УДК 341.355.58
Страницы в журнале: 152-156
M.Н. БРАЙДЖЕ,
аспирант кафедры международного и европейского права юридического факультета Казанского приволжского федерального университета
Основополагающим международным актом, обеспечивающим косвенную защиту окружающей среды в связи с военной деятельностью государств, стала Женевская конвенция 1949 года о защите гражданского населения во время войны, а также ряд других важных деклараций и конвенций. В настоящее время в современном международном праве сложилась система норм, регулирующих запрещение, ограничение и ответственность за нанесение ущерба окружающей среде. Рассмотрены международные правовые акты, относящиеся к защите окружающей среды в связи с военной деятельностью государств.
Ключевые слова: окружающая среда, военная деятельность государств, методы и средства ведения войны, правовая охрана окружающей среды, пережитки войны, испытание ядерного оружия.
International legal regulations providing indirect environmental protection in view of the state military activity
Braije М.
The fundamental international instrument that provides an indirect protection of the environment in relation to military activities of States are: Geneva Convention for the Protection of Civilian Persons in Time of War, 1949; UN Stockholm Declaration on the Environment in 1972, the Convention on Prohibitions or Restrictions on the Use of Certain Conventional arms 1980, the Convention on the Prohibition of the Development, Production and Stockpiling of Bacteriological (Biological) Toxin Weapons and on Their Destruction in 1971, the Convention on the Prohibition of Military or Any Other Hostile Use of Environmental Modification Techniques, 1976, and others. At the present time in modern international law has developed a system of rules governing the prohibitions, restrictions and liability for damage to the environment in connection with the military activities of States. In this system include: in relation to military activities of the problem of protecting the environment were studied in a cursory, including in the works.
Keywords: environment, military, states, methods and means of warfare, the remnants of war, a nuclear weapons test.
Неконтролируемое правом развитие техники, особенно в военной области, может привести к непоправимым негативным последствиям. Особую опасность несут гонка вооружений, испытания ядерного и другого оружия массового уничтожения.
В частности, огромен ущерб, причиняемый флоре и фауне наземными ядерными взрывами. Согласно данным специальной комиссии, которая занималась изучением последствий испытания ядерного оружия на полигоне в пустыне штата Невада (США), каждый из ядерных взрывов в зависимости от его мощности полностью уничтожал жизнь на площади от 73 до 204 га[1].
Но наибольший ущерб природе наносят, конечно, войны, во время которых повсеместно уничтожаются и флора и фауна. Причем если прежде такой вред был как бы побочным следствием войн, то в ходе войны, например, в Индокитае разрушение окружающей среды впервые в истории человечества стало существенным компонентом преступной военной стратегии государства-агрессора. Армия США применяла различные средства, которые уничтожали растительный покров на огромных территориях, чтобы лишить противника естественных укрытий, свободы передвижения, источников пищи. Среди таких средств — химические отравляющие вещества, губящие растительность (55 тыс. т гербицидов), массированная и постоянная бомбардировка, широкое использование тяжелых бульдозеров (так называемых римских плугов). Особенно тяжелыми были последствия войны для Южного Вьетнама, на который пришлось около 71% всех фугасных бомб, практически все гербициды и все операции по «расчистке» джунглей, где базировались партизанские отряды. Повсеместно и без разбора уничтожались урожаи сельскохозяйственных культур. Такова была тактика «выжженной земли» — умышленное и систематическое уничтожение американским агрессором животного и растительного мира Индокитая. Ущерб, причиненный флоре и фауне Индокитая, настолько огромен, что и по сей день пагубно сказывается на экономике стран этого региона.
В области обеспечения косвенной защиты окружающей среды от воздействия военной деятельности государств были разработаны и приняты международные акты, благодаря которым можно минимизировать последствия военных действий.
Следует упомянуть резолюцию Генеральной ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений», принятую на XXXVI сессии в 1981 году по инициативе СССР, а также провозглашенную на XXXVII сессии Генеральной ассамблеи ООН в 1982 году Всемирную хартию природы[2]. Впервые в практике международных отношений в документах закрепляется органическая связь между сохранением окружающей среды, сохранением мира на Земле и ограничением гонки вооружений.
Основополагающим международным актом, обеспечивающим косвенную защиту окружающей среды в связи с военной детальностью государств, стала Женевская конвенция 1949 года о защите гражданского населения во время войны (далее — Конвенция). В частности, в ней содержатся нормы, касающиеся покровительствуемых лиц, граждан, находящихся на оккупированной территории, интернированных лиц и о местах интернирования. Из Конвенции следует, что места интернирования не должны располагаться в районах, особо подвергающихся военной опасности (ст. 83). Для обеспечения необходимой защиты во всех местах интернирования, находящихся под угрозой воздушных налетов и других опасностей войны, должны быть надлежащим образом и в достаточном количестве построены убежища (ст. 88). В местах интернирования должны быть приняты все надлежащие противопожарные меры (ст. 88). Из этого следует, что и окружающая среда в вышеуказанных местах будет находиться в безопасности и ей будет обеспечена защита.
