Статья

Мониторинг, надзор и регулирование рынка финансовых услуг в Европейском cоюзе: организационно-правовые аспекты

А.И. НЕКРАСОВ, преподаватель кафедры гражданского, уголовного права и процесса юридического факультета Московского гуманитарно-экономического института, член Ассоциации международного права Исследуются важные вопросы создания новой финансовой архитектуры Европейского союза. Представлена организационно-правовая структура органов, осуществляющих мониторинг, надзор и регулирование рынка финансовых услуг.

УДК 341.217(4)

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №9 2011 Страницы в журнале: 109-115 

 

А.И. НЕКРАСОВ,

преподаватель кафедры гражданского, уголовного права и процесса юридического факультета Московского гуманитарно-экономического института, член Ассоциации международного права

 

Исследуются важные вопросы создания новой финансовой архитектуры Европейского союза. Представлена организационно-правовая структура органов, осуществляющих мониторинг, надзор и регулирование рынка финансовых услуг. Отмечается, что европейская система финансового надзора, функционирующая на двух уровнях, образована контрольными органами и Комитетом системного риска, характеризуется четким разделением полномочий и тесным взаимодействием между указанными органами, создает единообразные стандарты предоставления финансовых услуг в ЕС.

Ключевые слова: европейское финансовое право, финансовые услуги, финансовый рынок, Европейский банковский комитет, Европейский комитет по ценным бумагам и рынкам, Европейский комитет страхования и пенсий, Европейский комитет системного риска, европейская система финансового надзора.

 

Monitoring, supervision and regulation of financial services in the European Union: legal and organizational aspects

 

Nekrasov A.

 

The article contains essential issues on the creation of new EU financial architecture. This new framework will fundamentally improve the quality and consistency of supervision and regulation in the EU. The author emphasized that European System of Financial Supervision acts on micro and macro levels, consists of European Systemic Risk Board and European Supervisory Authorities, is characterized by the powers division and close cooperation between the above bodies and creates unified standards to provide financial services in EU.

Keywords: European financial law, financial services, financial market, European Banking Authority, European System of Financial Supervision, European Systemic Risk Board, European Insurance and Occupational Pensions Authority, European Supervisory Authorities.

 

В  течение последних тридцати лет контрольно-надзорная система ЕС по степени прозрачности уступала признанному лидеру мирового финансового рынка — США. Однако, как справедливо отмечает Б.Б. Рубцов, меры по усилению регулирования, использованные в рамках «реализации положений Единого европейского акта»[1], существенным образом изменили ситуацию. Более того, динамичное развитие рынка финансовых услуг Европейского союза, начавшееся с наступлением нового столетия, значительно повлияло на трансформацию организационно-правовой системы институтов и органов, призванных осуществлять координацию и надзор за состоянием всей финансовой системы ЕС. Статус органов-регуляторов определяется нормами вторичного права. Эта система не является застывшей субстанцией и постоянно развивается и совершенствуется.

Реализации Плана действий в сфере финансовых услуг, принятого в 1999 году, активно способствовала функционирующая в то время система профессиональных регуляторов финансового рынка ЕС в лице Европейского комитета органов, регулирующих операции с ценными бумагами, Европейского комитета органов банковского надзора и Европейского комитета органов надзора за страховыми компаниями и пенсионными фондами.

В ходе реформы Ламфалусси институты ЕС инициировали процесс создания новой организационно-правовой структуры в области правового регулирования финансовых услуг, включавшей качественное изменение системы регуляторов. Однако вызовы времени, способствовавшие появлению не только позитивных, но и негативных тенденций на финансовом рынке, отразившихся на реализации политики ЕС в области финансовых услуг, вновь потребовали совершения структурных изменений.

Согласно справедливым замечаниям ван дер Штихле, «изменения в ошибочной и неэффективной политике, реализуемой уполномоченными органами ЕС в сфере финансовых услуг», были объективно продиктованы необходимостью формирования новой системы регулирования и надзора, характеризующейся «демократичным подходом, ответственностью, прозрачностью и участием общественности»[2]. В связи с этим Поли утверждает, что финансовый кризис 2008 года предоставил Евросоюзу уникальную возможность пересмотреть структуру регулирования финансового рынка и усовершенствовать ее в последующем более прогрессивными способами[3].

