УДК 347.9
Страницы в журнале: 160-162
Рецензия на: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в схемах с комментариями: науч.-практ. учеб. пособие. / под ред. Г.Д. Улетовой. 6-е изд., доп. и перераб. СПб.: Юрид. центр-Пресс, 2013.
С.Ф. Афанасьев,
доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процесса Саратовской государственной юридической академии Россия, Саратов af.73@mail.ru
Анализируются структура научно-практического учебного пособия «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в схемах с комментариями», качественный уровень материала и особенности его подачи. Рецензент отмечает бесспорную ценность содержащегося в пособии массива правоприменительных актов судов всех уровней, а также схем и графиков, позволяющих четко отразить суть механизма цивилистического процессуального регулирования.
Ключевые слова: Гражданский процессуальный кодекс РФ, судебная власть, гражданский процесс, судебное решение.
Издательством «Юридический центр Пресс» в 2013 году выпущено в свет шестое, дополненное и переработанное научно-практическое учебное пособие «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в схемах с комментариями», ответственным редактором которого является доктор юридических наук профессор Г.Д. Улетова, что само по себе свидетельствует о том, что такого рода пособия пользуются заслуженным успехом и востребованы среди студентов, магистрантов, преподавателей и всех интересующихся проблемами гражданского процессуального права и судопроизводства.
Структура научно-практического учебного пособия вполне логична и отвечает поставленным задачам. В целом она корреспондирует с базовыми разделами и подразделами действующего Гражданского процессуального кодекса РФ, охватывая общие положения, производство в суде первой инстанции, пересмотр не вступивших и вступивших в законную силу судебных постановлений, производство по делам с участием иностранных лиц, производство об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений этих судов, а также производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений прочих органов.
В первую очередь обращает на себя внимание то, что авторы учебного пособия не просто посредством схем и графиков проиллюстрировали комплекс норм гражданского процессуального законодательства, но в большинстве случаев творчески прокомментировали их имманентную сущность, вдумчиво раскрыли их смысловое наполнение в историческом аспекте, а равно с учетом современных международных правовых стандартов в области справедливого судебного разбирательства по гражданским делам, явного и латентного замысла отечественного законодателя, судебной правоприменительной практики, в том числе коллизионной. В частности, в предисловии справедливо отмечается, что читатель при восприятии материала учебного пособия должен всецело осознавать следующее: «Важной чертой ГПК РФ является бережное отношение к классическим правовым конструкциям, выработанным предшествующими поколениями и многократно подтвердившим свою ценность и незаменимость (исковое производство, иск, подготовка дела к судебному разбирательству, решение суда, особое производство и др.). …Представляется, что нельзя отрицать и преемственность с ГПК 1923 г., а также с Уставом гражданского судопроизводства 1864 г. (отдельные принципы гражданского процесса, заочное и апелляционное производство и др.)».
Авторским коллективом проведена большая и серьезная работа по анализу не только гражданского процессуального закона, но и смежных нормативных актов, которые генетически сопряжены с ГПК РФ. Прежде всего речь идет о гражданском, налоговом, трудовом законодательстве. Наряду с этим широко использованы правовые предписания, отвечающие за регулирование общественных отношений, возникающих при принудительном исполнении решений судов, других государственных и негосударственных органов.
Анализ нормативных актов сопровождается объемным правоприменительным материалом: приводятся акты Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей и арбитражной юрисдикции, вынесенные по тем или иным конкретным делам, что способствует более глубокому уяснению содержания отдельных процессуальных императивных и диспозитивных предписаний. К примеру, при описании модернизации института пересмотра по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу, авторы посредством прецедентных актов ЕСПЧ и КС РФ достаточно удачно показывают постепенное формирование такой составной части данного института, как новые обстоятельства, появление которых сопровождалось доктринальной полемикой и постановкой проблем прикладного характера.
Отдельно хочется отметить систему приложений учебного пособия, которая представляет собой ряд взаимосвязанных извлечений из нормативных и поднормативных правовых документов, а также официальных разъяснений ВС РФ и ВАС РФ, оформленных в виде постановлений Пленумов и не являющихся результатом осуществления правосудия по отдельным гражданским делам. Эти извлечения демонстрируют, каким образом объективное право как совокупность абстрактных, формальных и общеобязательных правил поведения трансформируется в субъективное право, т. е. в меру юридически возможного поведения граждан и организаций, чья деятельность направлена на удовлетворение своих потребностей и интересов. В этом смысле трудно переоценить роль постановлений Пленума как одного из средств реализации так называемого судебного права, обеспечивающих единообразие правосудной деятельности и ее итогов.
Практическое значение учебного пособия подтверждается приложениями, содержащими наиболее общие судебные статистические данные. Технически и юридически грамотно построенные графики позволяют наглядно показать внутреннее функционирование вертикали судебной власти на разных ее этажах, начиная с мировых судей и заканчивая ВС РФ, разобраться в сложной структуре гражданских дел, уяснить динамику их рассмотрения и разрешения по существу.
В целях раскрытия перспектив развития российской судебной системы авторы пособия приводят текст Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 20.09.2012 № 1735-р), что дает читателю возможность оперативно сориентироваться в том, какие базовые индикаторы и показатели позволяют оценить эффективность осуществления программы на вариативной основе вплоть до 2020 года.
В заключение еще раз подчеркнем, что научно-практические учебные пособия подобного рода не дублируют охранительный закон и не создают конкуренцию полноценным учебникам либо дисциплинарным курсам. Они занимают собственную, оригинальную нишу. Кроме того, у них автономное методическое значение — быстрое и полное постижение многообразного и дифференцированного механизма цивилистического процессуального регулирования, а также визуализация широкодиапазонной профессиональной информации.