Номинация «Значение государственного института судебных приставов и актуальные вопросы исполнительного производства» (1-е место)
П.А. ЧЕГОРЯЕВА,
студентка 1-го курса магистратуры Иркутского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
Научный руководитель: доцент кафедры гражданского права и процесса Иркутского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России), кандидат юридических наук В.Г. Нестолий
Проблема (вводная часть)
Электронное правительство и тенденция привлечения общественности к участию в управлении. На официальном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Исполнительного кодекса Российской Федерации[2], проводится его общественное обсуждение. В настоящей работе содержатся предложения, подготовленные нами на основе предварительных результатов внедрения телекоммуникаций и информационных технологий в российскую систему принудительного исполнения. Вопрос о последствиях воздействия информатизации на публичные и частные правовые отношения, существующие в связи и вокруг принудительного исполнения судебных актов, постановлений государственных органов, иных органов и должностных лиц, есть частный вопрос в рамках проблемы «Правовая система и кибернетика».
Проблема поставлена Норбертом Винером (1894—1964) в сочинении «Кибернетика и общество»; последствия развития кибернетики рассматриваются Винером применительно к обществу в целом[3]. В СССР первые эксперименты по внедрению в правовую среду электронных вычислительных машин относятся к 1961 году[4]. Постепенно в отечественном правоведении складывался научный дискурс с новым предметом — автоматизацией управления[5].
Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 № 623-р утверждена Концепция электронного правительства[6]. Под электронным правительством Концепция понимает новую форму организации деятельности органов власти, основанную на широком применении информационно-коммуникационных технологий, которые призваны повысить качество административно-управленческих процессов.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406[7] утверждена государственная программа развития судебной системы, предусматривающая создание электронного архива документов с целью перехода на принудительное исполнение в электронной форме. С целью обеспечения модернизации системы принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц была принята государственная программа «Юстиция»[8].
Под модернизацией российской системы принудительного исполнения в настоящей работе понимается переход гражданских органов принудительного исполнения к работе в условиях нового информационного технологического уклада. Новый технологический уклад влечет за собой изменение качества публичных и частных правовых отношений, составляющих систему принудительного исполнения. Одновременно в системе правового обеспечения принудительного восстановления субъективных гражданских прав появляются новые элементы (юридические конструкции), заимствованные из родственных правовых систем романо-германской правовой семьи. Новые юридические конструкции и новое качество правовых отношений предопределяют модернизацию профессионального правового сознания юристов, практикующих в сфере судебного правоприменения и исполнительного производства. Возникают новые правовые модели организации принудительного исполнения и возрождаются модели забытые, отброшенные в прошлом как невостребованные.
Относительная научная новизна работы заключается в методе решения поставленных задач, который состоит в разграничении понятий модели исполнительного производства и системы исполнительного производства.
Модель исполнительного производства рассматривается как архивированное знание о возможной форме организации исполнительного производства. Под системой принудительного исполнения понимаются общественные отношения, возникающие в связи и вокруг исполнения обязательств, взятых под охрану нотариусом или получивших защиту (подтверждение) в суде, а также субъекты названных отношений. Система принудительного исполнения является правовой системой и представляет собой часть (подсистему) правовой системы российского общества[9].
Под исполнительным производством в работе понимается зафиксированный в нормативных правовых актах порядок принудительного восстановления нарушенного субъективного гражданского права.
Модель исполнительного производства — образ, архивированное знание об исполнительном производстве, предполагаемое к воплощению в законах и иных нормативных правовых актах. Система исполнительного производства есть модель, реализованная на практике. Другими словами, модель есть свернутая система, а система есть развернутая модель, т. е. модель, возведенная в закон.
Разграничение модели исполнительного производства и системы исполнительного производства позволяет строить новые модели и предлагать их законодателю для реализации.
Систему исполнительного производства и модель исполнительного производства необходимо отличать от системы принудительного исполнения. Система исполнительного производства внешне выражается в нормативно-правовых предписаниях, а система принудительного исполнения воплощается в конкретных правовых отношениях, типичные абстрактные формы которых предстают перед исследователем как правоотношения, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве. Другими словами, система принудительного исполнения — это система исполнительного производства, повседневно реализуемая на практике, в жизни.