Позиция зарубежных исследователей по данному вопросу совпадает с мнением российских экономистов-международников, указывающих, что для решения упомянутых задач, а также для устранения последствий финансового кризиса был принят ряд нормативных актов, направленных на создание новой системы европейской финансовой архитектуры, способной эффективно осуществлять надзор за рынком финансовых услуг на микро- и макроэкономическом уровнях[4].

17 ноября 2010 г. Совет ЕС принял нормативные акты, направленные на реформу системы контроля за финансовым рынком, предложенной Европейской комиссией в сообщении от 27.05.2009. В январе 2011 года были учреждены контрольные органы в области финансовых услуг (Европейский банковский комитет, Европейский комитет страхования и пенсий, Европейский комитет по ценным бумагам и рынкам) и Европейский комитет системного риска (ЕКСР), уполномоченные осуществлять макропруденциальный надзор за финансовой системой и образующие в совокупности европейскую систему финансового надзора с участием представителей надзорных органов государств—членов ЕС. Данные органы призваны заменить Европейский комитет органов банковского надзора, Европейский комитет органов надзора за страховыми компаниями и пенсионными фондами и Европейский комитет органов, регулирующих операции с ценными бумагами.

Российская доктрина позитивно оценивает трансформацию контрольных органов финансового рынка ЕС; при этом подчеркивается, что процедура принятия решения в рамках данных комитетов должна стать еще более эффективной и гибкой, поскольку при отсутствии консенсуса предусматривается возможность принятия решений квалифицированным большинством[5]. Зарубежные исследователи права ЕС также приветствуют создание новой финансовой архитектуры. Высказывая свою позицию об изменениях в финансовом законодательстве ЕС, Лючия Куаглиа полагает, что они позволят регуляторам выявлять и устранять риски системного характера, порождающие противоречия в слаженном развитии финансовой системы ЕС5[6].

Учитывая повышенную актуальность данной темы, проанализируем каждый из структурных элементов европейской системы финансового надзора.

Европейский банковский комитет (ЕБК) учрежден на основании ст. 114 Договора о Европейском Союзе путем принятия Регламента 1093/2010 (далее — Регламент ЕБК). ЕБК является органом ЕС, обладающим правосубъектностью, и осуществляет свои полномочия в рамках применения Регламента ЕБК, ряда директив, а также иных законодательных актов ЕС, затрагивающих задачи ЕБК.

Цель деятельности ЕБК — защита публичных интересов путем содействия кратко-, средне- и долгосрочной стабильности и эффективности системы финансового рынка, экономике ЕС, его граждан и бизнес-сообщества. С этой целью ЕБК решает наиболее значимые задачи: улучшения функционирования внутреннего рынка, включая надежное, эффективное и последовательное регулирование и надзор; обеспечения целостности, прозрачности, эффективности и должного функционирования финансовых рынков; усиления сотрудничества в области международного надзора; предотвращения спекуляций по скупке и продаже ценных бумаг и обеспечения равных условий конкуренции; усиления защиты потребителей; содействия установлению единообразных высококачественных стандартов регулирования надзора, в частности подготовку юридических заключений, рекомендаций, проектов технических стандартов для институтов ЕС; контроля за соблюдением законодательства ЕС в области финансовых услуг; мониторинга состояния и развития финансовых рынков и информирования иных контрольных органов, ЕКСР, Европарламента, Совета ЕС и Европейской комиссии о соответствующих микропруденциальных трендах и потенциальных рисках.

При выявлении новых финансовых продуктов или услуг ЕБК имеет право давать рекомендации в целях обеспечения безопасности и надежности рынков. В случае появления угрозы совершения финансовых правонарушений ЕБК вправе делать соответствующие предупреждения либо запрещать или ограничивать оказание определенных услуг, способных повлиять на функционирование финансового рынка полностью или частично.

В соответствии с принципом подлинного сотрудничества, предусмотренным в ст. 4 Договора о Европейском союзе, ЕБК на регулярной основе взаимодействует с ЕКСР и другими контрольными органами посредством проведения заседаний Совместного комитета. По результатам своей деятельности ЕБК должен отчитываться перед Европейским парламентом и Советом ЕС.

