УДК 342.9:351.713
А.Г. ИВАНОВ,
соискатель (Российская академия правосудия), адвокат
Основное назначение права — организовывать отношения физических и юридических лиц, направлять их деятельность в русло общественных интересов. Влияние на поведение людей посредством юридических средств осуществляется с помощью правового регулирования.
Механизмом правового регулирования является система правовых средств воздействия, при помощи которых происходит правовое регулирование общественных отношений, позволяющая в той или иной степени достигать поставленных целей.
Правовыми средствами являются юридические нормы, юридические факты, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, индивидуальные акты правоприменительных органов. Правовые средства поддерживаются государством, имеют юридическую силу и обеспечивают интересы субъектов права. Как отмечает С.С. Алексеев, «ведь при всей емкости и многогранности понятия механизма правового регулирования оно во всех случаях призвано показать системно-динамический срез правовой действительности, анатомию юридического воздействия»[1].
Изучение механизма правового регулирования как процесса перевода норм права в упорядоченность общественных отношений играет важную роль в достижении поставленных законодателем целей и укреплении правовых основ государства.
Большой вклад в разработку механизма правового регулирования внесли Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, В.М. Горшенев, С.А. Комаров, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Л.С. Явич и другие ученые.
Механизм правового регулирования включает всю совокупность правовых явлений, действующих в обществе. Реализация права осуществляется путем правомерного поведения или с помощью правореализующей деятельности субъектов.
В рамках механизма правового регулирования предлагаем выделить механизм налогового администрирования, обладающий отраслевой правосубъектностью, с характерными чертами метода правового регулирования налогового права: зависимостью от требований налоговой политики государства, имущественной ориентацией налоговых отношений, сочетанием императивных предписаний с диспозитивными конструкциями, совместной координацией деятельности субъектов налоговых правоотношений, возможностью переложения взимания налогов на третьих лиц.
Механизм налогового администрирования и механизм правового регулирования соотносятся как часть и целое: механизм налогового администрирования — динамично работающий компонент механизма правового регулирования в налоговой сфере. В соответствии с этим наиболее важные юридические особенности отраслевых правоотношений концентрируются в специальных правовых связях, выражающих правовое положение субъектов, конкретизирующих круг правоотношений, в которых лицо может участвовать. Путем наделения отраслевой правосубъектностью фиксируется сходное юридическое положение участников общественных отношений.
Механизм налогового администрирования представляет собой систему правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на деятельность субъектов по исполнению налоговой обязанности и уполномоченных законами субъектов по обеспечению поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Понятие механизма налогового администрирования позволяет систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные налоговые отношения, определить оптимальную роль того или иного средства.
К составным частям механизма налогового администрирования, как и механизма правового регулирования, относятся нормативные правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты и т. д. Каждая из этих частей выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения особым способом.
Налоговые нормативные правовые акты содержат материальные и обеспечивающие их реализацию процессуальные нормы права, регламентирующие деятельность субъектов в налоговых правоотношениях. Налоговое правоотношение реализуется через ряд последовательных процессуальных действий. Многостадийный характер уплаты налогов отмечал Конституционный суд Российской Федерации[2].
Процессуальные действия группируются в последовательные этапы и стадии, характеризующиеся общей для всего процесса закономерностью. Как отмечает Д.Н. Бахрах, «процессуальное законодательство прежде всего закрепляет, какие действия, в какой последовательности могут совершать участники властных отношений, и соответственно стадийность процесса»[3].
Стадия — это относительно самостоятельная часть деятельности состава субъектов, сгруппированная в однородный блок для решения конкретных задач и достижения определенной цели, нормативно урегулированная, выражающаяся в осуществлении установленных процессуальных требований и результата[4].
Налоговое администрирование — долговременный процесс, состоящий из стадий, подстадий и этапов, на каждом из которых работают определенные правовые средства, в совокупности составляющие механизм налогового администрирования. В нем нельзя разграничить стадию возникновения прав и обязанностей и стадию их реализации. Но можно разделить стадии по характеру совершаемых действий разными субъектами, по их приблизительной и весьма условной на некоторых сгруппированных подстадиях и этапах временной последовательности. Исходя из этого оценивается, какую роль играют те или иные правовые средства на определенной стадии. Анализ стадий позволяет выявить специфику администрирования налогов и его правовую природу.