Также следует отметить Дополнительный протокол II 1977 года к Женевским конвенциям, который содержит нормы о защите объектов, необходимых для выживания гражданского населения: «производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения» (ст. 14). В статье 15 Дополнительного протокола II говорится о защите «установок и сооружений, содержащих опасные силы, а именно: плотин, дамб и атомных электростанций».
Прослеживается сходство положений дополнительных протоколов I и II с той лишь разницей, что первый призван защищать жертв международного вооруженного конфликта, а второй — жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Следовательно, защита окружающей среды происходит независимо от характера вооруженного конфликта.
Особенность международного права, относящегося к защите окружающей среды, заключается в заметной роли международных актов квазинормативного характера: деклараций, стратегий, руководящих принципов поведения и т. п., которые часто называют «мягким правом». Эти рекомендательные документы, служащие вспомогательным источником международного права, составляют существенную долю в общем объеме правового материала по защите окружающей среды. Они оказывают хотя и ограниченное, но позитивное воздействие на эту сферу международных отношений.
Типичной в этом плане является Стокгольмская декларация ООН 1972 года по проблемам окружающей среды, впервые на универсальном уровне определившая подходы к решению экологических проблем. Не обладая обязательной юридической силой, Стокгольмская декларация, безусловно, влияет на нормотворческий процесс: закрепленные в ней принципы о непричинении экологического ущерба, защите морской среды от загрязнения и ряд других получили дальнейшее подтверждение и развитие в международной правовой практике государств. Документ Конференции ООН 1992 года по окружающей среде и развитию — Декларация Рио-де-Жанейро (обновленный свод согласованных принципов международного сотрудничества по охране окружающей среды в свете новых форм глобального партнерства) — направлен на создание нового и равноправного глобального партнерства посредством формирования новых уровней сотрудничества между государствами и основными научными, промышленными, финансовыми и другими кругами общества. В Декларации Рио-де-Жанейро зафиксирован ряд принципов для перехода к устойчивому развитию, а также подчеркивается, что главной целью решения проблем устойчивого развития являются люди, которые имеют право на здоровую и активную жизнь в гармонии с природой.
Конвенция 1980 года о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (далее — Конвенция 1980 года), и пять протоколов к ней (о необнаруживаемых осколках; о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств; о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия и др.) также оказывают косвенное влияние на защиту окружающей среды.
Как верно отметил Филипп Антуан, в дополнительных протоколах I и II 1977 года к Женевским конвенциям также запрещается неизбирательное использование оружия[3].
Стремясь решить возникшую проблему, Международный комитет Красного Креста созвал две конференции: в Люцерне (1974 г.) и в Лугано (1976 г.). Помимо этого, в резолюции № 22 Дипломатической конференции 1974—1977 гг. по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, содержится рекомендация о том, чтобы посвященная этим вопросам конференция правительственных экспертов состоялась в сентябре 1979 года.
Немаловажно отметить текст преамбулы Конвенции 1980 года, в которой отражены положения п. 3 ст. 35 Дополнительного протокола I 1977 года, а именно: «запрещается применять методы и средства ведения войны, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде».
В Конвенции 1980 года ничего не говорится о взрывчатых боеприпасах, хотя огромный ущерб, нанесенный окружающей среде в результате интенсивного и регулярного использования боеприпасов во время вьетнамской кампании, свидетельствует о том, что эта проблема заслуживает пристального внимания. Напомним, что в Индокитае было использовано более 14 млн т снарядов[4], и неизвестно, сколько из них осталось лежать неразорвавшимися. В связи с этим в 2003 году, «признавая серьезные постконфликтные проблемы, порождаемые взрывоопасными пережитками войны, и сознавая необходимость заключения протокола о постконфликтных коррективных мерах общего характера с целью минимизировать риски воздействия взрывоопасных пережитков войны»[5], был принят Протокол о взрывоопасных пережитках войны (Протокол V). Согласно Протоколу V «неразорвавшийся боеприпас означает взрывоопасный боеприпас, который был инициирован, снаряжен, взведен или как-либо иначе приготовлен к применению и применен в вооруженном конфликте». Можно представить, какие еще жертвы могут понести стороны конфликта даже после окончания военных действий и какой урон могут нанести эти боеприпасы окружающей среде.