ЕБК находится в Лондоне и имеет следующую организационную структуру: департамент контролеров, состоящий из председателя, представителей Европейской комиссии, Европейского центрального банка (далее — ЕЦБ), иных контрольных органов и руководителя национального уполномоченного органа в сфере надзора за кредитными организациями, департамент управления, председатель ЕБК, исполнительный директор и департамент обращений. При ЕБК учрежден консультативный совет, состоящий из 30 представителей кредитных и инвестиционных институтов, потребителей банковских услуг и представителей малого бизнеса и научных кругов.

По поручению Европейской комиссии ЕБК готовит проекты технических стандартов (впоследствии — проекты решений по их имплементации), применяемых в сферах действия указанных выше нормативных актов, в соответствии с которыми ЕБК осуществляет свои полномочия.

В рамках реализации своих полномочий за контролем рынка финансовых услуг в Регламенте ЕБК установлено право ЕБК расследовать правонарушения или факты неприменения законодательства ЕС в финансовой сфере. Следственные действия длятся не более 2 месяцев, после чего ЕБК направляет уведомление национальному уполномоченному органу с просьбой устранить правонарушение в течение 1 месяца и проинформировать в течение 10 дней с даты выполнения рекомендаций, содержащихся в уведомлении. В противном случае ЕБК сообщает в Европейскую комиссию о фактах невыполнения рекомендаций, в результате чего последняя приобретает полномочия властного устранения правонарушения. Не умаляя полномочий Еврокомиссии по устранению правонарушения, ЕБК тем не менее обладает правом принять решение и потребовать от финансового института соблюдения норм права ЕС либо наложить санкции вплоть до приостановки деятельности. Также ЕБК может выступать в роли «третейского судьи» при возникновении разногласий между национальными уполномоченными органами государств-членов в финансовом секторе.

Еще одним существенным полномочием ЕБК является своевременная идентификация и оценка системного риска, возникшего из-за ослабления всей или части финансовой системы и способного повлечь негативные последствия для внутреннего рынка и экономики ЕС. С этой целью ЕБК вправе применять количественные и качественные показатели оценки, устанавливать специальный режим в отношении финансовых институтов, от которых исходит угроза, а также разрабатывать особые технические регламенты и рекомендации для восстановления положения.

Доходы ЕБК состоят из взносов национальных уполномоченных органов по надзору за финансовыми институтами, субсидий, получаемых из бюджета ЕС, и пошлин, уплачиваемых в пользу ЕБК.

Анализ статуса ЕБК показывает, что данный орган обладает ярко выраженными надзорными полномочиями; действует с учетом интересов государств-членов и различной природы финансовых институтов ради улучшения функционирования не только финансового, но и внутреннего рынка ЕС в целом; защищает интересы вкладчиков и инвесторов, а также такие публичные ценности, как стабильность финансовой системы, прозрачность рынков и финансовых продуктов.

Европейский комитет по ценным бумагам и рынкам (ЕКЦБР) является независимым органом ЕС, деятельность которого направлена на защиту стабильности финансовой системы ЕС путем обеспечения целостности, прозрачности, эффективности и надлежащего функционирования рынка ценных бумаг, а также усиления защиты прав инвесторов. ЕКЦБР был учрежден на основании ст. 114 Договора о Европейском Союзе путем принятия Регламента 1095/2010 (далее — Регламент ЕКЦБР) и призван стимулировать конвергенцию в области надзора среди национальных регуляторов на рынке ценных бумаг, а также в рамках всего финансового рынка посредством совместной работы с иными европейскими контрольными органами.

ЕКЦБР как орган ЕС обладает правосубъектностью, осуществляет свои полномочия в рамках Регламента ЕКЦБР и ряда директив; подотчетен Европейскому парламенту и Совету ЕС.

ЕКЦБР находится в Париже, входит в европейскую систему финансового надзора и имеет следующую организационную структуру: департамент контролеров, состоящий из председателя, представителей Европейской комиссии, ЕЦБ, иных контрольных органов и руководителя национального уполномоченного органа в сфере надзора за кредитными организациями, департамент управления, председатель ЕКЦБР, исполнительный директор и департамент обращений.