Группируются не только действия, но и производства, процедуры, которые являются повторяющимися процессуальными действиями, регламентированными процессуальными нормами и объединенными какой-либо специализированной юридически значимой деятельностью, обособленной во времени и пространстве. Производства и процедуры могут включать в себя действия, этапы и подстадии.
Как полагает М.В. Карасева, налоговый процесс «…структурирован по стадиям, производствам и процедурам»[5]. Производства «отражают качественную обособленность деятельности субъектов процессуального общения в зависимости от предмета деятельности» и складываются из совокупности взаимосвязанных процедур[6].
Содержание терминов «процедура» и «производство» в НК РФ не определено и не разграничено. Термин «производство» как процессуальный термин используется в определениях «производство по делам о налоговых правонарушениях», «производство ареста имущества», «производство осмотра, выемки документов и предметов», «производство действий по осуществлению налогового контроля». Термин «процедура» в НК РФ применяется в контексте «процедура финансового оздоровления», «процедура рассмотрения материалов налоговой проверки», «процедура внутреннего таможенного транзита», «процедура участия в конкурсе», «процедура банкротства». Нарушение процедуры может являться основанием отмены решения налогового органа (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Исходя из применения терминов в налоговом законодательстве, можно предположить, что термин «производство» связан с действиями одного субъекта и является частью какой-либо стадии. Термин «процедура» охватывает действия разнородных субъектов и может выходить за рамки стадий налогового администрирования и налогового процесса.
Деление процессуальной деятельности на стадии отражает последовательность, системность и цикличность действий участников. Для налогового администрирования как части налогового процесса характерно то, что вся деятельность в целом, а не только деятельность, складывающаяся на отдельных стадиях и этапах, несмотря на различия в конкретном содержании, обусловленные многообразием целей и конкретных задач, является логически последовательной деятельностью, протекающей во времени.
Фактически администрирование налогов включает в себя две основные стадии: добровольного исполнения обязанным субъектом налоговой обязанности и принудительного исполнения и привлечения его к налоговой ответственности. Оптимальная реализация налогового администрирования будет заключаться в ненаступлении стадии принудительного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности и привлечения к налоговой ответственности.
Реализация механизма налогового администрирования осуществляется с помощью налогового процесса. В состав налогового администрирования входят правореализационный и правоприменительный виды процессов. Как полагает В.М. Горшенев, правоприменительная деятельность становится необходимой, если без соответствующих властных действий уполномоченных органов вообще не может возникнуть или измениться ряд субъективных прав и юридических обязанностей (правонаделительная функция), либо когда она вызывается обстоятельствами, выражающимися в наличии или реальной опасности возникновения правонарушения (правоохранительная функция)[7].
Отдельные ученые выделяют контрольный процесс как правовую форму деятельности органов государства, общественных организаций и должностных лиц, выражающуюся в совершении юридически значимых действий по наблюдению и проверке соответствия исполнимости и соблюдаемости подчиненными субъектами нормативно-правовых предписаний и пресечении правонарушений соответствующими организационно-правовыми средствами[8]. По нашему мнению, контрольный процесс является деятельностью, осуществляемой уполномоченными органами и объединяющей часть правореализационного и часть правоприменительного процесса. В налоговом администрировании налоговый контроль можно отнести к понятию «производство».
От нормы права (обязывающей, запрещающей, управомочивающей, рекомендательной) зависит характер поведения субъектов права. Правовая норма содержит государственно-властное предписание нужного поведения субъектов в рамках общей модели поведения неопределенного круга лиц. Норма права образуется на стадии формирования юридических норм и представляет собой модель поведения в правовых отношениях, служит основой для правового регулирования и непосредственно направляет поведение лиц, создавая определенную мотивацию поведения. Значительная часть возникающих в ходе налогового процесса действий его участников урегулированы нормами процессуального права, в силу чего такие действия приобретают правовой характер, а отношения между участниками — форму правовых отношений.