Протокол I к Конвенции 1980 года (о необнаруживаемых осколках) практически никак не регулирует вопрос ущерба, наносимого тем или иным видом оружия. Однако Протокол II к Конвенции 1980 года (о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств) запрещает или ограничивает применение данного вида оружия, которое широко использовалось во время Второй мировой войны, войны в Индокитае, в арабо-израильских войнах, а позднее в Афганистане. Как утверждает Филипп Антуан, применение этого оружия не может причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб окружающей среде, но тем не менее способно наносить ей урон в той или иной форме. Помимо того что его использование может привести к несчастным случаям, в результате которых погибнут и получат увечья люди и животные, применение этого вида оружия существенно препятствует восстановлению сельского хозяйства и других отраслей экономики[6]. И действительно, после войны во Вьетнаме огромные площади сельхозугодий пришли в негодность: на них просто невозможно было работать из-за большого количества мин.
Протокол III к Конвенции 1980 года (о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия) является одним из очень важных документов. По оценкам специалистов, во Вьетнаме с начала военных действий по март 1968 года было использовано более 100 000 т напалма. Эта «экологическая война» уничтожила десятки тысяч квадратных километров растительности и посевных площадей.
В заключительной части отчета ООН 1973 года в отношении ущерба, наносимого окружающей среде, говорится о необратимых экологических изменениях, влекущих серьезные последствия долгосрочного характера, абсолютно несоизмеримые с теми результатами, которые планировалось получить в результате войны[7].
Крайне важно отметить, что в Протоколе III имеются положения, в которых говорится о запрещении «при любых обстоятельствах подвергать гражданское население как таковое, отдельных лиц или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия» (п. 1 ст. 2). Здесь мы видим подтверждение положений статей 51 и 52 Дополнительного протокола I 1977 года к Конвенции 1971 года о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) токсинного оружия и об их уничтожении. Исходя из положений преамбулы данной конвенции, можно утверждать, что при ее разработке было признано важное значение Протокола 1925 года о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств.
Российская Федерация в соответствии со своими международными обязательствами ежегодно представляет в ООН информацию в рамках согласованных мер по укреплению доверия в биологической сфере. Россия принимает энергичные меры по закреплению положений Конвенции 1971 года на национальном уровне: в 1990-х годах был принят ряд нормативных актов, исключающих саму возможность ведения деятельности в нарушение Конвенции 1971 года. В УК РФ внесены дополнения, предусматривающие ответственность (вплоть до лишения свободы) за деятельность, противоречащую Конвенции 1971 года. Необходимые дополнения внесены и в Таможенный кодекс РФ.
Государства, присоединившиеся к Конвенции 1976 года о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, согласились, что использование средств воздействия на природную среду в мирных целях могло бы привести к улучшению взаимодействия человека и природы и способствовать сохранению и улучшению природной среды на благо нынешнего и будущих поколений, что военное или любое иное враждебное использование таких средств могло бы иметь чрезвычайно пагубные последствия для благосостояния людей.
Не последнее место в деле защиты окружающей среды от военной деятельности государств занимают договоры, направленные на ограничение гонки вооружений между государствами. Первый среди них — Московский договор 1963 года о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.
Вторым следует назвать Договор 1968 года о нераспространении ядерного оружия (в котором нашли отражение нормы Московского договора 1963 года). Он конкретизировал положения о запрете проведения ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой и тем самым направлен на сдерживание развития военной ядерной программы, которая может нанести непоправимые последствия для окружающей среды.
По Договору 1971 года о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения государства обязались не устанавливать на дне морей и океанов и в его недрах за внешним пределом зоны морского дна какое-либо ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и любые другие устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия. Данный договор направлен на сохранение экологической среды мирового океана и предотвращение конфликтов, связанных с использованием той или иной страной своего континентального шельфа. Таким образом, этот договор исключил из сферы гонки вооружений обширную область планеты — дно морей и океанов и его недра.
В 1994 году Международный комитет Красного Креста направил в ООН для рассмотрения Руководящие принципы для военных уставов и инструкций об охране окружающей среды в период вооруженных конфликтов (далее — Руководящие принципы). Этот документ не был утвержден официально, но Генеральная ассамблея ООН на своей 49-й сессии предложила всем государствам должным образом рассмотреть возможность включения Руководящих принципов в свои военные уставы и другие инструкции для личного состава вооруженных сил.
Руководящие принципы должны стать средством подготовки и обучения личного состава вооруженных сил. Они представляют собой краткое изложение международных норм, уважение и знание которых требуется от представителей вооруженных сил. Их не следует рассматривать как проект кодификации; главная цель данного проекта — обеспечить осознание каждым бесценности и хрупкости окружающей среды, которую необходимо защищать как в мирное, так и в военное время.
