УДК 342.417
Страницы в журнале: 23-26
О.П. Франскевич,
исполняющая обязанности заместителя руководителя — начальника отдела антимонопольного законодательства и рекламы Управления ФАС по Республике Хакасия Россия, Абакан naumkinav@mail.ru; Molya2008@yandex.ru
Рассматриваются средства правового регулирования в сфере обеспечения единства экономического пространства. Такое регулирование осуществляется как экономическими, так и административными мерами.
Ключевые слова: единое экономическое пространство, государственное регулирование, административный метод, конкуренция, налогообложение.
Глава I Конституции Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ) закрепляет основы конституционного строя государства. Эти нормы носят глобальный, фундаментальный характер. В то же время не стоит забывать о способности данных принципов осуществлять и формально-правовое регулирование общественных отношений. К таким основополагающим нормам относится и принцип единства экономического пространства на территории Российской Федерации, закрепленный в ст. 8 Конституции РФ.
Гарантируя существование на территории государства единого экономического пространства, Конституция РФ тем самым предписывает необходимость соответствия всех общественных отношений указанному принципу.
Политика федеративного государства всегда реализуется субъектами федерации [5, с. 320], поэтому единство экономического пространства должно охватывать и вопросы реализации государственной политики. Е.Г. Анимица и Н.М. Сурнина отмечают, что трансформация экономических отношений, формирование торгового и банковского капитала, рыночное саморегулирование занятости, либерализация внешнеэкономического положения России в Евразии, переход от прежнего унитарного (по существу) государства к системе реального федерализма — все это способствовало разрушению единого народнохозяйственного комплекса страны и формированию на его «обломках» нового экономического пространства, максимально отвечающего сути и принципам рыночной экономики, являющегося одним из непременных и обязательных условий успешного реформирования России [2, с. 34].
Важнейшими компонентами единого экономического пространства являются национальные рынки товаров, труда и капиталов, которые подвержены переходным процессам интеграции и дезинтеграции, сигментации, в том числе и «регионализации» [7].
Реализация принципа единства экономического пространства осуществляется прежде всего посредством государственного регулирования. Основными методами регулирования являются экономический и административный.
Исследуемый конституционный принцип реализуется с использованием таких инструментов как:
1) таможенно-тарифное регулирование;
2) валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций, валютные ограничения, валютный контроль и т. д.);
3) антидемпинговые и компенсационные пошлины;
4) внешнеполитические меры регулирования (государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами, стимулирование экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта, кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле, меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях);
5) фискальная политика;
6) лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными органами исполнительной власти разрешений (лицензий);
7) кредитно-денежное регулирование;
8) регулирование доходов;
9) социальные инструменты;
10) государственное регулирование ценообразования.
Приоритетным в вопросе регламентирования реализации единства экономического пространства является экономический метод. Его применение способствует повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации. Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью экономических мер невозможно достигнуть поставленных целей.
Административные методы регулирования основаны на применении запретов, разрешительных и принудительных мер, цель которых состоит в создании условий для роста эффективности и конкурентоспособности экономики государства. Экономические средства направлены на регулирование кредитно-денежной и бюджетной политики. В этой связи особую роль играет фискальная политика. Налоги и пошлины покрывают государственные расходы и служат способом мобилизации финансовых средств. Кроме того, они являются главным источником регулирования экономической сферы.
Стоит согласиться с мнением К.А. Писенко, И.А. Цинделиани, Б.Г. Бадмаева о том, что осознанная необходимость в серьезном участии государства в регулировании рыночных, экономических отношений, объективное наличие публичного интереса в регулировании конкурентных отношений предопределяют формирование системы правового регулирования отношений конкуренции и монополии с использованием не только частноправовых, но и публично-правовых механизмов [6]. Необходимость поддержки конкуренции и создания условий для противодействия негативному влиянию на экономику монополий постулируется и гарантируется сегодня многими государствами и межгосударственными образованиями в конституциях и актах международного права. Проявлением публичной заинтересованности различных обществ и государств в регулировании отношений конкуренции и монополии на основе поддержки конкуренции и контроля над монополиями является создание на национальном и наднациональном уровнях специальных органов, ответственных за разработку, проведение и контроль конкурентной политики государства. Конституция РФ закрепляет ряд норм и принципов, направленных на поддержку конкуренции и противодействие негативным последствиям деятельности монополий, свидетельствующих о наличии публичного интереса в регулировании данного вопроса. В частности, ст. 8 Конституции РФ устанавливает: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». При этом «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» [6].