В налоговом праве материальные и процессуальные нормы завязаны в тугой узел. К характерным особенностям налоговых норм можно отнести то, что ряд из них носит процессуальный характер, т. е. нормы описывают способ совершения и порядок действий участников. Как отмечает В.Д. Сорокин, «…в отличие от материальных норм, которые регулируют общественные отношения, процессуальные правовые нормы регулируют уже отношения правовые, ставшие таковыми под воздействием соответствующих материальных правовых норм»[9]. Предписания процессуальных норм устанавливают порядок осуществления какой-либо деятельности, реализации правосубъектности и достижения результата, определенного материальной нормой; создают условия, регламентированные правовыми нормами, облегчающие осуществление любой деятельности.
В.Б. Исаков верно заметил: «Нормы могут способствовать рождению определенных фактов или препятствовать этому, но они никогда не являются единственной причиной, от которой зависит появление фактов»[10]. В.Д. Сорокин подчеркивает: «Материальные и процессуальные нормы сами по себе являются потенциальными элементами механизма правового регулирования, пребывающими, так сказать, в “нейтральном” состоянии до тех пор, пока не произойдет то, что в теории права именуется юридическим фактом, т. е. возникает конкретная потребность в реализации надлежащей материальной нормы (в данном случае независимо от ее отраслевой принадлежности). Эта потребность, коль скоро она предполагает юридический результат, именно поэтому может быть реализована лишь с помощью процессуальных норм»[11]. Налоговый процесс, возникающий по конкретному случаю, часто задействует не одну, а несколько норм.
Налоговые нормы являются преимущественно императивными, не допускающими отступления от своего содержания. Диспозитивные нормы носят ограниченный, подчиненный характер. Диспозитивность предписаний, обычно предоставляющая возможность участникам самостоятельно избрать наиболее целесообразный для них вариант поведения, в налоговых правоотношениях, как правило, ограничена рамками, установленными законом. По форме выражения диспозиции налоговые нормы в целом являются обязывающими.
Налоговые нормативные акты обладают собственной спецификой, установленной НК РФ. Так, издавать нормативные правовые акты могут только Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере налогов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления лишь в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции. Причем эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. А федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов (ст. 4 НК РФ). Эти положения существенно ограничивают нормотворчество уполномоченных государством органов.
Действие актов о налогах и сборах во времени также обладает особенностями, установленными законом. В частности, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, имеют обратную силу. Строгие правила установлены по отношению к статусу и содержанию нормативных актов. Акт признается не соответствующим НК РФ, если не отвечает определенным требованиям (ст. 6 НК РФ). Но признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется только в судебном порядке.
Требования к налоговым нормам особые, на это не раз обращал внимание Конституционный суд РФ в своих постановлениях. Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с принципом правового государства (ст. 1 Конституции РФ) произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым — к нарушению принципа юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ) и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного п. 1 ст. 3 НК РФ, а потому предусмотренный в дефектных — с точки зрения требований юридической техники — нормах налог не может считаться законно установленным в смысле ст. 57 Конституции РФ (постановления КС РФ от 08.10.1997 «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга “О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году”» и от 11.11.1997 «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации”»).
Определенную роль в налоговом администрировании играют нормы бухгалтерского и налогового учета, которые являются не правовыми, а вспомогательными — фиксирующими действия, имущество, обязательства и результаты деятельности юридических и физических лиц. С.В. Запольский делает вывод: «Нормы и правила бухгалтерского учета, до сих пор не входя в систему российского права, вместе с тем реально определяют правовой режим финансовых отношений, являются фактически парафинансовым правом»[12]. Эти нормы играют важную роль для обеспечения контролирующих действий как со стороны лиц, непосредственно связанных с деятельностью лица, ведущего учет, так и со стороны публичных органов власти.
Но какие бы не были установлены нормы, они не будут работать, если не указаны меры ответственности за их нарушение и возможность обжалования. Основной целью правового регулирования является достижение правомерного, должного поведения. Поэтому юридическая ответственность имеет целью не только справедливое наказание за неправомерное поведение, но и профилактическое воздействие на поведение субъектов права.
В правоотношении общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и субъективные юридические обязанности, что позволяет определить, кто и как будет выполнять требования правовой нормы. Это — основной путь претворения предписаний правовых норм в акты поведения людей. Юридические факты обеспечивают переход от общей к конкретной модели прав и обязанностей.
