УДК 341.231.14: 347.156
Страницы в журнале: 143-146
А.В. Агеева,
зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин, старший преподаватель юридического факультета Омского экономического института Россия, Омск alyona-ageeva@yandex.ru
Рассматриваются вопросы, посвященные осуществлению международной политики и проблемам защиты прав женщин. Затрагивается вопрос, касающийся реализации гендерного равноправия в мире. Особое внимание уделяется нормотворческой деятельности международных организаций, направленной на достижение не только юридического, но и фактического равноправия мужчин и женщин. В результате проведенного анализа международных правовых актов в области защиты прав женщин формулируется вывод о том, что в настоящее время сложилась система защиты прав женщин на международном уровне, однако неравенство полов до конца не искоренено в значительной степени по причине сохранившихся исторически сложившихся патриархальных традиций, которые в современном обществе всерьез обостряют проблему борьбы за ограниченные общественные ресурсы.
Ключевые слова: права женщин, равноправие, защита, права человека, пол, гендерное равенство, дискриминация.
Защита прав человека является приоритетом в деятельности всего мирового сообщества и прежде всего таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций (далее — ООН), Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Европейский союз, Европейский суд по правам человека. Всеобщая декларация прав человека 1948 года в статьях 1 и 2 провозглашает: «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» и должны обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в документе, «без какого-либо различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального или иного положения» [11].
Вопреки указанному положению состояние гендерного равенства по всем направлениям деятельности оставляет желать лучшего. В связи с этим крупнейшие международные организации предложили своим странам—участницам начать осуществление деятельности, направленной на упразднение гендерной дискриминации. Эта деятельность должна представлять собой четкую стратегию государства, закрепляющую не только юридическое, но и фактическое равноправие женщин и мужчин. Все они были объединены общим понятием стратегии позитивных или аффирмативных действий [10, 14], направленных на уничтожение дискриминации женщин по признаку пола во всех областях жизни. Базовые принципы и положения данной стратегии легли в основу принятых позже международных правовых документов, касающихся защиты и регулирования прав женщин. Главный из них — Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (далее — Конвенция 1979 года) [12]. Конвенция была принята ООН в 1979 году и стала первым документом, затронувшим вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека именно на международном уровне. Особо следует подчеркнуть, что она содержит перечень мер, которые должны стать обязательными для государств—участников в деятельности по преодолению гендерной дискриминации. Такой мерой, в частности, является обязанность государств включать положения, закрепляющие принцип равноправия мужчин и женщин, в основные законы и другие нормативные акты.
Конвенция 1979 года имеет целью закрепить четкую норму, касающуюся запрета дискриминации в отношении женщин именно исходя из полового признака. В ней определяется полное равенство мужчины и женщины во всех сферах жизнедеятельности: политической, экономической, культурной, социальной. Важно отметить, что Конвенция 1979 года имеет целью устранить неравенство в положении женщин и мужчин в отношении не только конкретных действий, но и их последствий, которые каким-либо образом могут вызвать дискриминацию по признаку пола.
Большое значение в сфере защиты индивидуальных и коллективных прав женщин имеет Международная организация труда (далее — МОТ), которая была создана в 1919 году в рамках Лиги Наций. Основным направлением ее деятельности является защита прав человека в сфере труда (права на труд, на ассоциацию, на отсутствие дискриминации в труде (в том числе и по половому признаку), права на свободу труда, на отдых, социальное страхование и т. д.). Особенно важны те документы, которые регламентируют условия и порядок труда женщин и подростков (детей). Важнейшей из них является Конвенция № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (далее — Конвенция № 100) [2]. Она была принята МОТ 29 июня 1951 г. и ратифицирована СССР 4 апреля 1956 г. Конвенция № 100 впервые определила положение, в соответствии с которым размер вознаграждения за равноценный труд, выполняемый мужчинами и женщинами, должен быть равным, т. е. без какой-либо дискриминации по половому признаку.
В обществе остро стоит проблема деления профессий на «женские» и «мужские»: ряд должностей, например, на уровне высших органов государственной власти, просто недоступен для женщин. Решением этой проблемы не может стать просто внесение соответствующих новелл в законодательство, необходимы «постепенные изменения всего подхода к социальной политике» [1, 6].
