Статья

Направления гармонизации законодательства в области интеллектуальной собственности в государствах — участниках СНГ [1]

Показано развитие межгосударственного сотрудничества в формате Содружества Независимых Государств, направленного на гармонизацию законодательства в области интеллектуальной собственности.

УДК 340.137.3:340.147: 347.78: 347.77

Страницы в журнале:  131-140

 

И.В. Шугурова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного права Саратовской государственной юридической академии Россия, Саратов ivshgurova@mail.ru

 

Показано развитие межгосударственного сотрудничества в формате Содружества Независимых Государств, направленного на гармонизацию законодательства в области интеллектуальной собственности. Исследуются основные положения международных соглашений государств — участников СНГ и актов модельного законотворчества в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности. Делается вывод о том, что в процессе модельного законотворчества учитываются новейшие тенденции в развитии международных и национальных норм по охране авторских и смежных прав, промышленной собственности, в том числе связанные с воздействием Интернета. Автор заключает, что гармонизация законодательства в области интеллектуальной собственности необходима для дальнейшей региональной экономической интеграции.

Ключевые слова: гармонизация законодательства, интеллектуальная собственность, Содружество Независимых Государств, модельный закон, международные соглашения.

 

Межгосударственное сотрудничество и гармонизация законодательства на постсоветском пространстве осуществляются по нескольким направлениям — в рамках Содружества Независимых Государств (далее — СНГ), Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС), Таможенного союза (далее — ТС). Государствами — участниками СНГ на сегодняшний день являются Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан (Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому относится к государствам-учредителям). Участники ЕврАзЭС — Беларусь, Казахстан, Россия, Кыргызстан и Таджикистан. Единое экономическое пространство стало функционировать для государств ТС — Беларуси, Казахстана и России, которые одновременно являются участниками ЕврАзЭС и СНГ. Государства — участники региональных объединений стремятся к достижению высокой степени экономической интеграции. По справедливому замечанию Н.Г. Дорониной, для участников СНГ экономическая интеграция выступает основным способом, позволяющим занять утраченные ими после исчезновения СССР зарубежные рынки, а также сохранить национальную промышленность в условиях жесткой конкурентной борьбы с иностранным капиталом [5, с. 135].

Одним из направлений экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС, ТС и СНГ в целом является создание цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, необходимым условием которого выступает сближение соответствующего законодательства. Гармонизация национальных законодательств в рамках СНГ осуществляется различными способами: путем координации законопроектной работы, принятия новых согласованных актов национального законодательства, проведения предварительной экспертизы законопроектов на соответствие их нормам международного права, а также договорам и решениям, принятым в рамках объединения [1, с. 137].

Вопросы гармонизации и унификации законодательств государств — участников СНГ рассматривались в работах Н.Г. Дорониной [5], А.Л. Маковского [7], А.В. Баркова [1], С.Н. Ярышева [30] и др. Проблемам взаимодействия модельного и национального законодательства государств СНГ и современным тенденциям развития правотворческой деятельности посвящены работы А.А. Богутова [3], И. Барковского [2] и др. Формирование рынка интеллектуальной собственности в странах ТС в рамках евразийской экономической интеграции анализировали в своих в работах Г. Шлойдо [27], Е. Леанович [6], И. Шугурова [28] и др. Цель настоящей статьи заключается в выявлении основных направлений гармонизации законодательства государств СНГ в области интеллектуальной собственности и используемых в этом процессе способов сближения правового регулирования.