Цели и задачи деятельности ЕКЦБР и ЕБК в общем совпадают. Специфика деятельности ЕКЦБР заключается в совершенствовании законодательства ЕС в области ценных бумаг. Регламентом ЕКЦБР предусмотрено осуществление полномочий в данной сфере в целях обеспечения адекватного уровня защиты инвесторов на территории ЕС путем эффективного осуществления надзора; способствования созданию равных конкурентных условий для поставщиков финансовых услуг на финансовом рынке;  обеспечения производительности и экономической эффективности деятельности контролируемых компаний.

Важное направление деятельности ЕКЦБР — обеспечение финансовой стабильности ЕС в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе путем взаимного сотрудничества с ЕКСР, который идентифицирует потенциальные риски, способные причинить ущерб финансовой системе, и дает рекомендации по применению соответствующих стратегий. Оценивая характер деятельности ЕКЦБР, Молони указывает, что ЕКЦБР «осуществляет надзор за деятельностью финансовых институтов с панъевропейским подходом»[7].

Анализ полномочий ЕКЦБР, предусмотренных Регламентом ЕКЦБР, позволяет представить их трехуровневую структуру в следующем виде.

Уровень 1: подготовка проектов технических стандартов в сфере деятельности ЕКЦБР для их последующего принятия Еврокомиссией; консультирование институтов ЕС о применении законодательства о финансовых рынках.

Уровень 2: утверждение методических рекомендаций и инструкций уполномоченных национальных органов в сфере надзора за финансовым рынком; проверка деятельности уполномоченных национальных органов в сфере надзора за финансовым рынком; разрешение споров и разногласий между уполномоченными национальными органами в сфере надзора за финансовым рынком; принятие мер при возникновении чрезвычайных ситуаций на финансовом рынке; взаимодействие с ЕКСР; мониторинг и оценка состояния и экономический анализ финансового рынка; защита прав инвесторов.

Уровень 3: проверка соблюдения законодательства ЕС в области финансового рынка и финансовых услуг, взаимодействие с институтами ЕС и с ЕКСР.

 

Важным моментом в осуществлении ЕКЦБР своих полномочий в области защиты потребителей и финансовой деятельности является право анализировать новые тенденции на рынке финансовых услуг, выявлять новые финансовые продукты, оценивать степень их возможной опасности, опираясь на заключения Комитета по финансовым инновациям, с целью их дальнейшего сообщения законодательным институтам ЕС. В случае возникновения угрозы надлежащего функционирования и целостности финансового рынка ЕКЦБР имеет право ограничить или запретить оказание определенных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности на срок до 3 месяцев с одновременным уведомлением об этом Европейской комиссии.

Полномочия ЕКЦБР по расследованию и пресечению финансовых правонарушений национальными уполномоченными органами аналогичны полномочиям ЕБК. В рамках своей деятельности ЕКЦБР остается самостоятельным, но не изолированным от финансового рынка органом. Он активно использует консультативную помощь, оказываемую ему 30 представителями профессиональных участников рынка ценных бумаг, ассоциаций потребителей, пользователей финансовых услуг и научного сообщества, назначаемых департаментом контролеров.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что в настоящее время большая часть полномочий в сфере надзора за рынком ценных бумаг принадлежит национальным уполномоченным органам. Однако ЕКЦБР также вправе осуществлять надзорные полномочия в указанной области. Регламент ЕКЦБР предоставляет ЕКЦБР иные специальные полномочия, включая надзорные, возложенные на него законодательными актами ЕС. Более того, Европейская комиссия предложила наделить ЕКЦБР полномочиями надзорного органа за деятельностью торговых репозиториев для более полного обеспечения связанности экономической и финансовой политики ЕС[8]. В числе других приоритетных направлений деятельности, запланированных на 2011 год, — подготовка законодательной базы для регулирования рынка деривативов[9].