Что касается Российской Федерации, то решение дискриминационных проблем затрудняется тем, что многие международные документы, играющие важную роль в решении вопроса неравенства мужчин и женщин, так и не были ратифицированы государством (например, Конвенция об основных целях и нормах социальной политики 1962 года [7]).
Документом, который закрепил развитие положений Конвенции № 100, стала Конвенция № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» 1958 года [7], ратифицированная СССР в 1961 году. Она содержала определение понятия «дискриминация», под которой понималось «всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящие к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий».
Также МОТ были приняты еще две конвенции: № 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода» 1935 года [7] и № 149 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала» 1977 года (далее — Конвенция № 149) [7]. Первая закрепляет правила труда женщин на подземных работах в шахтах, вторая определяет условия труда и жизни сестринского персонала. Государства—участники Конвенции № 149 обязались осуществлять такую национальную политику в области сестринского персонала, которая должным образом будет обеспечивать население сестринским уходом, необходимым как количественно, так и качественно для достижения высокого уровня здравоохранения. А именно, государство должно взять на себя обязательства по обеспечению сестринского персонала соответствующим уровнем образования и подготовки, надлежащими условиями занятости и труда, гарантировать возможность продвижения в профессии за счет мер вознаграждения.
В настоящее время важное место занимают вопросы, касающиеся участия женщин в политических процессах жизни мирового сообщества. При анализе показателей обеспеченности возможностей женщин и мужчин в различных сферах жизни выявляется следующая картина: в 2009 году Россия занимала в рейтинге среди 134 стран мира в сфере образования 29 место; в области здравоохранения — 41; по показателю политических возможностей — 99. Интерес вызывает и тот факт, что с 2007 по 2009 гг. положение российских женщин по сравнению с мужчинами заметно ухудшилось: в 2007 году Россия в сфере «экономических возможностей» мужчин и женщин занимала 18 место в списке тех же стран, а, как было указано выше, в 2009 уже 24 место. Что касается «политических возможностей», то в 2007 — 93 место, в 2009 — 99 [14, с. 15].
Проблема участия женщин в политических процессах активно решается государствами мира. В данном направлении принят целый ряд важнейших международных правовых документов, например, Конвенция ООН о политических правах женщин 1952 года (далее — Конвенция 1952 года) [3]. В ней продекларированы такие права женщин, как: активное и пассивное избирательное право, право женщин занимать должности общественно-государственной службы наравне с мужчинами. Согласно Конвенции 1952 года женщины обладают правом избирать и быть избранными на всех выборах, которые устанавливаются национальным законодательством (ст. 1, 2). Эти положения не только исключают дискриминацию женщин в сфере избирательных прав, но и дают возможность установления равенства между мужчиной и женщиной, которые принадлежат к различным социальным группам.
Значимым документом в области преодоления гендерного неравенства стала Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1967 года (далее — Конвенция 1967 года). В ст. 4 документ продолжил развивать основное содержание Конвенции 1952 года. Важно, что юридическое значение данного акта заключается в обязывании государств—участников предоставлять женщинам политические права и в будущем не лишать их этих прав. Принятие Конвенции 1967 года сыграло огромную роль в улучшении положения женщин, способствовало значительному прогрессу в деле достижения женщинами равных с мужчинами политических прав во всем мире [9]. Очевидно, что для достижения не только юридического, но и фактического равноправия мужчин и женщин необходимы общие усилия всего международного сообщества, в лице отдельных государств и неправительственных организаций, направляющих все силы на защиту политических прав женщин.
Все международные соглашения служат основной цели, связанной с закреплением за женщиной базовых гражданских прав и установлением не формального, а юридического равенства с мужчинами. Однако немаловажной является именно защита этих прав, в первую очередь вызванная широким развитием торговли женщинами [4, с. 53]. Первым нормативным документом явилось Парижское соглашение 1904 года и Парижский договор 1910 года о мерах борьбы с торговлей женщинами. Договаривающиеся государства обязались установить уголовное наказание за торговлю женщинами и девушками даже в том случае, если отдельные действия, образующие данный состав преступления, были совершены в различных странах. Подобная торговля была отнесена к категории преступлений, за совершение которых виновный подлежит выдаче государству, возбудившему против него уголовное преследование [13, с. 144].