Налоговая обязанность возникает из сложного фактического состава. Как отмечает В.Б. Исаков, «от сложного юридического факта фактический состав отличается тем, что состоит из разнородных юридических фактов. В ряде случаев для юридической полноценности фактического состава необходимо не только наличие всех элементов — юридических фактов, но и строгое соблюдение порядка их “накопления” в фактическом составе»[13]. Юридические факты и фактические составы обеспечивают переход от одной стадии к другой. Можно согласиться с авторами, полагающими, что «динамика процессуальных правоотношений всегда обусловлена наличием не отдельных юридических фактов, а юридических составов. Во-вторых, с учетом своеобразия и специфики процессуальных правоотношений их юридическими составами охватываются: 1) соответствующее материальное правоотношение; 2) юридически значимые процессуальные действия; 3) юридические события; 4) юридические состояния; 5) процессуальные акты-документы»[14].
Основанием возникновения правоотношения, связывающего управомоченное лицо с обязанным, будет не только общая правовая норма, юридический факт, но и наличие объекта, по поводу которого возникает соответствующее правоотношение.
Реализация правовых норм осуществляется путем установления разнообразных правоотношений. Эффективность норм права проверяется действующими результативными правоотношениями.
Статьей 2 НК РФ определены отношения, которые регулируются налоговым законодательством: «властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Под налоговыми правоотношениями исследователи понимают «разновидность финансово-правовых отношений, урегулированных нормами налогового права»[15], либо «регулируемые нормами налогового права общественные отношения, возникающие в процессе функционирования налоговой системы государства, а также при установлении, введении и уплате налогов и (или) сборов»[16], либо «урегулированные нормами права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков»[17].
Налоговое правоотношение, как правило, сложное. Это отношение между субъектом, исполняющим налоговую обязанность, и государством или муниципальным образованием. Причем государство представлено не одним органом, а по меньшей мере двумя: налоговым органом, контролирующим исполнение налоговой обязанности, и бюджетом, куда поступают налоговые платежи.
Налоговые правоотношения делятся на организационно-управленческие, или процессуальные, и материальные[18]. Налоговое правоотношение является относительным, когда управомоченному лицу противостоит вполне определенный субъект. Как замечает Ю.К. Толстой, «обязанности в относительном правоотношении могут состоять не только в воздержании от действий, но и в совершении определенных положительных действий»[19]. К абсолютным правоотношениям можно отнести правоотношение по поводу установления налогов, когда управомоченному лицу обязанными являются все другие лица.
Основная масса налоговых правоотношений является регулятивными правоотношениями, которые предусматривают субъективные юридические права и обязанности и направлены на упорядочение, закрепление и развитие общественных отношений. Охранительные налоговые правоотношения играют подчиненную роль и определяют меры юридической ответственности и защиты субъективных прав. Среди регулятивных налоговых правоотношений преобладают правоотношения активного типа. Как отмечает С.С. Алексеев, «они складываются на основании обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юридической обязанности»[20]. Право требования, закрепленное за управомоченным государством органом, выполняет подчиненную роль: оно призвано обеспечить полное, точное и своевременное исполнение налоговой обязанности. Важной особенностью объектов в правоотношениях активного типа является то, что они всегда выступают в виде результата действий обязанного лица. Под объектом правового регулирования налогового администрирования мы понимаем то, на что направлена деятельность уполномоченного органа, т. е. на процесс мобилизации налогов в бюджет, исполнение налоговой обязанности.
Налоговые правоотношения пассивного типа складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм, характеризуются тем, что действия совершаются управомоченным лицом, а на обязанное лицо возлагается обязанность пассивного содержания, т. е. воздерживаться от определенного поведения.
В налоговом процессуальном правоотношении в силу правовых норм отмечается определенность и согласованность взаимного поведения субъектов как исполняющих налоговую обязанность и осуществляющих налоговое администрирование, так и выполняющих вспомогательные функции.