Различая систему исполнительного производства и систему принудительного исполнения, получаем возможность обоснованно утверждать, что в системе принудительного исполнения может быть реализовано несколько систем исполнительного производства.
Исполнительным производством называют не только нормативный порядок, зафиксированный в нормативных правовых актах о принудительном исполнении, но и конкретное исполнительное правовое отношение, возникающее по исполнительному документу, предъявленному органу принудительного исполнения. Модернизация системы принудительного исполнения выражается в технологическом перевооружении исполнительных органов и агентов исполнения.
Технологическое перевооружение отражается в нормативно-правовых предписаниях о системе исполнительного производства.
В частности, появились законодательные новеллы об электронных исполнительных документах. Часть 9 ст. 353 Кодекса административного судопроизводства РФ[10] устанавливает, что исполнительный лист может быть оформлен как подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью[11] документ по формату, утвержденному Правительством РФ[12]. Согласно ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ[13] суд может направить исполнительный лист для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью[14].
Часть 6 ст. 229.5 АПК РФ предусматривает возможность направления судом судебного приказа для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью.
Указание о том, что суды могут направлять исполнительные документы в электронной форме, зафиксировано и в ч. 2 ст. 393 Уголовно-процессуального кодекса РФ6, в ч. 8 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях7, в частях 1 и 2 ст. 130, частях 1, 3, 5 ст. 428 Гражданского процессуального кодекса РФ8. Часть 1.1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[15] (далее — Закон об исполнительном производстве) содержит общее правило, согласно которому исполнительный документ может быть направлен судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьей, лицом, председательствовавшим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, принявшим соответствующий нормативный правовой акт. В случае необходимости судебный пристав-исполнитель уполномочен перевести электронный исполнительный документ на бумажный носитель (ч. 4 ст. 12 Закона об исполнительном производстве).
Собственные постановления судебный пристав-исполнитель (иное должностное лицо Федеральной службы судебных приставов) в соответствии с ч. 2.1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве может выносить в электронной форме[16]. В последующем основной формой работы ФССП России и ее должностных лиц станет электронная форма.
В ч. 4 ст. 5 Закона об исполнительном производстве сказано, что служба судебных приставов использует государственные информационные системы[17] для обеспечения принудительного исполнения, обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, организациями и лицами, участвующими в исполнительном производстве.
В письме ФССП России от 30.04.2014 № 00014/14/24525 разъясняется, что в настоящее время возможность электронного документооборота с кредитными организациями имеют все структурные подразделения территориальных органов ФССП России[18]. Согласно ч. 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве денежные средства со счетов должника перечисляются на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию расчетных документов.
Пункт 2 ст. 861 Гражданского кодекса РФ[19] предписывает производить в безналичном порядке расчеты между юридическими лицами, расчеты с участием граждан, связанные с их предпринимательской деятельностью. Хотя расчеты между ними можно осуществлять и в наличной форме[20], Правительством РФ и Банком России предпринимаются меры по минимизации наличного денежного обращения[21]. Это означает, что судебный пристав-исполнитель получает возможность исполнить денежное обязательство вместо должника без его участия, но за его счет. В то же время безналичные денежные средства можно рассматривать как информационные электронные ресурсы[22], большая часть гражданских прав и обязанностей может иметь денежную оценку.
Полагаем, можно утверждать, что информационными являются не только административно-правовые, но и гражданские правоотношения. По всей видимости, все хозяйствующие субъекты будут связаны между собой телекоммуникационной сетью. Промышленные и сельскохозяйственные производства, торговые предприятия («автоматические заводы») будут представлять собой компьютеры, программы которых ведут между собой обмен информацией по утверждаемым для них протоколам1. «Грядущее постиндустриальное общество должно оказаться не только информационным, но и экологическим, то есть это будет единое информационно-экологическое общество», — считает профессор А.Д. Урсул[23].
СТАТЬЯ БОЛЬШАЯ, ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