Статья

Меры противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в банковской сфере

Обозначается проблема отсутствия эффективного механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Рассматривается и анализируется легализация преступных доходов в России, тесно связанная с перемещением капитала через российские кредитные организации.

УДК 343.32

Страницы в журнале: 138-141

 

Е.О. Бондарь,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России Россия, Москва  bondar_elena@mail.ru

 

С.В. Изутина,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России Россия, Москва  lana.2029@mail.ru

 

Обозначается проблема отсутствия эффективного механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Рассматривается и анализируется легализация преступных доходов в России, тесно связанная с перемещением капитала через российские кредитные организации. Делается вывод, что отсутствие эффективного механизма противодействия этому негативному социальному явлению неизбежно влечет за собой широкое распространение политического экстремизма и сепаратизма, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, террора и других противоправных проявлений. Также подчеркивается, что система противодействия совершению операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма в банковской сфере, безусловно, должна быть усовершенствована.

Ключевые слова: легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, перемещение капитала, меры противодействия, финансирование терроризма, банковская сфера.

 

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, является заключительным этапом превращения преступности в высокодоходный и эффективный вид незаконного предпринимательства. В ходе данного процесса происходит противоправная и в высшей степени опасная для общества концентрация экономической, а вслед за ней и политической, власти в руках неконтролируемой группы лиц [1, с. 3—4]. Отсутствие эффективного механизма противодействия такому негативному социальному явлению неизбежно влечет за собой широкое распространение политического экстремизма и сепаратизма, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, террора и других противоправных проявлений.

Термин «отмывание денег» (money laundering) обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Впервые он был использован в 1980-х годах в США применительно к доходам от наркобизнеса. Предложено много определений этого понятия [6, р. 7]. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую формулировку: «Отмывание денег — процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов, и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение» [7, р. 7].

В международном праве определение легализации (отмывания) доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Легализация преступных доходов в РФ тесно связана с перемещением капитала через российские кредитные организации и выражается в огромных денежных суммах [3, с. 4]. Американская международная исследовательская организация Global Financial Integrity (далее — GFI), основная задача которой — отслеживать перемещения по миру нелегальных денежных средств, представила доклад, посвященный нашей стране. В данном исследовании под названием «Россия: нелегальные финансовые потоки и роль теневой экономики» анализируются размеры нелегальных финансовых потоков в 1994—2011 годы, а также их влияние на российскую государственную политику.

По общим оценкам GFI, объем теневой экономики в РФ составил 46% от ВВП за период исследования продолжительностью в 18 лет. Из России нелегально вывезено самое меньшее 211,5 млрд долларов, тогда как приток нелегального капитала составил 552,9 млрд долларов. Общий объем нелегальных финансовых потоков (приток и отток) — 764,3 млрд долларов [4].

Основным способом нелегального вывода денег из России авторы доклада считают использование учрежденных российскими коммерческими структурами дочерних компаний в Европе и ряде офшорных зон, которые выводят деньги из страны под видом экспортно-импортных операций. Столь значительные объемы нелегального денежного оборота вызывают серьезные вопросы об экономической и политической стабильности в стране.

По мнению GFI, чтобы сократить незаконные финансовые потоки, России следует усилить таможенный контроль, уделять особое внимание транзакциям, связанным с офшорными зонами, и требовать, чтобы все банки знали реальных владельцев счетов (политика — «знай своего клиента»).

Несмотря на то, что многие политики и ученые с большой осторожностью относятся к оценкам российской реальности, которые делаются иностранными экспертами, данная оценка представляется вполне правдоподобной.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин поделился со слушателями радиостанции «Коммерсант FM» соображениями о том, насколько цифры, приведенные GFI, правдоподобны: «В начале 1990-х годов, когда экономика была попроще и можно было посчитать, на долю теневой сферы приходилось 44%. Сейчас экономика существенно усложнилась. Считать ее стало сложнее. Но, учитывая масштабы коррупции, масштабы уклонения от налогов, этот показатель вполне правдоподобен. Я бы даже считал его оптимистичным, — говорит Делягин. — Посудите сами, расходы на сочинскую олимпиаду за пять лет выросли в четыре раза и достигли почти 1,5 трлн руб. Это больше, чем потрачено на все прошлые олимпиады. Понятно, что там достаточно существенна коррупционная составляющая. Понятно, что значительная часть данных расходов должна учитываться как теневая экономика. И даже господин Медведев признавал, что норма воровства в федеральном бюджете составляет около 20% по госзаказам» [4].

Источники незаконных средств в России могут быть разделены на четыре крупные категории:

— нелегальная продажа природных ресурсов: нефти, природного газа, металлов и т.д.;

— контрабанда алкоголя, табака, оружия и наркотиков;

— доходы, извлекаемые из таких «классических» видов незаконной деятельности, как вымогательство, мошенничество и т.д.;

— расхищение государственного имущества и средств, фальшивые декларации о доходах и прибылях, уклонение от уплаты налогов, нелегальное «бегство» капиталов.

Наиболее распространенным методом отмывания капиталов является открытие отдельными лицами счетов в финансовых институтах, помещение на них значительных сумм в наличной валюте и последующий их перевод из страны на счета подставных компаний, которые в свою очередь переводят их в другое место. Проблемы должного противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в стране обусловлены тем, что российская организованная преступность за последние десять лет в своем развитии сделала значительный рывок. По данным Министерства внутренних дел РФ, около 40% российских банков либо напрямую контролируются организованной преступностью, либо находятся в сфере ее «операций». С развитием экономики совершенствуются модели отмывания криминальных фондов денежных средств, в том числе и с помощью банковского сектора. Однако нельзя списывать со счетов и пробелы российского законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ), а также не всегда законную деятельность компетентных органов.

