А.А. СИРАЗУТДИНОВА,
адвокат (Екатеринбург)
Важным условием осуществления защитником своих полномочий является использование специальных знаний. Особое значение они приобретают для существенного расширения доказательственной базы в уголовном процессе.
На предварительном следствии знания защитника не всегда достаточны для оказания квалифицированной помощи.
В этом случае он может воспользоваться правом привлекать специалиста (п. 3 ч. 1 ст. 53 УПК РФ, подп. 4 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 18.12.2001 № 174-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, в применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, в постановке вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию (ст. 58 УПК РФ). Удостоверение личности специалиста, разъяснение ему его прав и обязанностей, порядка производства следственного действия и предупреждение об уголовной ответственности по статьям 307 и 308 УК РФ входит в компетенцию следователя.
Реализация права на привлечение специалиста возможна двумя способами. Первый — защитник в порядке сбора доказательств может обратиться к специалисту и получить от него устную или письменную консультацию, например для постановки вопросов эксперту. Заключение и показания специалиста допускаются в качестве доказательств (п. 3.1 ч. 2 ст. 74 УПК РФ). Второй способ — защитник вправе обратиться к следователю, дознавателю, прокурору с ходатайством о привлечении специалиста, и порядок участия специалиста определяется в соответствии со статьями 168, 270.
Носители специальных знаний в уголовно-процессуальной науке и практике называются сведущими лицами. Это, как правило, представители иных областей знаний, которые не компетентны в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, однако они могут обратить внимание защиты на некоторые специфические обстоятельства, которые будут способствовать обнаружению, закреплению и изъятию доказательств. Так, в качестве специалиста можно привлечь лицо, не обладающее криминалистическими знаниями, например инженера по технике безопасности, энергетика, врача-нарколога[1].
Уголовно-процессуальное законодательство не определяет глубину и широту знаний специалиста, знания не обязательно должны быть разносторонними. Специальные знания складываются из знаний, умений и навыков, используемых во всех сферах деятельности, и криминалистические знания составляют лишь незначительную их часть.
Статья 74 УПК РФ предусматривает еще одну возможность использования специальных знаний защитой — заключение и показания специалиста. Заключение специалиста — это представленное в письменной форме суждение по вопросам, поставленным перед ним сторонами (ч. 3 ст. 80), а показания специалиста — сведения, сообщенные им на допросе об обстоятельствах, требующих специальных знаний, а также разъяснения своего мнения в соответствии с требованиями статей 53, 168, 271 (ч. 4 ст. 80).
Письменное заключение специалиста может влиять на определение как формы вины, так и обстоятельств, исключающих преступность деяния; может касаться реальной стоимости тех или иных предметов, от чего зависит размер вреда, причиненного преступлением. Специалист в письменном показании может сделать вывод о психолого-психиатрическом состоянии подзащитного, что имеет отношение к вменяемости, или дать оценку состояния здоровья обвиняемого, что сказывается на смягчении наказания. Однако привлечь специалиста к участию в деле на стадии предварительного расследования может лишь следователь (ст. 168).
Специалист, допущенный к участию в следственном действии, вправе отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если не обладает соответствующими специальными знаниями; правом задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения дознавателя, следователя, прокурора; знакомиться с протоколом следственного действия, в котором участвовал, и делать замечания и заявления, которые подлежат занесению в протокол; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора, суда, ограничивающие его права (ст. 58 УПК РФ).
По мнению В.Н. Хрусталева и Р.Ю. Трубицына, специалист может оказать следующие виды помощи не только следователю, но и стороне защиты:
· криминалистическую — помощь в выявлении следов и предметов, объяснении механизма образования следов и повреждений, фиксации доказательств;
· методическую — помощь сотрудников экспертных учреждений в отработке, совершенствовании приемов обнаружения, фиксации и изъятии доказательств;
· консультативную — помощь всех специалистов в разъяснении, совете, консультации, сообщении сведений справочного характера;
· техническую — помощь конкретных специалистов в обнаружении доказательств (например, кинологов), фиксации доказательств (чертежников, инженеров-конструкторов, фотографов, звукооператоров), осмотре и изъятии следов и вещественных доказательств, находящихся в недоступном для следователя месте (в пещере, на дне водоема)[2].
Носителем специальных знаний является и эксперт, назначенный для производства судебной экспертизы и дачи заключения. В отличие от специалиста, эксперт проводит исследование (экспертизу), применяя свои познания в науке, технике, ремесле или искусстве, которое имеет доказательственное значение. Специалист при участии в следственных мероприятиях осуществляет только техническое содействие в проведении какого-либо процессуального действия, оказывает помощь сторонам в силу их некомпетентности. В некоторых вопросах он не делает самостоятельно выводов, имеющих доказательственное значение. Результаты его деятельности отражаются в протоколе следственного действия.
Привлечение защитником специалиста — это форма использования специальных знаний, не дублирующая и не подменяющая производство экспертизы. Помощь специалиста в своевременном осмотре и выемке документов позволяет предотвратить возможное уничтожение документов, вещественных доказательств, которые помогут стороне защиты. Специалист предостерегает следователя и сторону защиты от ошибок в употреблении специфической терминологии при составлении процессуальных документов.