Международные соглашения государств — участников СНГ в области интеллектуальной собственности. Предпосылками эффективного сотрудничества по гармонизации правового регулирования и создания единых принципов в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности выступают схожие системы внутригосударственного законодательства в государствах — участниках СНГ. Основные положения по охране интеллектуальной собственности содержатся в специальных разделах гражданских кодексов. Кроме того, в большинстве государств — участников интеграционного образования принят ряд специальных законов (об авторском праве и смежных правах, патентные законы и др.). При этом многие положения национальных законов были заимствованы из рекомендательного акта — модельного Гражданского кодекса для государств (Раздел V «Интеллектуальная собственность») [14]. Как отмечает А. Никитина, в условиях развития процессов глобализации и построения информационного общества возрастает необходимость в применении единых подходов к созданию, учету и использованию результатов интеллектуальной деятельности, правовой охране, коммерциализации и защите прав на них [12, с. 48].

В рамках межгосударственного сотрудничества в формате СНГ проблемам правовой охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности уделяется пристальное внимание. За последние два десятилетия был принят целый ряд документов. Первые соглашения, подписанные в 1990-е годы, были направлены прежде всего на урегулирование отношений, касающихся действия на территории суверенных государств охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выданных ранее в СССР. Это связано с тем, что суверенизация правовых систем государств бывшего СССР привела к созданию полностью автономных национально-правовых режимов в сфере охраны прав интеллектуальной собственности [27, с. 67].

Двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности Россия заключила с такими государствами, как Азербайджан, Армения, Казахстан, Беларусь, Украина, Киргизия, Узбекистан, Грузия. Они закрепляют принцип национального режима, признают на территориях договаривающихся государств действие ранее выданных охранных документов СССР. По вопросам, не урегулированным соглашениями, предусматривается применение Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года (ред. от 02.10.1979). Двусторонние договоренности касаются также взаимного признания и охраны авторских прав. Например, Соглашение между Россией и Арменией закрепляет обязательства государств по признанию авторских прав граждан другого государства и их правопреемников на произведения науки, литературы и искусства, независимо от места их первого опубликования, а также права на произведения, впервые опубликованные в этих государствах [20]. Охрана авторских  прав на территории каждого государства обеспечивается на тех же условиях, какие установлены внутренним законодательством в отношении собственных граждан.

Региональные соглашения государств — участников СНГ о сотрудничестве посвящены охране авторских и смежных прав [23], промышленной собственности [21], товарных знаков и наименований мест происхождения товаров [22]. Так, Соглашением стран СНГ от 24.09.1993 «О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав» (далее — Соглашение от 24.09.1993) предусматривалось применение в государствах—участниках Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года. При этом государства должны были принять меры для разработки законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права и смежных прав уже на уровне требований Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (ред. от 28.09.1979), Женевской конвенции об охране производителей фонограмм от неразрешенного воспроизведения их фонограмм 1971 года, Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания 1961 года. Кроме того, предполагались совместная деятельность по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав, а также разработка конкретных программ и мероприятий. Как отмечается в литературе, Соглашение от 24.09.1993 было заключено в качестве переходной меры для обеспечения взаимного признания и охраны авторских и смежных прав, принадлежащих гражданам и юридическим лицам государств, расположенных на территории бывшего СССР [16, с. 803]. Впоследствии РФ и другие государства—участники присоединились к названным конвенциям.

Соглашение от 12.03.1993 «О мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности», которое в настоящее время уже прекратило свое действие, было принято для координации совместной деятельности по созданию межгосударственной системы охраны объектов промышленной собственности и разработке Конвенции по охране промышленной собственности открытого типа. Соглашение от 06.03.1998 «О сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности» (далее — Соглашение от 06.03.1998) предусматривало обязательство государств-участников привести свое национальное законодательство в соответствие с международными стандартами в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности [26]. Кроме того, необходимо было ввести в действие соответствующие процедуры, которые дадут таможенным органам право приостановки пропуска через таможенную границу Сторон товаров, изготовленных и/или приобретенных с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности, и/или содержащих в себе какие-либо нарушения указанных прав.