Так, за 2011 год Росфинмониторингом, Федеральной службой по финансовым рынкам России, Роскомнадзором, Пробирной палатой по ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года (далее — КоАП РФ) «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» было вынесено 260 штрафных санкций для кредитных организаций, 67 из них пришлось на должностных лиц, 193 — на юридических [5].

Именно в 2011 году стало активно совершенствоваться законодательство в области ПОД/ФТ. Были существенно изменены основополагающие законы в данной сфере. Так, Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. 28.12.2013) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) расширил перечень основных понятий. Были более четко сформулированы понятия организации внутреннего контроля и осуществления внутреннего контроля, что значительно упростило понимание основных задач специальных должностных лиц, занимающихся внутренним контролем за операциями в кредитных организациях.

Перетерпел изменения и КоАП РФ. Статья 15.27 «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», имевшая ранее пять отдельных составов административных правонарушений, была значительно расширена. Добавились подпункты в ч. 2 данной статьи и два примечания, дающие разъяснения о распространении административной ответственности за данное правонарушение на отдельные категории субъектов. Основные части статьи посвящены ответственности за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества, непредставление информации о заключении (исполнении) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) о проведении операций, непредставление информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов, воспрепятствование проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний и неисполнение организацией или ее должностным лицом законодательства о ПОД/ФТ, если эти действия (бездействия) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Упомянутые нормы обязуют банки предоставлять информацию о клиентах и операциях, а также четко выполнять требования уполномоченных органов. Однако для серьезного контроля над банковским сектором этого явно не хватает.

Система ПОД/ФТ в банковской сфере, безусловно, должна быть усовершенствована. Соответствующий законопроект  (№ 384731-6) уже разработан и направлен в Государственную Думу. Он предусматривает внесение ряда изменений в банковское законодательство. Так, предлагается расширить перечень оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. В указанный перечень планируется включить неоднократное нарушение в течение одного года требований Федерального закона № 115-ФЗ или требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с ним, в том числе в части организации или осуществления кредитными организациями внутреннего контроля.

Такая поправка поможет повысить внимание кредитных организаций к вопросам эффективности реализации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Основной акцент будет сделан на полном прекращении работы с клиентами, осуществляющими сомнительные операции. Если законопроект одобрят, в Федеральном законе № 115-ФЗ появится указание на то, что к кредитным организациям, нарушившим указанный закон, будут применяться меры, предусмотренные Федеральным законом РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 28.12.2013)

«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Федеральный закон № 86-ФЗ) [2].

В КоАП РФ предлагается установить ответственность за неисполнение требований законодательства о ПОД/ФТ в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Наказанием за данное правонарушение предположительно будет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 50 тыс. рублей, на юридических — от 100 до 200 тыс. рублей [2].

Документом предлагается наделить полномочиями по рассмотрению соответствующей категории дел заместителей руководителей территориальных подразделений Банка России, в чью компетенцию входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков.

Внесение таких изменений позволит сделать банковский сектор более прозрачным и исключит ситуации, при которых лицо может быть привлечено к ответственности за совершение одного и того же правонарушения дважды — как в рамках административного производства, так и при применении мер, предусмотренных Федеральным законом № 86-ФЗ.

 

 

Список литературы

 

1. Алиев В.М. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем: уголовно-правовое и криминологическое исследование. — М., 2001.

2. ИА «ГАРАНТ». URL: http://www.garant.ru/news/505376/ (дата обращения 17.02.2014).

3. Илько Ю.Д. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем: криминологический и уголовно-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. — Омск, 2003.

4. Исследование: из российской экономики за 18 лет нелегально выведено 211,5 млрд долларов. URL: http://www.newsru.com/finance/13feb2013/ gfi.html (дата обращения 15.02.2014).

5. Официальная статистика Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2003—2012 год.

6. Oswald К. Die Implementation gesetzlieher Masnahmen zur Bekampfung der Geldwasche in der Bundesrepublick Deutschland. Freiburg, 1997.

 

7. President’s, Commission on Organized crime. The each connection, 1984.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье рассматривается практика применения инструментов мониторинга криптовалютных транзакций при проведении финансовых расследований
Добавлено: 31.08.2024
Автор анализирует влияние процессов деглобализации и цифровизации на осуществление публичного финансового контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Добавлено: 06.04.2024
В статье проводится исследование эволюции финансовых технологий в банковской сфере и их законодательного регулирования. Это обусловлено необходимостью полноценного понимания процесса их внедрения в правоотношения между субъектами права, а также установления особенностей.
Добавлено: 07.10.2023
Отечественный рынок рыбопродуктов до сих пор во многом формируется стихийно, без необходимой научно обоснованной стратегии развития, при отсутствии четкого механизма реализации рыночных отношений между производителем продукции и ее потребителями.
Добавлено: 03.04.2023
Отечественный рынок рыбопродуктов до сих пор во многом формируется стихийно, без необходимой научно обоснованной стратегии развития, при отсутствии четкого механизма реализации рыночных отношений между производителем продукции и ее потребителями.
Добавлено: 03.04.2023