Европейский комитет страхования и пенсий (ЕКСП) замыкает звено системы европейских контрольных органов, выступая одновременно не менее значимым ее элементом. Правовым базисом ЕКСП являются ст. 114 Договора о Европейском Союзе и Регламент 1094/2010 (далее — Регламент ЕКСП). Наряду с рассмотренными выше контрольными органами ЕКСП является органом ЕС, обладающим правосубъектностью и подотчетным Европейскому парламенту и Совету ЕС. Он осуществляет полномочия, предоставленные Регламентом ЕКСП, рядом директив, а также иных нормативных актов, применяемых к деятельности страховых предприятий, предприятий, занятых перестрахованием, институтов пенсионного обеспечения и страховых посредников.

ЕКСП имеет схожие с иными европейскими контрольными органами задачи и цели деятельности. Тем не менее специфика его работы сосредоточена на сфере регулирования и надзора за деятельностью страховых предприятий, предприятий, занятых перестрахованием, институтов пенсионного обеспечения и страховых посредников, включая вопросы корпоративного управления (в частности, слияния и поглощения страховых предприятий), аудита и финансовой отчетности указанных организаций. В отношении институтов пенсионного обеспечения ЕКСП действует без ограничения свободы применения национального социального и трудового права.

ЕКСП тесно взаимодействует с иными европейскими контрольными органами и ЕКСР через Совместный комитет, обеспечивая таким образом устойчивость деятельности финансовых институтов внутри сектора и достижение единых позиций в области надзора за деятельностью финансовых конгломератов.

ЕКСП находится во Франкфурте-на-Майне и имеет следующую организационную структуру: департамент контролеров, состоящий из председателя, представителей Европейской комиссии, ЕЦБ, иных контрольных органов и руководителя национального уполномоченного органа в сфере надзора за кредитными организациями, департамент управления, председатель ЕКСП, исполнительный директор и департамент обращений.

Следует отметить, что полномочия ЕКСП, предусмотренные Регламентом ЕКСП, аналогичны проанализированным выше полномочиям иных европейских контрольных органов с той лишь разницей, что ЕКСП осуществляет их в сфере страхования и пенсионного обеспечения. В частности, при защите прав потребителей страхового сектора ЕКСП призван содействовать защите застрахованных лиц, участников систем пенсионного обеспечения и выгодоприобретателей. В целях предотвращения финансового кризиса за ЕКСП предусмотрены право оказывать по просьбе Европейской комиссии содействие в выполнении оценочных мероприятий, установленных в ст. 242 Директивы 2009/138 о поглощении и слиянии страховых предприятий и касающихся сотрудничества надзорных органов и функционирования коллегий надзорных органов; право ведения надзорной практики относительно регулирования дополнительных капитальных вложений; право оценки экономической выгоды, получаемой группой предприятий, занятых страхованием или перестрахованием.

При реализации своих полномочий ЕКСП также прибегает к помощи консультативных групп, образуемых по признаку принадлежности по направлению страхования или пенсионного обеспечения. Каждая из таких групп состоит из 30 представителей предприятий, занятых страхованием или перестрахованием, институтов пенсионного обеспечения и страховых посредников, потребителей, пользователей страховых услуг, представителей малого бизнеса, профессиональных ассоциаций страховщиков и научного сообщества.

Основываясь на изложенном, можно сделать вывод, что ЕКСП действует в целях улучшения функционирования внутреннего рынка, в частности путем обеспечения высокого, эффективного и последовательного уровня регулирования и надзора страхового сектора рынка финансовых услуг с учетом интересов государств-членов и различной природы финансовых институтов. При решении поставленных задач ЕКСП стремится содействовать гармонизации национального законодательства государств-членов в области надзора и оказанию помощи институтам ЕС в области страхования, перестрахования, корпоративного управления страховыми компаниями.

Как было указано выше, ЕБК, ЕКСП и ЕКЦБР образуют европейские контрольные органы. Основная идея их деятельности и сотрудничества с национальными надзорными органами заключается в том, что последние ответственны за текущий надзор за деятельностью компаний, оказывающих финансовые услуги, а европейские контрольные органы, состоящие из представителей высшего звена указанных надзорных органов, обеспечивают применение надзорными органами государств—членов ЕС единообразных гармонизированных требований на рынке финансовых услуг.