Одной из целей принятия Соглашения от 04.06.1999 «О мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний» (далее — Соглашение от 04.06.1999) выступала реализация совместных мер по осуществлению защиты прав потребителей и производителей от реализации товаров с использованием ложных средств индивидуализации, охране которых посвящено данное соглашение [22]. Сотрудничество предполагалось в вопросах выявления и пресечения фактов использования ложных товарных знаков и географических указаний, а также предупреждения проникновения контрафактных товаров через таможенные границы. Многие нормы Соглашения от 04.06.1999 согласуются с положениями универсальных международных договоров, в том числе и тех, в которых государства СНГ на момент подписания соглашения не принимали участие. В частности, в ст. 5 предусматривается отказ в регистрации товарного знака, если использование географического указания в товарном знаке для товаров, не происходящих из указанной территории какой-либо Стороны, вводит в заблуждение потребителей в отношении истинного места происхождения таких товаров. Аналогичное правило закреплено в ст. 22 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 года (ТРИПС), действующего в государствах — членах ВТО.

Документы, принятые в СНГ в 2000-е годы, в значительной степени модернизировали предыдущие договоренности. В частности, 25 мая 2006 года была утверждена Концепция формирования национальных баз данных и организации межгосударственного обмена информацией по предупреждению и пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности [17]. В рамках ее реализации 20 ноября 2009 года было принято Соглашение «О сотрудничестве по организации межгосударственного обмена информацией и формированию национальных баз данных авторского права и смежных прав», нацеленное на создание условий для межгосударственного обмена информацией об объектах авторского права, смежных прав и правообладателях [25]. Предусматривается разработка механизма, обеспечивающего получение такой информации, содержащейся в национальных базах данных, органами внутренних дел, судебными органами, прокуратурой, таможенными, а также другими органами государств — участников данного Соглашения.

Соглашение от 19.11.2010 «О сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности» посвящено вопросам дальнейшего сотрудничества в области интеллектуальной собственности [24]. С даты вступления в силу данного Соглашения прекращает свое действие Соглашение от 12.03.1993 «О мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности», а также Соглашение от 06.03.1998. Как мы уже отмечали, первоначально одной из целей создания Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности (далее — Совет) было создание Конвенции по охране промышленной собственности открытого типа. Советом была разработана и согласована Евразийская патентная конвенция, подписанная 9 сентября 1994 года, которая создала межгосударственную наднациональную систему правовой охраны изобретений на основе единого — евразийского — патента, действующего на территории договаривающихся государств. В целях выполнения административных задач была создана Евразийская патентная организация. Таким образом, Совет выполнил свои основные задачи, в том числе по разработке и принятию Конвенции открытого типа. 

Сфера деятельности Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, который начал свою работу в 2011 году, распространяется не только на вопросы промышленной собственности, но и вопросы авторского права и смежных прав. К его функциям относятся, прежде всего, координация совместной деятельности государств — участников Соглашения по совершенствованию механизмов правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, развитию научно-технического сотрудничества, осуществлению совместных действий по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности [13]. Помимо этого, предусматривается обмен законодательной, нормативной, методической и другой информацией.

Деятельность Экономического совета СНГ. Вопросам интеллектуальной собственности уделяет пристальное внимание в своей деятельности и такая структура СНГ, как Экономический совет. В частности, 14 сентября 2007 года Экономический совет СНГ принял Решение «Об урегулировании вопроса охраны товарных знаков» (далее — Решение) [18], в результате которого Совместной рабочей комиссии государств — участников Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности и Межгосударственному совету по вопросам охраны промышленной собственности совместно с Исполнительным комитетом СНГ было поручено рассмотреть проблему урегулирования вопроса охраны товарных знаков и представить предложения по ее решению на рассмотрение Экономического совета СНГ. Проблема касалась правового режима обозначений, использовавшихся до образования СНГ, в связи с этим предполагалось разработать соответствующее соглашение. Однако в 2009 году дальнейшая работа над проектом была признана нецелесообразной.

