Статья

Некоторые аспекты развития законодательства зарубежных стран в области правового режима сетевого контроля информационной деятельности пользователя

С.В. МОЛЧАНОВ, кандидат юридических наук, доцент Статья посвящена попыткам разных стран законодательно обеспечить контроль за информационной деятельностью пользователей телекоммуникационных систем.

С.В. МОЛЧАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент

 

Статья посвящена попыткам разных стран законодательно обеспечить контроль за информационной деятельностью пользователей телекоммуникационных систем.

Ключевые слова: интернет, правовой режим сетевого контроля.

 

The article is devoted to the attempts of various countries legislated to ensure control over the information activities of users of telecommunication systems.

Keywords: Internet, the legal regime of network control.

 

По сложившейся во всем мире традиции, правоохранительные органы тесно сотрудничают с операторами связи и заключают с ними соглашения, по которым системы связи становятся «дружественными к прослушиванию». Условия таких соглашений могут включать предоставление полиции физического доступа на телефонные коммутаторы или установление оборудования для автоматизации перехвата. Поскольку до недавнего времени большинство компаний в области связи являлись либо монополистами, либо управлялись государственными телекоммуникационными агентствами, эти соглашения обычно оставались неизвестны обществу.

В 1990 году, после дерегулирования и появления новых операторов на рынке связи, правоохранительные органы во главе с ФБР стали требовать, чтобы все имеющиеся и разрабатываемые телекоммуникационные системы проектировались с учетом обеспечения возможности прослушивания. В 1994 году после нескольких лет лоббирования Конгресс США одобрил Закон о коммуникационном содействии правоохранительным органам (CALEA)[1]. Закон устанавливает юридические требования, предъявляемые к системам электронной слежки, которые провайдеры телекоммуникационных услуг и производители телекоммуникационного оборудования обязаны встраивать во все используемые в США телефонные сети. В 1999 году под нажимом ФБР было издано специальное исполнительное постановление по закону CALEA, которое предписывало операторам предоставлять данные о физическом местонахождении антенной вышки, с которой устанавливает связь мобильный телефон, при начале и окончании телефонного разговора[2].

Благодаря мощному сопротивлению общественности Интернет-провайдеры в США не подпали под действие подобных технических требований.

Однако в других странах им повезло меньше. Австралийский Закон о телекоммуникациях 1997 года требует от операторов связи оказывать содействие правоохранительным органам, а также обеспечивать технические возможности для перехвата информации. Расходы ложатся на самих операторов[3]. Отказ от содействия считается преступлением, которое карается лишением свободы сроком до шести месяцев[4]. Британский Закон о следственных органах 2000 года предписывает телекоммуникационным операторам поддерживать в своих системах «разумные технические возможности по обеспечению перехвата», а также предоставлять (по требованию) определенные «данные о трафике»[5]. В декабре 1998 года в Нидерландах был одобрен Закон о телекоммуникациях, который предписывал провайдерам Интернета к августу 2000 года иметь технические возможности для перехвата всех видов трафика, а также хранить данные о трафике пользователей в течение 3 месяцев[6].

В Новой Зеландии Закон 1987 года о телекоммуникациях предписывает операторам связи оказывать содействие правоохранительным органам регистрировать данных о сеансах связи того или иного клиента. В настоящее время правительство Новой Зеландии разрабатывает законопроект, согласно которому все провайдеры Интернета и телефонные компании будут обязаны произвести модернизацию своих систем, позволяющую оказывать содействие полиции и спецслужбам в перехвате коммуникаций. По законопроекту оператор связи должен расшифровывать коммуникации клиента, только если шифровальные средства были ранее предоставлены самим оператором[7].

В январе 2002 года в Швейцарии вступил в силу новый Закон о мониторинге почты и телекоммуникаций, согласно которому провайдеры Интернета обязаны принять все необходимые меры, чтобы обеспечить возможность перехвата сообщений[8]. В разработке этих стандартов существенную роль сыграло международное сотрудничество. В некоторых странах были приняты законы или постановления, предписывающие оснащение сетей «черными ящиками».

В Нидерландах после принятия в 1998 году Закона о телекоммуникациях национальный Институт судебно-медицинской экспертизы разработал «черный ящик», предназначенный для установки на узлах связи провайдеров Интернета. Предполагалось, что черный ящик будет находиться под контролем провайдера, а включаться будет только после предъявления судебного ордера. Черный ящик должен был производить поиск в потоке данных, обнаруживать идентификационные данные объекта прослушивания и, если объект находился в сети, перенаправлять его трафик правоохранительным органам. Однако из-за неспособности провайдеров выполнить все требования закона реализация этого мероприятия была отложена[9].