По замыслу Европейской комиссии, европейские контрольные органы призваны выполнять следующие функции: формирование новой культуры надзора за рынком финансовых услуг и устойчивое применение сформированной надзорной практики; прямой надзор за деятельностью определенных предприятий; осуществление координированных действий в период финансовых кризисов; сбор информации на микропруденциальном уровне; взаимодействие с надзорными органами третьих стран на международном уровне. Взаимодействие между европейскими контрольными органами обеспечивается посредством создания Совместного комитета, заседания которого проходят в виде форума по вопросам финансовых конгломератов, отчетности и аудита, анализа информации о развитии рынка финансовых услуг, рисках и степени защищенности финансовой системы.

Дополнительным совместным органом является Апелляционный совет, беспристрастно и на независимой основе предоставляющий заключения о законности осуществления европейскими контрольными органами их полномочий.

Таким образом, рассмотренные контрольные органы составляют отдельное звено европейской системы финансовых контролеров, соединяющее национальные надзорные органы и надзорные органы ЕС, что обеспечивает необходимую связь между макро- и микроуровнями пруденциального надзора, предоставляя национальным органам право осуществлять текущий надзор за рынком финансовых услуг[10].

Европейский комитет системного риска является вторым элементом европейской системы финансового надзора, созданным с целью учреждения органа ЕС, ответственного за контроль всей финансовой системы в целом[11]. Миссия ЕКСР заключается в устранении недостатков финансовой системы, выявленных в период финансового кризиса 2007—2009 гг., а именно уязвимости финансовой системы по отношению к взаимосвязанным, комплексным, характерным для одного и нескольких секторов экономики системным рискам, для того, чтобы избежать крупных финансовых потрясений. В связи с этим основные задачи ЕКСР заключаются в мониторинге и оценке потенциальных угроз финансовой стабильности, возникающих в результате макроэкономического развития рынка финансовых услуг.

ЕКСР функционирует на основании Регламента 1092/2010 (далее — Регламент ЕКСР) и наряду с европейскими контрольными органами и их Совместным комитетом является частью европейской системы финансового надзора. Однако Регламент ЕКСР не предоставляет ЕКСР правового статуса органа ЕС.

Задачи ЕКСР таковы: содействие равномерному функционированию внутреннего рынка и обеспечение вклада финансового сектора в общий рост экономики; идентификация и оценка системных рисков; принятие предупреждений в случаях потенциальной угрозы от возникновения системных рисков; принятие рекомендаций, направленных на восстановление равновесия финансовой системы; взаимодействие с международными финансовыми организациями (например, МВФ).

ЕКСР находится во Франкфурте-на-Майне. Возглавляет ЕКСР глава ЕЦБ в течение 5 лет. Как отмечается в зарубежной юридической литературе, ведущую роль в обеспечении макропруденциального надзора за рынком финансовых услуг призваны выполнять национальные центральные банки государств-членов[12]. Участие члена Европейской комиссии в ЕКСР с правом голоса тоже не случайно, поскольку в соответствии с Договором о Европейском Союзе Еврокомиссия несет ответственность за макроэкономическое развитие интеграционного образования. Этими факторами обусловлена организационная структура ЕКСР, состоящая из Генерального совета, куда входят президент и вице-президент ЕЦБ, руководители национальных центральных банков, члены Европейской комиссии, руководители европейских контрольных органов и консультативных научного и технических комитетов; руководящего комитета; секретариата.

Участниками консультативного научного комитета ЕКСР являются представители высших научных кругов, среднего и малого бизнеса, потребители и поставщики финансовых услуг. Консультативный технический комитет, возглавляемый председателем, включает представителей национальных центральных банков и ЕЦБ, национальных надзорных органов, европейских контрольных комитетов, Европейской комиссии, Совета министров экономики и финансов ЕС (Экофин) и консультативного научного комитета ЕКСР. Многопрофильность и высокий авторитет участников консультативных органов ЕКСР обеспечивают гарантии эффективного выполнения ими задач, предусмотренных Регламентом ЕКСР.