Защитник может пользоваться знаниями специалистов в области естественных, технических и экономических наук при подготовке к следственным действиям, например при разработке плана того или иного следственного действия, обдумывании примерного перечня вопросов, которые необходимо задать на том или ином следственном действии, проводимом с участием его подзащитного (допрос, очная ставка).
На этапе предварительного расследования защитник может использовать консультацию специалиста для постановки и формулировки грамотных, квалифицированных и полных вопросов эксперту, т. е. для оказания им помощи в назначении и проведении судебной экспертизы и разъяснении возможностей использования специальных знаний при исследовании доказательств. Консультация может быть устной, письменной, в виде справки. В дальнейшем консультация может быть использована, например, при обосновании ходатайства о постановке перед экспертом дополнительных вопросов, назначении дополнительной или повторной экспертизы.
Специальные знания специалиста могут быть использованы защитником при анализе протоколов следственных действий, в ходе которых использовались специальные знания, для оценки результатов работы, выполненной иными специалистами, привлеченными для оказания содействия в решении вопросов, требующих специальных знаний. Специалист может устно или в своем заключении указать защитнику на ошибки в собирании (обнаружении, фиксации, изъятии) объектов, могущих стать впоследствии вещественными доказательствами. Защитник обычно самостоятельно способен выявить только процессуальные нарушения, и ошибки в собирании (обнаружении, фиксации, изъятии) этих объектов могут быть связаны с неиспользованием необходимых технико-криминалистических средств и методов собирания тех или иных следов, особенно микрообъектов, а также с неправильным применением этих средств и методов.
Специальные знания специалиста могут быть использованы защитником для обнаружения доказательств, опровергающих те, на которых основываются выводы следствия, но на которые не было обращено должного внимания, либо они не получили должной оценки и не были мотивированно отвергнуты при принятии итоговых процессуальных решений, либо для обнаружения в материалах дела новых доказательств, на которые ранее не было обращено внимание, для выявления ошибок в оценке достоверности собранных доказательств[3]. Кроме того, возможна оценка специалистом комплекса мер, принятых для установления обстоятельств проверяемого события с точки зрения их научной обоснованности, соответствия рекомендациям криминалистики, прежде всего криминалистической тактики и частной методики расследования отдельных видов преступления.
Защитник может воспользоваться специальными знаниями специалиста при анализе постановлений о назначении экспертизы. Получая постановление о назначении экспертизы, защитнику бывает трудно проанализировать вопросы, вынесенные на разрешение экспертизы, и определить, требуются ли для их разрешения специальные знания и в какой именно области. Специалист окажет помощь защитнику в выявлении неверного определения рода или вида экспертизы, что в дальнейшем связано с правильностью выбора экспертного учреждения и кандидатуры эксперта.
Защитник, выступивший с ходатайством о назначении экспертизы, должен проконсультироваться со специалистом и о том, какие материалы необходимо предоставить в распоряжение эксперта для производства экспертизы, например протокол осмотра места происшествии, планы, схемы, документы, полученные при выемке. Анализ постановлений о назначении экспертизы специалист может произвести письменно в виде заключения или устной консультации, а защитник в дальнейшем использует эти знания при составлении ходатайств и жалоб.
Специальные знания используются защитником при анализе заключения судебной экспертизы. Адвокат оценивает заключение судебной экспертизы, во-первых, с правовой точки зрения (не проведена ли экспертиза лицом, подлежащим отводу, достаточна ли квалификация эксперта и т. д.)[4], во-вторых, с точки зрения исследовательской деятельности экспертов. Адвокат должен изучить исследовательскую часть и выводы заключения.
При оценке исследовательской деятельности экспертов защитнику необходимо определить пригодность вещественных доказательств и образцов для проведения исследований, достаточность их для того, чтобы дать заключение (определяется с точки зрения используемых методик экспертного исследования), оценить научную обоснованность экспертной методики и правомерность ее применения в конкретном случае. Специальные знания используются защитником путем получения разъяснений у специалиста по вопросам, входящим в профессиональную компетенцию последнего на договорной основе[5].
Сторона защиты должна пользоваться специальными знаниями, получать квалифицированное заключение специалиста по любым вопросам, в том числе о криминалистической или научной оценке качества предварительного расследования. Только в этом случае права и законные интересы подозреваемого, обвиняемого будут профессионально и всесторонне защищены.
Библиография
1 См.: Хрусталев В.Н., Трубицын Р.Ю. Участие специалиста-криминалиста в следственных действиях. — СПб., 2003. С. 8.
2 См.: Хрусталев В.Н., Трубицын Р.Ю. Указ. соч. С. 32.
3 См.: Эксархопуло А.А. Специальные познания и их применение в исследовании материалов уголовного дела. — СПб., 2005. С. 145.
4 См.: Сорокотягин И.Н. Профессиональная деятельность адвоката как объект криминалистического исследования. — Екатеринбург, 2002. С. 122.
5 См.: Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учеб. — М., 2004. С. 287.