С.С. Алексеев справедливо отмечает, что правоотношения в механизме правового регулирования выполняют три основные функции: «во-первых, фиксируют круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие данных юридических норм; во-вторых, закрепляют конкретное поведение, которому должны или могут следовать лица; в-третьих, являются условием для возможного приведения в действие специальных юридических средств обеспечения субъективных прав и правовых обязанностей»[21].
Для налогового правоотношения свойственно наличие особого субъектного состава. В его со-
став могут входить субъекты, осуществляющие налоговое администрирование, непосредственно заинтересованные в результатах налогового процесса; субъекты, исполняющие налоговую обязанность; иные субъекты правоотношений, вовлеченные в сферу налогового администрирования (выполняющие вспомогательные функции). Под последними понимаются субъекты, содействующие исполнению налоговой обязанности (органы государственной регистрации, налоговые агенты и банки) и проведению налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые и свидетели); налоговые информаторы (банки; нотариусы; органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и транспортных средств; биржевые брокеры и т. д.) и некоторые другие субъекты[22].
Л.С. Явич подчеркивает: «Правовые отношения могут подразделяться на область публичного и частного права или непосредственно на отрасли гражданского, административного, государственного и другие отрасли права. Вместе с этим выделяются и правоотношения, образующиеся в сфере отдельных институтов права»[23]. В этой связи одним из существенных вопросов является классификация правоотношений, связанных с администрированием налогов. Н.И. Химичева классифицирует финансовые правоотношения на материальные и процессуальные, полагая, что «через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных ресурсов»[24]. А в «процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование»[25].
М.В. Карасева, исходя из особенностей объекта финансовых правоотношений, подразделяет их на имущественные и неимущественные. Объектом имущественных правоотношений является денежная субстанция (налог, трансферт и т. д.), неимущественных — бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т. д.
К имущественным финансовым правоотношениям автор относит отношения по уплате налогов и сборов, отношения по бюджетному и внебюджетному финансированию и др.; к неимущественным — отношения по государственному финансовому контролю, по поводу установления налогов и предоставления налоговых льгот и т. д.[26]
А.А. Тедеев и В.А. Парыгина делают вывод, что налоговые правоотношения являют собой совокупность правовых отношений:
1) по установлению, введению налогов и сборов в Российской Федерации;
2) возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;
3) формирующихся в процессе налогового контроля и контроля над соблюдением налогового законодательства;
4) складывающихся в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т. е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;
5) возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере налогообложения[27].
Принимая во внимание предыдущие классификации и опираясь на стадии налогового администрирования, можно разделить правоотношения, связанные с налоговым администрированием, на правовые отношения:
— связанные с регистрацией юридического лица, индивидуального предпринимателя, адвоката и т. д. Данные правоотношения не являются непосредственно налоговыми правоотношениями, хотя в большинстве случаев совпадает субъектный состав (ФНС России, на которую возложена часть регистрирующих функций, и потенциальный налогоплательщик), но они непосредственно связаны с будущими налоговыми правоотношениями. Необходимо также помнить, что регистрирующими функциями ФНС России обладает достаточно недавно (часть функций по регистрации переданы Федеральной регистрационной службе) и возложены они были на нее в связи с тем, что взимание налогов является важнейшей функцией государства;
— связанные с реализацией прав и обязанностей налогоплательщиками;
— связанные с реализацией прав и обязанностей субъектами, содействующими исполнению налоговой обязанности (налоговыми агентами, органами государственной регистрации и банками);
— связанные с реализацией прав и обязанностей и применения права налоговым органом. В этом виде правоотношений можно выделить отношения, объединенные действиями по стимулированию и мотивации налогоплательщика (изменение срока уплаты налога, пеней, предоставление инвестиционного налогового кредита), и отношения, связанные с объявлением налоговой амнистии. Также сюда входят отношения, составляющие самый емкий раздел налогового администрирования, касающиеся налогового контроля (учет налогоплательщиков; оперативно-бухгалтерский учет налоговых поступлений; прием и обработка отчетности; учет поступления налогов и начисленных сумм; проверка данных учета и отчетности; налоговые проверки; контроль над соответствием расходов физических лиц их доходам; обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа; другие формы контроля и оперативной деятельности, предусмотренные НК РФ). Включаются сюда и отношения по применению права: принудительное исполнение налогоплательщиком его налоговой обязанности и привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности;
— связанные с получением данных от налоговых информаторов (банков, нотариусов, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и др.);
— связанные с субъектами, осуществляющими правоохранительную функцию в сфере налогообложения (органами внутренних дел и прокуратуры и др.);
— на юрисдикционной стадии: связанные с обжалованием налогоплательщиком, иным лицом, участвующим в налоговом администрировании, актов налоговых органов ненормативного характера, действий (бездействия) их должностных лиц и обращений в суд налогового органа.
