в результате преступной деятельности и финансовых операций по «отмыванию» денежных средств в легальный оборот было введено около 25 трлн долларов. По экспертным оценкам, основным источником доходов транснациональных организованных преступных формирований является торговля наркотиками [3].
По официальным заявлениям бывшего директора Управления ООН по наркотикам и преступности Антонио Косты [1], ежегодно от афганского героина погибает до 100 тыс. человек, что превышает число погибших при взрыве американской атомной бомбы в Нагасаки в 1945 году. За десять лет в Европе и Азии от наркотического потребления погибли как минимум 1 млн человек. По оценке ООН, только 0,2% незаконных финансовых потоков перехватывается и замораживается. Это означает, что из 2,1 трлн долл. «грязных» денег власти изымают только 4,2 млрд долл.
В контексте рассматриваемых проблем необходимо отметить, что наибольшую опасность для Российской Федерации представляет контрабанда наркотиков, в первую очередь афганского происхождения. Согласно официальным данным ООН, с 7 октября 2001 г., когда войска США начали проведение операции возмездия «Несокрушимая свобода», направленной на поиск и ликвидацию лидера Аль-Каиды Бен Ладена, объем производимого в Исламской Республике Афганистан героина возрос и составил более 90% от объема мирового производства. Афганистан стал занимать первое место, опередив бывшего лидера Марокко, и по производству гашиша. На российском направлении выявленные объемы поставляемого афганского гашиша возросли в 12 раз.
Специалисты отмечают, что афганский наркотрафик способствует перерастанию организованных преступных формирований в преступные картели, а их финансовая мощь обеспечивает проникновение в политику Центрально-Азиатского региона [5, с. 15].
Тяжесть последствий транснационального наркотрафика обуславливают необходимость полноценного использования документов ООН. Конвенции ООН имеют огромное практическое значение в противодействии данному сегменту организованной преступной деятельности. Как отмечается, «в совокупности эти конвенции (рассмотренные выше — авт.) представляют собой достаточно исчерпывающий свод правил, регламентирующих, как наркотические вещества должны производиться, продаваться и использоваться, а также что надлежит сделать, чтобы воспрепятствовать преступным действиям, связанным с наркотиками» [14].
Руководствуясь положениями указанных Конвенций, а также решениями и рекомендациями ООН, главы правительств государств — участников СНГ 30 ноября 2000 г. приняли Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, в котором определены основные принципы, направления и формы сотрудничества, названы компетентные органы, уполномоченные на осуществление прямых контактов, установлен порядок сотрудничества на основании запросов об оказании содействия.
Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ разработан модельный закон СНГ «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» от 16.11.2006 [9].
В Российской Федерации был принят Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [13]. В 1998 г. межведомственным приказом Министерства внутренних дел РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федеральной службы безопасности РФ, и Федеральной пограничной службы РФ, был образован Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России. Таким образом, государством была предпринята попытка совершенствования нормативного и организационного обеспечения противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
24 сентября 2002 г. по указу Президента России был создан Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел РФ, преобразованный в 2003 году в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России).
9 марта 2004 г. комитет был преобразован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которая 28 июля 2004 г. была переименована в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее — ФСКН России) [12].
Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690 была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [11].
Таким образом, документы международного, регионального и национального уровней определяют основные направления предупреждения и борьбы с организованной преступной деятельностью, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Национальные антинаркотические стратегии основаны на положениях Конвенций ООН 1961, 1971 и 1988 гг. и по мере необходимости дополняются и модернизируются. Есть основания полагать, что активизация сотрудничества между правительствами государств, ратифицировавших Конвенцию 1988 года, позволит существенно повысить эффективность международной деятельности по противодействию наркобизнесу.
Однако изучение транснациональной организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в системных взаимосвязях позволяет рассматривать ее как современную форму достижения геополитических целей. В докладах Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) зафиксировано увеличение объема производимых наркотиков [1]. Оно произошло с приходом американских войск на территорию Исламской Республики Афганистан. После вывода американских войск с территории данного государства, намеченного на декабрь 2014 года, не стоит прогнозировать снижение объема наркотрафика, следующего на территорию Российской Федерации. Было бы наивным полагать, что транснациональная организованная преступность в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, как и радикальная идеология движения «Талибан», не будет применена для обеспечения стратегических интересов государства, использующего любую возможность для дестабилизации ситуации в различных регионах мира.
Таким образом, изложенные в статье международные правовые основы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, определяющие контуры международного сотрудничества, в известной мере утрачивают свое определяющее значение при обострении политического противоборства, поскольку в силу вступают не ценности, закрепленные в Уставе ООН, а «национальные интересы» государства, претендующего на глобальное лидерство. Такой подход противоречит базовой позиции, закрепленной в Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 08.09.2000, согласно которой верховенство права должно доминировать в международных и внутренних делах [2]. Считаем, что наблюдаемое усложнение международных отношений требует внесения изменений в действующую систему международного права в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Список литературы
1. Глобализация преступности: оценка угрозы транснациональной организованной преступности: докл. директора-исполнителя Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) Антонио Мария Коста. URL: http://libymax.ru/?p=12463 (дата обращения: 14.12.2014).
2. Декларация Тысячелетия Организации Объединенных Наций: принята Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН 08.09.2000. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения: 14.12.2014).
3. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2010 год. URL: http:www.un.org/ru/development/surveys/docs/incb2010.pdf> (дата обращения: 12.12.2014).
4. Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 года // Бюллетень международных договоров. 2000. № 8.
5. Иванов В. Необходимо создать новую национальную антинаркотическую модель России // Библиодосье к парламентским слушаниям на тему «О совершенствовании законодательства в сфере обеспечения безопасности граждан Российской Федерации и противодействия незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ». — М., 2012.
6. Комиссия по наркотическим средствам. URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/about/narcoticdrugs_commission.shtml (дата обращения: 14.12.2014).
7. Конвенция о психотропных веществах 1971 года // Бюллетень международных договоров. 2000. № 8.
8. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. URL: http://base. consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc; base=INT;n=15509 (дата обращения 14.12.2014).
9. Модельный закон «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах»: принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 16.11.2006 № 27-6 // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (часть 1). С. 116—194.
10. Путин В.В. России необходимо усилить систему безопасности на южном направлении. URL: http://www.rg.ru/2013/05/08/granica-anons.html (дата обращения: 12.12.2014).
11. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 24. Ст. 3015.
12. Указ Президента России от 28.07.2004 № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3234.
13. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219.
14. Хартелиус Й. Кто заботится о контроле за наркотиками? −URL: http://www.ecad.ru/oon-kom. html#oon4-07 (дата обращения: 14.12.2014).