Другими правовыми средствами реализации принципа единства экономического пространства служат государственные кредиты, субсидии, а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе, государственные капиталовложения. Каждый из инструментов административного и экономического методов государственного регулирования может употребляться в различных целях, во взаимодействии с другими средствами или самостоятельно и с разной интенсивностью. В зависимости от целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.
Многие направления реализации принципа единого экономического пространства не урегулированы Конституцией РФ напрямую. Е.А. Каюров отмечает: вопросам кредитно-денежных отношений в Конституции РФ не уделяется должного внимания [4, с. 16—26]. Частично данный пробел урегулирован Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, установившим в том числе принципы результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34). В свою очередь такие вопросы, как экономия бюджетных средств при реализации публичных полномочий, не в полной мере охватываются указанными принципами бюджетной системы. Вместе с тем, на наш взгляд, данный принцип является одним из основополагающих при использовании публичных финансов. Кроме того, необходимо введение в действующее законодательство отдельных механизмов, позволяющих реализовать указанные принципы на практике. В частности, ярким примером может служить обоснование начальной максимальной цены контракта при размещении заказов. Также следует рассмотреть вероятность введения долгосрочной системы планирования государственных закупок, которая позволит анализировать эффективность планируемых расходов и предупреждать на раннем этапе неактуальные и нерезультативные расходы. Можно использовать инструмент общественного обсуждения наиболее финансовоемких капиталовложений, а также иных бюджетных расходов. Данная сфера публичных финансов, экономики и юриспруденции является определенно новой для современной России и требует повышенного внимания в том числе со стороны научного сообщества и населения [4, с. 16—26].
Конституция РФ в ст. 71 определяет принципы налогообложения, однако не устанавливает конкретных положений о функционировании системы налогообложения. Конкретные же правоотношения регулируются непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (далее — НК РФ). Тем самым реализуется принцип единства экономического пространства и недопустимости создания на территории Российской Федерации препятствий для свободного перемещения товаров (работ, услуг) и финансовых средств. Применительно к нормативным правовым актам субъектов РФ о налогах и сборах это означает, что такие акты должны соответствовать ст. 1 НК РФ.
НК РФ устанавливает виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов (принцип единства системы налогов).
Реализация принципа единства экономического пространства путем регулирования антимонопольной деятельности осуществляется посредством норм Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Как верно замечает И.В. Башлаков-Николаев, чтобы сохранить баланс и никому не предоставить конкурентного преимущества, действия органов власти должны носить открытый, честный и равноудаленный от бизнеса характер [3, с. 96]. Только в этом случае действия органов власти не будут создавать отдельным хозяйствующим субъектам конкурентных преимуществ или ущемлять их интересы. Запрет на антиконкурентные действия и соглашения установлен для федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих публичные функции органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации. Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» этот список дополнен указанием на организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг [3, с. 96].
Ликвидация административных барьеров признается одной из мер по повышению эффективности экономики. О необходимости принятия таких мер и пересмотру существующих норм государственного регулирования говорит экономическое сообщество [1, с. 20].
Подводя итог, можно отметить, что реализация принципа единства экономического пространства осуществляется путем регулирования конкретных правоотношений экономическими и административными методами, которые направлены на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики в целом, а также поддержания и развития единства экономического пространства на территории Российской Федерации в частности.
Список литературы
1. Административные барьеры на пути развития малого бизнеса в России / под ред. Н.А. Волчковой. — М.: Дело, 2010.
2. Анимица Е.Г., Сурнина Н.М. Экономическое пространство России: проблемы и перспективы. — Екатеринбург, 2006.
3. Башлаков-Николаев И.В. Контроль за деятельностью органов власти в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 12.
4. Каюров Е.А. Конституционно-правовое регулирование государственных (муниципальных) финансов в России // Законодательство и экономика. 2013. № 3.
5. Наумкина В.В. Проблемы реализации единства государственной политики в законодательстве субъектов // Роль науки и образования в развитии регионов России: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции (г. Абакан, 8 июня). — М.: Изд-во СГУ, 2012.
6. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: курс лекций / под ред. С.В. Запольского. — М.: Российская академия правосудия, Статут, 2010. 12 с.
7. Шнипер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. — Новосибирск, 1993. 487 с.