Так же как и стадии, классификация правоотношений позволяет выявить общие процессы налогового администрирования.
Поиск эффективного сочетания правовых средств и способов для регулирования налоговых отношений является одной из главных задач в области науки. Повышение эффективности правовых норм и совершенствование законодательства связано с правовым регулированием общественных отношений. Поэтому можно согласиться с учеными, полагающими, что «эффективность нормативного правового регулирования прежде всего проявляется в “бесшумном”, беспрепятственном развитии правоотношений, в сохранении и упрочении правопорядка без вмешательства правоприменяющего органа»[28].
Изучение механизма налогового администрирования дает возможность управомоченным государством субъектам использовать для решения задач и достижения целей некоторую совокупность правовых средств. Цель требует определенных действий и инструментов по ее достижению, но выбор средств зависит от целей. Для других субъектов знание механизма позволяет компетентно осуществлять свою деятельность, максимально используя свои права и предоставляемые возможности. Исследуя различные правовые средства, степень и характер их воздействия на людей и общественные отношения, можно выявить их эффективность в тех или иных условиях.
Правомерное поведение субъектов без вмешательства правоприменяющего органа является лучшим доказательством того, что способы правового регулирования работают эффективно.
Библиография
1 Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. II. — М., 1982. С. 11.
2 См., например, определение КС РФ от 10.01.2002 № 4-О «По жалобе открытого акционерного общества “Пивовар — Живое пиво” на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца первого пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник КС РФ. 2002. № 4.
3 Бахрах Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство / Ежегодник российского права. — М., 2001. С. 149.
4 Более подробно см.: Иванов А.Г. Исполнение налоговой обязанности // Современное право. 2008. № 8.
5 Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). — М., 2003. С. 152.
6 См. там же. С. 150—151.
7 См.: Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. — М., 1972. С. 167.
8 См.: Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. — Харьков, 1985. С. 69—70.
9 Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. 2000. № 4. С. 43.
10 Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. — Саратов, 1980. С. 96.
11 Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. — СПб., 2002. С. 17.
12 Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права. — М., 2008. С. 29.
13 Исаков В.Б. Юридические факты в российском праве: Учеб. пособие. — М., 1998. С. 27.
14 Теория юридического процесса. С. 108.
15 Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. — М., 2006. С. 114.
16 Финансовое право: Учеб. / Под ред. С.В. Запольского. — М., 2006. С. 243.
17 Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Химичева. — М., 1995. С. 240.
18 См.: Костов М. Финансови правни отношения. — София, 1979. С. 136—137; Карасева М.В. Финансовое правоотношение. — М., 2001. С. 89.
19 Толстой Ю.К. К теории правоотношения. — Л., 1959. С. 74.
20 Алексеев С.С. Указ. соч. С. 109.
21 Алексеев С.С. Указ. соч. С. 93.
22 См.: Иванов А.Г. Субъекты администрирования налогов / Ежегодник Международной ассоциации финансового права. 2005: Сб. науч. работ / Под общ. ред. С.В. Запольского. — М., 2006. С. 230—231.
23 Явич Л.С. Общая теория права. — Л., 1976. С. 218.
24 Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Химичева. С. 36.
25 Там же. С. 37.
26 См.: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. С. 264—265.
27 См.: Тедеев А.А., Парыгина В.А. Спорные вопросы сущности и понятия налогового правоотношения // Адвокат. 2006. № 8.
28 Малько А.В. Оптимизация правового регулирования как проблема преодоления препятствий // Правоведение. 1993. № 3. С. 63. См. также: Петрухин И.Л., Батуров Г.П., Морщакова Т.Г. Теоретические основы эффективности правосудия. — М., 1979. С. 196.