ЕКСР, имея статус органа ЕС, не обладающего правосубъектностью, тем не менее оказывает существенное влияние на рынок финансовых услуг путем реализации его основной задачи — представления рекомендаций и предупреждений, направленных на устранение недостатков финансовой системы, в частности в форме проектов законодательных инициатив. Адресатами таких рекомендаций могут выступать институты ЕС, государства—члены ЕС, европейские контрольные органы, национальные надзорные органы. В случае невыполнения рекомендаций или предупреждений в указанный срок каких-либо санкций не предусмотрено — ЕКСР лишь уведомляет об этом Совет ЕС, Европейскую комиссию или европейские контрольные органы. По исключительному усмотрению ЕКСР рекомендации и предупреждения могут быть опубликованы. В своей деятельности ЕКСР полностью подотчетен Совету ЕС и Европейскому парламенту.

Поскольку ЕЦБ может содействовать ЕКСР в осуществлении эффективного макропруденциального надзора за финансовой системой ЕС, Регламентом ЕКСР на ЕЦБ возложены специальные задачи, а именно оказание аналитической, статистической, административной и логистической поддержки ЕКСР с привлечением национальных центральных банков и уполномоченных надзорных органов.

Резюмируя сказанное, можно заключить, что вследствие макроэкономического развития внутреннего рынка ЕС, в частности финансового рынка как его элемента, а также решений и рекомендаций, принятых институтами ЕС в 1999—2011 гг., организационно-правовая система надзора за рынком финансовых услуг ЕС подверглась существенным изменениям. В настоящее время система органов надзора призвана защищать интересы потребителей финансовых услуг и предотвращать системные кризисы. Она функционирует на двух уровнях и характеризуется четким разделением полномочий и тесным взаимодействием между органами (см. схему).

На микроуровне европейская система финансового надзора обеспечивает тесную кооперацию и обмен информацией между национальными и европейскими контрольными органами. Важно, что европейская система финансового надзора создает единообразные стандарты предоставления финансовых услуг и имплементирует их в государствах-членах, опираясь на помощь европейских контрольных органов. На макроуровне ЕКСР является «средством раннего оповещения», призванным отслеживать экономические изменения в государствах-членах, финансовую активность и проводить мониторинг возникающих рисков.

 

Библиография

1 См.: Рубцов Б.Б. Мировые фондовые рынки: Современное состояние и закономерности развития. — М., 2000. С. 205.

2 Myriam van der Stichele. Financial regulation in the European Union. Mapping eu decision making structures on financial regulation and supervision. Centre for Research on Multinational Corporations. European Network on Debt and Development, WEED, Bretton Woods Project and Campagna per la Reforma della Banca Mondiale. 2008. Р. 6.

3 Pauly L. Financial crisis management in Europe and Beyond // Political Economy. 2008. No. 27. Р. 23.

4 См., например: Зуев В.Н. Антикризисная политика Евросоюза // Международная экономика. 2009. № 10. С. 7.

5 См.: Европейское право. Право Европейского союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учеб. / Рук. авт. колл. и отв. ред. проф. Л.М. Энтин. 2-е изд., пересмотр. и доп. — М., 2011. С. 678.

6  Quaglia L. Financial Sector Committee Governance in the European Union // European Integration, Vol. 30, Nо. 4, September, 2010. Р. 78.

7 Moloney N. Reform or Revolution? The Financial Crisis, EU Financial Markets Law and the European Securities and Markets Authority // International and Comparative Law Quarterly. 2011. Р. 45.

8 См.: Frequently Asked Questions: A Guide to Understanding ESMA. 3 January 2011. ESMA/2011/009. Р. 9.

9 См.: ESMA Work Programme for 2011 and implementation of CESR Work Programme for 2010. Р. 2.

10 См.: Moloney N. EU Financial Market Regulation after the Global Financial Crisis: “More Europe” or More Risks? // Common Market Law Review. 2010. 7(5). Р. 47.

11 См.: The High-Level Group on Financial Supervision in the EU chaired by Jacques de Larosiиre. Report. Brussel. 25 February 2009. Р. 43.

12 См.: Moloney N. EU Financial Market Regulation after the Global Financial Crisis… Р. 49.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024