В 2011 году Экономический совет СНГ одобрил проект Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года [19]. Основной целью данной Программы является создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности  экономики государств — участников СНГ, реализации приоритетов экономического развития в инновационной сфере, утверждения международного авторитета СНГ как одного из мировых центров технологического лидерства. В число главных задач входят определение и реализация научно-технических приоритетов, обеспечение инновационной предпринимательской активности, введение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, создание современной инфраструктуры инновационного процесса. В своем Решении Экономический совет СНГ обращает внимание на данные статистики, согласно которым государства — участники СНГ остаются пассивными в патентовании своих разработок, а доля успешных на рынках результатов инновационной деятельности пока не превышает 4%. В связи с этим в числе основных мероприятий названы совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей формирование и унификацию национальных механизмов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, а также разработка программ подготовки кадров в области менеджмента инноваций, управления интеллектуальной собственностью, организации высокотехнологичного бизнеса. Можно сделать вывод о том, что межгосударственная интеграция становится характерной тенденцией в процессе управления инновационной деятельностью.

Модельное законотворчество Межпарламентской Ассамблеи государств  — участников СНГ. Особая роль в процессе гармонизации законодательства принадлежит Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ (далее — МПА), под эгидой которой разрабатываются в первую очередь модельные законодательные акты. Модельные (типовые) законы и рекомендации выступают эффективным инструментом интеграции, обеспечивающим гармонизацию, а в ряде случаев и унификацию законодательств государств СНГ. В разработке модельных законов МПА сотрудничает с международными организациями (Организацией Объединенных Наций, Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирной организацией интеллектуальной собственности [далее — ВОИС] и др.), правительствами отдельных иностранных государств. Однако главная роль принадлежит Совету Федерации Федерального Собрания РФ, подготовившему более 50 проектов модельных законов [30, с. 65]. Многие из рекомендательных актов содержат положения, касающиеся в той или иной степени интеллектуальной собственности, в частности модельный Гражданский кодекс (Раздел V), модельный закон о реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, модельный кодекс интеллектуальной собственности, модельный закон об авторском праве и смежных правах и др. Опосредованное отношение к рассматриваемой тематике имеют положения модельных законов о научно-технической информации,  о научной и научно-технической деятельности, о статусе ученого и научного работника, об инновационной деятельности, о защите высоких технологий.

В своем выступлении председатель МПА В. Матвиенко подчеркнула, что «защита интересов стран СНГ в сфере интеллектуальной собственности является важнейшей задачей, и успешность ее решения зависит от скоординированности практического применения имеющихся законодательно-нормативных актов стран-участниц» [29]. Например, по данным статистики, патентуется около десятой части изобретений как результатов научно-практической деятельности (данные по РФ для организаций с полным или частичным государственным финансированием), а коммерциализируется только 2,2% из них. В связи с этим в целях повышения конкурентоспособности национальной промышленности и экономики государств — участников СНГ был разработан Модельный закон о реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий [9].

Он определяет организационные и правовые основы отношений между научными организациями, предприятиями различных форм собственности и органами государственной власти, органами местного самоуправления в области разработки, распространения и использования объектов интеллектуальной собственности. При этом имеются в виду новые результаты научно-технической деятельности, полученные при финансовой поддержке государства.

Девятого декабря 2000 года было принято Постановление МПА «О предложениях по совершенствованию национального законодательства государств — участников СНГ в области интеллектуальной собственности с учетом требований современных международных стандартов» [15]. В нем обосновывалась необходимость модернизации законодательства стран СНГ в сфере интеллектуальной собственности в условиях развития телекоммуникационных, компьютерных и цифровых технологий, а также подчеркивалась значимость современных международных стандартов в данной области, и прежде всего положений Договоров ВОИС 1996 года. В связи с этим было принято решение о разработке новых редакций модельных законов, а также модельных норм об уголовной и административной  ответственности за нарушение авторских и смежных прав и о мерах таможенного контроля в этой области. Так появились новые редакции модельного закона об авторском праве и смежных правах и модельного Гражданского кодекса, раздел V которого посвящен интеллектуальной собственности.