Наряду с общими принципами международного права данный документ содержит и конкретные нормы охраны окружающей среды. Такая охрана обеспечивается запретом на разрушение гражданских объектов, за исключением тех случаев, когда такое разрушение оправдано военной необходимостью.
В частности, государства должны принимать все необходимые меры, предусмотренные международным правом, во избежание:
а) превращения лесов и других видов растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия (за исключением случаев, когда такие природные элементы используются для укрытия или маскировки войск или военных объектов или когда они сами являются военными объектами);
б) нападений на объекты, необходимые для выживания гражданского населения (склады с запасами продуктов питания; производящие продовольствие сельскохозяйственные районы; сооружения для снабжения питьевой водой с целью не допустить их использования гражданским населением);
в) нападений на установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно плотины, дамбы и атомные электростанции, даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения, и когда на такие установки и сооружения распространяется специальная защита в соответствии с Дополнительным протоколом I к Женевским конвенциям;
г) нападений на исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа, которые составляют культурное и духовное наследие народов.
Руководящими принципами запрещена неизбирательная установка наземных и морских мин, дистанционно устанавливаемых мин, не имеющих механизма самообезвреживания. Месторасположение минных полей должно быть зафиксировано.
Также запрещено причинение ущерба окружающей среде в качестве репрессалий (Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям). В связи с этим государства призваны заключать между собой другие соглашения для обеспечения дополнительной защиты природной среды в периоды вооруженных конфликтов.
В случае наличия установок и сооружений, на которых ведется опасная деятельность, следует определять и обозначать их, наряду с объектами, необходимыми для гражданского населения.
Государства должны распространять Руководящие принципы, доводить их до сведения не только военных, но и гражданского населения, а также включать их в образовательные программы. Во время проведения исследований, научных и технических разработок необходимо принимать во внимание Руководящие принципы и строго следить за соблюдением указанных в них норм. В случае вооруженного конфликта государства также должны поддерживать, защищать сторонние организации, содействующие предотвращению или устранению ущерба окружающей среде, и не препятствовать их работе.
В случае нарушения данных норм деятельность, способствовавшая их нарушению, прекращается, о случившемся и о виновных лицах докладывается компетентным властям. При наличии серьезных нарушений виновные должны быть привлечены к ответственности.
Таким образом, в настоящее время система международного правового регулирования запрещения, ограничения и ответственности за нанесение ущерба природной среде в связи с военной деятельностью характеризуется следующим.
Во-первых, международное сообщество разработало и воплотило в жизнь систему эффективных норм, сдерживающих гонку вооружений и снижающих негативное воздействие на окружающую среду. Отрадно, что большинство стран—членов ООН приняли и ратифицировали эти нормы. По нашему мнению, система закрепила обязательства государств принимать все возможные меры предосторожности, чтобы избежать нанесения ущерба окружающей среде или свести его к минимуму. Немаловажно и то, что государства обязаны применять нормы международного гуманитарного и экологического права во время вооруженных конфликтов.
Во-вторых, в системе норм, обеспечивающих косвенную защиту, существуют свои минусы. Во время военных действий не все государства руководствуются разработанной системой международных правовых норм. В своих выступлениях перед Международным судом по делам о ядерном оружии многие государства хотя и подчеркивали важность защиты окружающей среды во время вооруженных конфликтов, но не ограничивали себя требованиями договоров, применяемых именно к вооруженным конфликтам. События в секторе Газа в январе 2009 года показали, что Израиль игнорирует положения о защите окружающей среды, аргументируя это тем, что борется с палестинскими террористами.
В-третьих, по нашему мнению, в системе международных правовых норм, обеспечивающих косвенную защиту окружающей среды, недостаточно разработаны меры ответственности государств за загрязнение окружающей среды в результате военных действий.
Библиография
1 См.: Мосин О.В. Международное право и охрана окружающей среды // http://www.oprave.ru/statii/Megdynarondoetexts 06.html (дата обращения: 20.05.2010).
2 www.bellona.ru/Casefiles/anima (дата обращения: 20.05.2010).
3 См.: Антуан Филипп. Международное гуманитарное право и охрана окружающей среды во время вооруженных конфликтов // Защита окружающей среды в международном гуманитарном праве: Сб. статей. — М., 1995. С. 29.
4 Stockholm International Peace Research Institute. “World Armaments and Disarmennts: SIPR Yearbook 1978”. Taylor and Francis Ltd., L. 1978. P. 44.
5 Преамбула Протокола по взрывоопасным пережиткам войны 2003 года // http://www.mineaction.org/downloads/1/ Russian.pdf (дата обращения: 20.05.2010).
6 Антуан Филипп. Указ. раб. С. 29.
7 Там же.