В Китае известна система, именуемая «Великая межсетевая стена»; она перенаправляет все международные соединения через прокси-сервер на официальные шлюзы, где сотрудники Министерства общественной безопасности идентифицируют отправителей, определяют их права, тщательно отслеживают приходящий в страну и уходящий из нее сетевой трафик[10].

Разрабатываются и новые методы электронной слежки, направленные на борьбу с любителями шифровать свои данные. К таким устройствам относятся «клавиатурные шпионы» (key logger). «Шпион» регистрирует нажатия на клавиатуре пользователя. Эти программы могут применяться для записи каждого набираемого на компьютере символа, включая и ту информацию, которая набирается, а затем удаляется. Правоохранительные органы могут установить «клавиатурный шпион» на компьютер подозреваемого лица вручную, а могут внедрить его через сеть[11].

Вопрос о подобных негласных полицейских методах дешифровки возник в деле «США против Скарфо» (United States v Scarfo)[12]. Агенты ФБР вручную установили «клавиатурный шпион» на компьютер подозреваемого с целью перехватить пароль к шифрам программы PGP. Пароль удалось получить, а с его помощью раскрыть важные улики против подозреваемого.

В декабре 2001 года ФБР подтвердило существование проекта под названием «Волшебная лампа» (Magic Lantern)[13]. По имеющимся сообщениям, эта программа позволяет правоохранительным органам через Интернет внедрять на компьютер объекта слежки программу — «троянского коня» с «клавиатурным шпионом».

По мере возникновения новых технологий зарубежные страны вносят изменения в действующие законы в области электронной слежки, чтобы иметь возможность перехватывать информацию, циркулирующую в глобальной сети.

 

Библиография

1 http://www.epic.org/privacy/wiretap

2 Доклад и постановление, принятые Федеральной комиссией по коммуникациям во исполнение CALEA, CC Docket No. 97-213, FCC 99-230 (1999 г.). Постановление вышло 31 августа 1999 г. Его краткое изложение было опубликовано в фе-деральном реестре 24 сентября 1999 года. См. 64 Fed. Reg. 51710.

3 Закон о телекоммуникациях, 1997 год, части 14 и 15. http://www.hro.org/docs/reps/privacy/phr2002/phr2002_15.php?printv=1

4 Закон о киберпреступности, 2001 г. № 161, 2001, вносящий дополнения (статьи 3LA и 201A) в Закон о преступлениях от 1914 года. http://scaleplus.law.gov.au/html/pasteact/3/3486/pdf/161of2001.pdf

5  Закон о следственных органах, 2000 г. статьи 12 (1) и 22 (4) соответственно. http://www.hmso.gov.uk/acts/acts2000/20000023.htm

6 Закон о телекоммуникациях 1998 г. Правила в отношении телекоммуникаций (Закон о телекоммуникациях), декабрь 1998 года. http://www.hro.org/docs/reps/privacy/phr2002/phr2002_15.php?printv=1

7 Закон о телекоммуникациях (Остаточные полномочия), 1987 г., статья 10D. http://www.hro.org/docs/reps/privacy/phr2002/phr2002_15.php?printv=1

8  Федеральный закон о наблюдении за почтовой корреспонденцией и телекоммуникациями. http://www.admin.ch/ch/f/rs/c780_1.html) и соответствующее новое постановление (www.admin.ch/ch/f/rs/c780_11.html

9  http://www.holmes.nl/

10 B. Rappert, «Assessing the Technologies of Political Control» (1999 год) 36(6) J. of Peace Research 741. (http://www.internews.ru/books/modern/48.html)

11 Американская ассоциация юристов. Правовая инициатива в Центральной и Восточной Европе. Современное право средств массовой информации в США. Центр права и средств массовой информации. Серия «Журналистика и право». Выпуск 8. http://www.internews.ru/books/modern/48.html

12   Дело «United States v. Scarfo», 180 F. Supp. 2d 572 (D.N.J. 2001 год) (http://www.internews.ru/books/modern/48.html)

13 Elinor Mills Abreu, «FBI Confirms 'Magic Lantern' Project Exists», Reuters, 12 декабря 2001 года. (http://www.internews.ru/books/modern/48.html)

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024