УДК 347.9:349.24
Страницы в журнале: 67-75
Ю.А. АКИМОВА,
кандидат юридических наук, заместитель начальника организационно-аналитического управления Департамента социальной защиты населения города Москвы
Анализируются законодательные акты, регулирующие положение женщин в российском обществе. Делается вывод об усилении некоторых негативных тенденций в судебной практике в этой сфере и о необходимости принятия ряда государственных мер по реальному обеспечению действия принципа равноправия мужчин и женщин в России.
Ключевые слова: права и свободы женщин, материнство, труд женщин на тяжелых работах, права и гарантии беременных женщин, уход за ребенком.
Negative tendencies of jurisprudence concerning position of women in the Russian Federation
Akimova Y.
The acts regulating position of women in the Russian society are analyzed. The conclusion about strengthening of some negative tendencies in jurisprudence in this sphere and about need of acceptance of a number of the state measures for real ensuring action of a principle of equality of men and women for Russia is drawn.
Keywords: the rights and freedoms of women, motherhood, work of women on a hard work, the rights and guarantees of pregnant women, care of the child.
Конституция РФ (ч. 3 ст.19) определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы, это соответствует ст. 3 Международного пакта о гражданских и политических правах, где также закреплены равные возможности мужчины и женщины для реализации своих прав. Это положение не должно истолковываться буквально. Общепризнанны социальное значение материнства и роль женщины в продолжении рода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантиях в этой сфере (ст. 38 Конституции РФ).
Особая забота государства о материнстве и детстве также отражена в ТК РФ, в котором отдельно предусмотрены особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязательствами. Для таких лиц предусматриваются различные гарантии и льготы. В частности, ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.
Запрещаются направление беременных женщин в служебные командировки, привлечение их к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Для беременных женщин предусматривается защита от расторжения трудового договора по инициативе работодателя. В соответствии со ст. 261 ТК РФ такое расторжение договора с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации. В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее заявлению продлить срок действия трудового договора до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам.
Согласно ст. 253 ТК РФ ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.
В том случае, когда в нарушение этих требований женщина принимается на работу с вредными и (или) опасными условиями труда либо на работу, связанную с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для женщин нормы, трудовой договор с ней подлежит прекращению по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (т. е. вследствие нарушения обязательных правил при заключении трудового договора, если это нарушение препятствует продолжению работы). Такое увольнение допускается, если женщину нельзя перевести на другую работу, не запрещенную ей законом. При увольнении по данному основанию работодатель должен будет выплатить женщине выходное пособие в размере среднего заработка за один месяц.
Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 утвержден перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин (далее — Перечень)[1].
Пунктом 374 раздела XXX Перечня работы, выполняемые по профессиям «машинист электропоезда» и «помощник машиниста электропоезда» на железнодорожном транспорте и метрополитене, отнесены к тяжелым работам и работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.
В Верховный Суд РФ обратилась А.Ю. Клевец с заявлением о признании недействующим указанного пункта, ссылаясь на то, что данное положение противоречит Конвенции Международной организации труда № 111 «О дискриминации в области труда и занятий», ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 253 ТК РФ и нарушает ее конституционное право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию[2].
Кодекс законов о труде РФ от 09.12.1971 (утратил силу с 01.02.2002) устанавливал запрет на применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию) (ч. 1 ст. 160).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (утратил силу с 06.10.2006 в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются Правительством РФ с учетом консультаций с общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов.
Во исполнение указанной нормы Правительством РФ и был утвержден оспариваемый Перечень.
В соответствии с ч. 1 ст. 423 ТК РФ, вступившего в силу с 1 февраля 2002 г., впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
Статьей 253 ТК РФ ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (части 1 и 2). Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3).
Поскольку такой перечень до настоящего времени не принят, в соответствии с ч. 1 первой ст. 423 ТК РФ применяется оспариваемый Перечень в части, не противоречащей ТК РФ.
Согласно прим. 1 к Перечню работодатель может принять решение о применении труда женщин на работах, включенных в Перечень, если им созданы безопасные условия труда, подтвержденные результатами аттестации рабочих мест, положительным заключением государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации.
Пункт 374 раздела XXX данного Перечня, запрещающий применение труда женщин по профессиям «машинист электропоезда» и «помощник машиниста электропоезда» на метрополитене, во взаимосвязи с прим. 1 не устанавливает абсолютного запрета на применение труда женщин по этим профессиям, а допускает такую возможность при условии создания на конкретном рабочем месте безопасных условий труда, что соответствует ч. 3 ст. 253 ТК РФ об ограничении труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. И, следовательно, не противоречит ТК РФ.
Частью 3 ст. 3 ТК РФ предусмотрено, что не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Согласно ст. 209 ТК РФ вредный производственный фактор — это производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Безопасные условия труда — это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 30.03. 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С учетом особенностей женского организма и в целях создания условий для обеспечения фактического равноправия женщин с мужчинами трудовое законодательство предусматривает специальные правила охраны труда женщин, льготы и дополнительные гарантии их трудовых прав.
Согласно Гигиеническим требованиям к условиям труда женщин, СанПиН 2.2.0.555-96, утвержденным постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 № 32, для практически здоровых женщин на предприятиях всех видов собственности должны предоставляться рабочие места с допустимыми условиями труда (п. 1.9). Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работающих и их потомство.