УДК 340.11
К.А. СТРУСЬ,
кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Пятигорского филиала Северо-Кавказского государственного технического университета
Влияние правовой политики в сфере гражданского общества определяется взаимодействием юридического, психологического и регулятивного начала в методах реализации. Автор раскрывает содержание этих методов.
Ключевые слова: гражданское общество, методы правовой политики, общедозволительный метод, принудительный метод.
Правовая политика в сфере формирования гражданского общества — это целенаправленная комплексная, научно обоснованная последовательная деятельность государственных органов и негосударственных структур по формированию гражданского общества путем создания эффективного механизма правового регулирования при цивилизованном использовании юридических средств.
Природу правовой политики в сфере гражданского общества во многом характеризуют методы ее осуществления, арсенал которых весьма разнообразен.
По своему содержанию методы реализации правовой политики в сфере гражданского общества — это, во-первых, способы достижения стратегической цели развития гражданского общества и разрешения тактических задач в сфере строительства гражданского общества, во-вторых, совокупность приемов или операций теоретико-практического обоснования применения средств правовой политики, в-третьих, способы построения и обоснования системы правового регулирования, определяющей жизнедеятельность гражданского общества.
Из представленного содержания методов реализации правовой политики в сфере граж-
данского общества можно заключить, что суть методов сводится к процессу влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей путем использования юридических при-
емов и средств. Сущность такого влияния определяется взаимодействием юридического, психологического и регулятивного начал права в методах реализации.
Юридическое начало права проявляется в разработке и внедрении в юридическую практику особых правовых категорий, определяющих содержание и формирование социального, политического статуса субъектов гражданского общества, организуемых ими правовых связей и зависимостей, в конечном счете способствующих достижению стратегической цели и разрешению тактических задач в сфере формирования гражданского общества.
Психологическое начало права представлено:
1) информационно-психологическим (мотивационным, импульсивным) воздействием правовой информации на формирование мотивов и целевых установок деятельности, определяющей существование гражданского общества;
2) воспитательным (ценностно-ориентационным, общеидеологическим) воздействием, которое сводится, во-первых, к возбуждению или подавлению мотивов к разным социально полезным действиям и воздержанию от противоправного поведения (мотивационное или
импульсивное действие права), во-вторых, к укреплению и развитию особых качеств, склонностей и черт человеческого характера, необходимых для жизнедеятельности в условиях гражданского общества, к ослаблению и искоренению форм поведения, несовместимых с
деятельностью в условиях гражданского общества (с одной стороны, это поощрение социально активного и обычного правомерного поведения, с другой — искоренение маргинального поведения и ослабление пассивного конформистского поведения).
Регулятивное начало проявляет себя в том, что юридическая и психологическая составляющие методов регулирования правовой политики всегда действуют в определенной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Так, например, содержание юридического и психологического начал обусловливается множеством правовых и неправовых связей и зависимостей, каждая из которых в определенной мере влияет на последовательность использования тех или иных юридических конструкций в системе отношений гражданского общества.
Принимая во внимание, что гражданское общество представляет собой независимую, но обусловленную государством сферу жизнедеятельности граждан, в качестве общих методов реализации правовой политики в сфере формирования гражданского общества можно выделить общедозволительный и принудительный методы. Оба метода могут быть использованы как в достижении стратегической цели развития гражданского общества, так и в разрешении социально значимых вопросов жизнедеятельности в сфере гражданского общества.
Определяя содержание общедозволительного метода, предлагаем не только выделить его формулу — «разрешено все, что не запрещено законом», — но и дополнить особым характером, связанным с информационно-психологическим и воспитательным воздействием в отношении субъектов гражданского общества, ориентированным на расширение социально
активного и обычного правомерного поведения путем использования стимулирующих средств воздействия. Названный метод должен, с одной стороны, предоставлять свободу в реализации субъектами гражданского общества своих интересов, стимулировать форму поведения, свойственную для жизнедеятельности гражданского общества, с другой стороны, препятствовать деструктивным тенденциям в деятельности граждан. Применительно к гражданскому обществу общедозволительный метод должен быть сформулирован так: «разрешено все, что не запрещено законом и не посягает на интересы личности, общества и государства».
Принудительный метод — такой метод воздействия на деятельность государства и институтов гражданского общества, когда социально необходимое или желаемое поведение достигается, обеспечивается возможностью применения насилия к лицам, отклоняющимся от установленных и общепринятых правил поведения и причинения им физических или психических страданий. Обеспечение гражданского правопорядка при этом методе воздействия достигается возможностью (угрозой) государственного или общественного принуждения, а в необходимых случаях и реализацией этой угрозы.
Действенная реализация правовой политики в сфере формирования гражданского общества видится в построении системы правоотношений деятельности органов и учреждений государства и институтов гражданского общества, призванных реализовывать основы жизнедеятельности гражданского общества и обеспечивать наиболее полное удовлетворение потребностей граждан и юридических лиц в материальных или духовных благах и услугах. Реальное исполнение указанного направления деятельности обеспечивается организационным и распорядительным методами, а также методами финансирования, прогнозирования и планирования.
Организационный метод характеризуется формированием системы взаимодействия органов и учреждений государства и субъектов гражданского общества, способных обеспечить исполнение действующих законов, их воплощение в конкретных правоотношениях. В этой связи правовая политика должна:
— создать систему взаимодействия между государственными органами и институтами гражданского общества, которая будет способствовать эффективному осуществлению управления экономической, социально-культурной и иными сферами жизнедеятельности (эта система может включать в себя взаимодействие органов власти и политических партий, общественных объединений, правозащитных организаций);
— сформировать широкую сеть государственно-общественных учреждений, способных эффективно удовлетворять потребности граждан в образовании, медицинской помощи, жилье, социальном обеспечении и др.
Распорядительный метод характеризуется оперативным управлением системой обеспечения необходимыми материальными либо кадровыми ресурсами для реализации приоритетных направлений правовой политики в сфере формирования гражданского общества.
Метод финансирования предполагает частичное либо полное возмещение расходов, связанных с организацией и деятельностью государственных органов и учреждений совместно с институтами гражданского общества по разрешению наиболее значимых вопросов жизнедеятельности граждан.
Метод прогнозирования и планирования определяет необходимость научно обоснованного предвидения тенденций дальнейшего социально-правового развития социума, применительно к которым должна быть предложена система целесообразных, адекватных мер реализации.
В заключение отметим, что, осуществляя свое предназначение, правовая политика в сфере формирования гражданского общества должна использовать все вышеназванные юридические средства и методы. Только при этом условии она успешно и надлежащим образом позволит гражданам и иным лицам в полной мере и беспрепятственно реализовывать свои права, что, в свою очередь, выступит основой для формирования эффективного гражданского общества.