А.В. ЗУБОВ,
заместитель руководителя УФССП России по Мурманской области — заместитель главного судебного пристава Мурманской области
В 2010—2011 гг. Управление ФССП России по Мурманской области в полном объеме выполняло все установленные ФССП России прогнозные показатели в сфере организации дознания и административной практики. Однако у руководства управления вызывает тревогу довольно значительное количество уголовных дел, которые возвращаются надзирающими прокурорами для производства дополнительного дознания или переоформления обвинительного акта.
Подобные факты не только ухудшают установленный ФССП России показатель «процент уголовных дел, возвращенных прокурором для дополнительного расследования либо пересоставления обвинительного акта». Возврат уголовных дел в порядке п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК РФ самым негативным образом влияет на такие показатели, как «процент уголовных дел, оконченных производством» (данные уголовные дела подлежат повторному принятию к производству) и «процент уголовных дел, оконченных в срок свыше 30 суток» (по данным уголовным делам приходится принимать решение о продлении срока дознания).
По всем фактам возврата уголовных дел для производства дополнительного дознания либо переоформления обвинительного акта проводятся служебные проверки. Причины нарушения ежеквартально анализируются и результаты этого анализа направляются в структурные подразделения в виде обзоров для изучения в целях недопущения аналогичных нарушений. Анализ показывает, что в подавляющем большинстве причинами возврата уголовных дел являются технические ошибки, вызванные невнимательностью.
Представляется, что при надлежащей проверке уголовных дел старшим судебным приставом подобные ошибки могут быть выявлены и устранены.
В обзорах о результатах работы территориальных органов ФССП России по осуществлению дознания постоянно указывается, что основной причиной рассматриваемых нами фактов является невыполнение должным образом начальниками районных отделов — старшими судебными приставами полномочий начальников органов дознания.
Конечно, с этим выводом нельзя не согласиться. Однако большинство старших судебных приставов не имеют личного опыта расследования уголовных дел. Например, в Управлении ФССП России по Мурманской области из 23 старших судебных приставов опыт уголовно-процессуальной деятельности имеют только семь должностных лиц (33,3%). Думается, что даже при наличии теоретических познаний в области уголовного права человеку, не имеющему практических навыков расследования уголовного дела, крайне сложно не только оценить объем собранной доказательной базы, но и найти допущенные в нем технические ошибки. В результате деятельность старших судебных приставов как начальников органов дознания зачастую сводится к формальному утверждению процессуальных документов и организации взаимодействия судебных приставов-исполнителей и дознавателей. С целью оказания помощи старшим судебным приставам при проверке уголовных дел, направляемых прокурору для утверждения обвинительного акта, был разработан Лист проверки полноты проведенных следственных действий. После направления уголовного дела прокурору Лист проверки рекомендовано подшивать в номенклатурное дело. Число позиций, предложенных к заполнению в Листе проверки, может быть изменено или дополнено.
Надеемся, что сотрудники других территориальных подразделений ФССП России найдут в нашем опыте рациональное зерно и возможность использования этого опыта в своей деятельности.
В случае расширения или кардинального изменения Листа проверки полноты проведенных следственных действий будем рады узнать о вариантах его изменения и доработки.