В процессе разработки новых модельных норм учитывались Рекомендации от 09.12.2000 по совершенствованию национальных законов об авторском праве и смежных правах государств — участников СНГ с учетом Договора ВОИС по авторскому праву и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года (далее — Рекомендации). В частности, стало использоваться новое толкование понятия «воспроизведение», подразумевающее не только изготовление одного или более экземпляров произведения в любой материальной форме, но также постоянное или временное хранение в цифровой форме в электронном средстве. В Рекомендациях уточнялись и другие понятия в области авторского права и смежных прав, в том числе «базы данных», «фонограмма», термины «сдавать в прокат (внаем)», «передача в эфир». Документом было рекомендовано включить  дополнительные  термины «информация об управлении   правами», «техническое  средство». Кроме того, в нем формулируются подробные правила, касающиеся запрета обхода технических средств. С учетом новых реалий, связанных с масштабным воздействием Интернета на сферу авторского права, модельный закон об авторском праве и смежных правах был принят в новой редакции [10].

Раздел V «Интеллектуальная собственность» модельного Гражданского кодекса (ч. 3) в новой редакции содержит 13 статей [14].

В нем устанавливаются виды охраняемых объектов интеллектуальной собственности, а именно: произведения науки, литературы и искусства, включая программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; исполнение, фонограммы, передачи эфирного и кабельного вещания (объекты смежных прав);  изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров. Перечень является неисчерпывающим — предполагается, что иные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации могут признаваться и охраняться на территории соответствующего государства в качестве объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законами и международными договорами.

Еще одним модельным актом, направленным на гармонизацию национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности, является Модельный кодекс интеллектуальной собственности для государств — участников СНГ от 07.04.2010 (далее — Кодекс от 07.04.2010) [11], призванный обеспечить единообразное регулирование имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, возникающих в связи с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности, распоряжением правами интеллектуальной собственности, а также c охраной и защитой прав. Кодекс от 07.04.2010 содержит определение права интеллектуальной собственности — это право лица на результат интеллектуальной, творческой деятельности или на иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых установлен настоящим Кодексом и другими законами. Данное право составляют личные неимущественные и (или) имущественные права, содержание которых в отношении определенных объектов права интеллектуальной собственности определяется настоящим Кодексом и другими законами. Таким образом, Кодекс от 07.04.2010 приводит толкование понятия права интеллектуальной собственности, наиболее распространенное в мировой практике. Вместе с тем российское законодательство включает несколько иную терминологию, в том числе интеллектуальные права, исключительное право, помимо имущественных и личных неимущественных предусмотрены также иные интеллектуальные права.

Особенностью Кодекса от 07.04.2010 является закрепление прав на научное открытие и рационализаторское предложение (гл. 6 и 7), охрана которых не регламентируется в рамках российского законодательства. Так, научным открытием считается установление неизвестных ранее, но объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, которые вносят коренные изменения в уровень научного познания. Рационализаторским предложением является признанное юридическим лицом предложение, которое содержит технологическое (техническое) или организационное решение в любой сфере деятельности. Решение вопроса о необходимости и условиях правовой охраны рассматриваемых объектов остается прерогативой национального законодателя.

В целях унификации законодательства 17 мая 2012 года был принят Глоссарий модельного законодательства для государств — участников СНГ в области интеллектуальной собственности, включающий современный понятийный аппарат (далее — Глоссарий) [4]. Прежде всего он может служить основой юридической терминологии для модельного законодательства. Вместе с тем легальные и доктринальные дефиниции, сформулированные в документе, послужат задаче сближения национальных законов государств СНГ. В Глоссарии приводятся понятия, термины и определения, содержащиеся в международных соглашениях, актах модельного законодательства МПА, в национальном законодательстве государств — участников СНГ, а также в отдельных директивах Европейского союза.