Как мы видим, международно-правовая база, на которой строится сотрудничество государств, закрепляет аспекты вопроса о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и направлена на осуществление равенства прав женщин и мужчин в той или иной области жизни. Большое значение имеет и тот факт, что она заложила основу для самостоятельного направления международно-правового сотрудничества по вопросу достижения равноправия мужчин и женщин.
Рассмотренные выше документы, безусловно, внесли значительный вклад в развитие политики гендерного равенства и запрета на национальном уровне дискриминации по половому признаку. Международное сообщество осознало, что защита прав женщин является необходимым элементом защиты прав человека вообще. А выделение международно-правовых норм, направленных на защиту прав женщин, в самостоятельный институт в системе отраслей международного права прав человека свидетельствует о сложности и значимости данной проблемы для международного сообщества. В одном из докладов, подготовленных для Национального разведывательного Совета США, указано: «Достижение равенства полов сулит значительные выгоды, причем не одним только женщинам. Все больше авторов с цифрами в руках доказывают, что реализация этого равенства в образовании стимулирует экономический рост, снижает детскую смертность и недоедание» [15, с. 62]. В этом же документе было отмечено, что к 2020 году женщины добьются реализации множества прав и свобод по всему миру (в образовании, политике, экономике, в сфере труда и т. д.). Но вот ООН и Всемирная организация здравоохранения утверждают, что окончательно в ближайшие годы и даже десятилетия гендерное неравенство не исчезнет ни в развитых странах, ни в странах развивающихся [15, с. 59]. Основным, решающим фактором, который стоит на пути достижения гендерного равноправия, являются именно патриархальные традиции, которые сложились в обществе исторически [15].
Американский политолог Ч. Тилли, рассуждая о характерных для эпохи модерна процессах демократизации и де-демократизации, справедливо отмечал: «Социальное неравенство задерживает демократизацию и подрывает демократию в двух случаях: первое — когда устойчивые различия… превращаются в обычное категориальное различие по расе, полу, классу…; во-вторых, когда эти категориальные различия прямо претворяются в публичную политику» [16, с. 40]. Под «неравенством» Ч. Тилли понимал «отношения между лицами или группами лиц, когда в результате их взаимодействия одна группа получает большие преимущества, чем другая» [16, с. 40]. И самой главной проблемой в этом неравенстве преимуществ является то, что от них зависит и характер принятых государственных решений, и, как следствие, направление всей национальной политики, что напрямую препятствует решению проблемы гендерной дискриминации как в России, так и во всем мире.
Список литературы
1. Аметистов Э.М. Международное право и труд. — М., 1982.
2. Ведомости Верховного совета СССР. 1956. № 10. Ст. 202 (Россией ратифицирована).
3. Действующее международное право. — М., 1997. Т. 2. С. 45—48.
4. Дмитриева Г.К. Международная защита прав женщины. — Киев, 1985.
5. Женщины мира 2005: Прогресс в области статистики. URL: http://unstats.un.org/unsd/demographic/products/indwm/wwpub.htm
6. Иванов С.А. Проблемы международного регулирования труда. — М., 1964.
7. Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957—1990. — Женева, Международное бюро труда, 1991. Т. II.
8. Консорциум женских неправительственных объединений. Нарушение прав женщин или дискриминация по признаку пола в России / под ред. Е.Н. Ершовой и С.Г. Айвазовой. — М., 2010.
9. Осауленко С. А. Представительство женщин в исполнительных органах и органах власти (на примере Кыргызстана) // Вестник. КНУ. 2009. № 8.
10. Поленина С.В. Гендерное равенство: проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. — М., 2005.
11. Российская газета. 1995. 5 апр.
12. Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVII. — М., 1983. С. 26—36.
13. Сягровец Е.В. Формирование института международной защиты женщин // Проблемы управления. 2007. № 2 (23).
14. Шведова Н.А. Просто о сложном. Гендерное просвещение. — М., 2002.
15. Шубин А. Россия—2020: будущее страны в условиях глобальных перемен. — М., 2005.
16. Тилли Ч. Демократия. — М., 2007.