Подводя итог, следует отметить, что в международных соглашениях 1990-х годов государства — участники СНГ признавали действие на их территории Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года, Женевской конвенции об охране производителей фонограмм от неразрешенного воспроизведения их фонограмм от 29.10.1971, Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания 1971 года. Между тем соглашения, принятые в 2000-е годы, выражали уже приверженность их участников основным принципам Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года, Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 года (ТРИПС) и другим современным договорам. В процессе модельного законотворчества в формате СНГ учитываются новейшие тенденции в развитии международных и национальных норм по охране авторских и смежных прав, промышленной собственности, в том числе масштабное воздействие Интернета. Продолжая сотрудничество, направленное на гармонизацию законодательства в области интеллектуальной собственности и инновационной деятельности, государства — участники СНГ разрабатывают не только модельные акты, но также различные рекомендации и  межгосударственные программы, реализация которых станет основой для дальнейшего развития региональной экономической интеграции.

Список литературы

1. Барков А.В. Проблемы гармонизации в Евразийском экономическом сообществе // Журнал российского права. 2003. № 8. С. 137—144.

2. Барковский И. Современные тенденции развития правотворческой деятельности Содружества Независимых Государств // Журнал международного права и международных отношений.  2013. № 2. URL: http://evolutio.info/content/view/2053/232/ (дата обращения 03.07.2014).

3. Богутов А.А. Проблемы взаимодействия модельного и национального гражданского законодательства стран СНГ. URL:  http://justicemaker.ru/ view-article.php?id=4&art=3398 (дата обращения 03.07.2014).

4. Глоссарий модельного законодательства для государств — участников СНГ в области интеллектуальной собственности: Приложение к постановлению МПА СНГ от 17.05.2012 № 37-17 // Информационный бюллетень. 2012. № 55.

5. Доронина Н.Г. Гармонизация права как альтернатива наднациональности в правовом регулировании экономических отношений // Журнал российского права. 2013. № 10. С. 134—138.

6. Леанович Е.Б. Регламентация вопросов интеллектуальной собственности в рамках евразийской экономической интеграции // Международное публичное, международное частное и европейское право: труды факультета международных отношений. — Минск. 2012. Вып. 3. С. 103—112.

7. Маковский А. Об унификации гражданского законодательства на едином экономическом пространстве: советский и постсоветский опыт // Гражданское законодательство. — Алматы. 2005. Вып. 22. С. 135—160.

8. Модельный закон от 07.04.2010 «Об охране прав на научные открытия». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=31433 (дата обращения 03.07.2014).

9. Модельный закон от 07.12.2002 «О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Модельный закон от 18.11.2005 «Об авторском праве и смежных правах» (новая редакция): принят на двадцать шестом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. URL: http://belarus.news-city.info/ docs/2005by/crfxfnm-tcgkfnyj35366.htm (дата обращения 03.07.2014).

11. Модельный кодекс интеллектуальной собственности для государств — участников СНГ от 07.04.2010. URL: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=31431 (дата обращения 03.07.2014).

12. Никитина А. Пути гармонизации законодательства государств — участников СНГ в инновационной сфере // Интеллектуальная собственность.  Авторское право и смежные права. 2011. № 2. С. 47—54.

13. Положение о Межгосударственном совете по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности: Приложение к Соглашению о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности от 19.11.2010. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

14. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 16.06.2003 № 21-7 «О новой редакции раздела V (Интеллектуальная собственность) части третьей модельного Гражданского кодекса государств — участников СНГ». URL: http://www.icm.by/ru/ postanovlenie-mezhparlamentskoi-assamblei-gosudarstv-uchastnikov-sng-ot-16-iyunya-2003-g-21 (дата обращения 03.07.2014).

15. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 09.12.2000 «О предложениях по совершенствованию национального законодательства государств — участников СНГ в области интеллектуальной собственности с учетом требований современных международных стандартов» // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. № 2. С. 71.

16. Право интеллектуальной собственности: учеб. / И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.В. Добрынин и др.; под ред. И.А. Близнеца. — М.: Проспект, 2011. С. 803.

17. Решение Совета глав правительств СНГ от 25.05.2006 «О Концепции формирования национальных баз данных и организации межгосударственного обмена информацией по предупреждению и пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

18. Решение Экономического совета СНГ от 14.09.2007 «Об урегулировании вопроса охраны товарных знаков». URL: http://cis.minsk.by/reestr/ ru/index.html#reestr/view/text?doc=2229 (дата обращения 03.07.2014).

19. Решение Экономического совета СНГ от 23.09.2011 «О проекте Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года». URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=22333 (дата обращения 03.07.2014).

20. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимной охране авторских прав от 25.06.1993 // Бюллетень международных договоров. 1994. № 5. С. 46—47.

21. Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности от 12.03.1993 // Бюллетень международных договоров. 1993. № 3.

22. Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний от 04.06.1999 // Бюллетень международных договоров. 2002. № 3.

23. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24.09.1993 // Бюллетень международных договоров. 2008. № 3.

24. Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности от 19.11.2010 // Бюллетень международных договоров. 2012. № 4.

25. Соглашение о сотрудничестве по организации межгосударственного обмена информацией и формированию национальных баз данных авторского права и смежных прав от 20.11.2009 // Бюллетень международных договоров. 2011. № 5.

26. Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности от 06.03.1998. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

27. Шлойдо Г. Формирование рынка прав промышленной собственности в рамках Таможенного союза // ИС. Промышленная собственность. 2012. № 1. С. 66—74.

28. Шугурова И.В. Основные направления унификации принципов регулирования в сфере интеллектуальной собственности в государствах Таможенного союза // Современное право. 2012. № 10. С. 111—115.

29. Эффективные механизмы охраны интеллектуальной собственности стран СНГ. URL: http://www.copyright.ru/news/main/2012/3/28/avtor_intellekt_patent (дата обращения 03.07.2014).

30. Ярышев С.Н. Договоры между государствами — участниками СНГ (ЕврАзЭС) и унификация их законодательства по вопросам Единого экономического пространства // Московский журнал международного права. 2011. № 4 (84). С. 63—75.

 

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В работе исследовано состояние международно-правового регулирования отношений в области искусственного интеллекта и нейронных сетей. Проанализированы документы ООН, ОЭСР, «Группы семи» и «Группы двадцати», приведены позиции ученых-юристов. Выявлены основные принципы, которыми руководствуются государства при выработке национального регулирования
Добавлено: 05.07.2024
На основе анализа правовых актов, программных документов по цифровизации, зарубежного и отечественного (московского) опыта выявлены проблемы внедрения так называемого искусственного интеллекта в жилищно-коммунальное хозяйство
Добавлено: 05.07.2024
В работе исследованы особенности конституционно-правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта в различных сферах жизни общества. Рассмотрено действующее правовое регулирование, проанализированы позиции ученых-юристов, а также выявлен ряд проблем в правовой регламентации данной технологии.
Добавлено: 26.05.2024
В статье рассматриваются вопросы правого регулирования интеллектуальных прав в ЕАЭС. Определены современные условия и проблемные моменты в рассматриваемой области. Сформулирован вывод о том, что правовая база ЕАЭС должна предусматривать ряд гармонизированных правил и инструментов, облегчающих трансграничное правоприменение в вопросах охраны интеллектуальных прав
Добавлено: 01.02.2024
Статья посвящена изучению вопросов, связанных с предоставлением правовой охраны результатам генетических исследований, определением надлежащей модели защиты биотехнологических решений, а также анализу условий охраноспособности таких объектов и выработке собственных концепций обеспечения защиты правообладателей
Добавлено: 28.12.2023