С.Т. ИСМАИЛОВА,
диссертант Академии управления при Президенте Азербайджанской Республики
В статье рассматриваются понятие, степень разработанности в правовой литературе, роль и значение, а также отдельные вопросы теории и практики криминалистического изучения личности при раскрытии и расследовании преступлений.
Ключевые слова: личность, криминалистическое изучение, преступность, методы и приемы, структура преступности, раскрытие и расследование преступлений.
In the article is noted new social-economic, socio-political and formation of legal relations, democratic legal and wordly of the state building in Azerbaijan Republic within last years situation of the criminality a few negative quantity and quality of changes happened in the dynamic and structure of the activity kinds of the new criminalists arrising developed new type of the criminalists formed.
Keywords: person, criminalist learning, criminality, methods and ways, structure of crime, opening and explanation of crime.
Происходящие в Азербайджанской Республике за последние десятилетия кардинальные социально-экономические, общественно-политические, правовые преобразования, переход к рыночной экономике, построение демократического и правового государства существенно повлияли на состояние преступности и борьбу с нею.
В современном обществе проблема преступности, наряду с мировыми войнами и экологическими катастрофами, является одной из главных угроз человечеству. Для современной преступности характерно совершенствование способов преступной деятельности, использование новых методов противодействия раскрытию и расследованию преступлений. Особое беспокойство вызывает рост преступности в сфере экономики, компьютерной информации, где сформировался новый тип преступников. Сегодня правоохранительным органам в ходе их деятельности часто противостоят высокообразованные, уверенные в своей неуязвимости преступники, легко попирающие требования закона и морали на пути достижения своих целей. За рамками уголовной статистики остается большой массив латентной (скрытой) преступности. Следует согласиться с выводами ведущих криминологов, что «уголовная и судебная статистика в значительной мере отражают не саму преступность, а практику реагирования потерпевших, а также правоохранительных органов на преступления»[1] .
Произошли негативные изменения в структуре преступности, возросла ее общественная опасность, растет количество тяжких и особо тяжких преступлений. Совершаемые преступления характеризуются особой жестокостью и агрессией, велик причиняемый ими ущерб. Наращивает свой потенциал и усиливает влияние в обществе организованная преступность. Не может не вызывать тревогу рост доли тяжких преступлений. Современное состояние преступности характеризуется частым использованием огнестрельного оружия, совершением заказных убийств, учащением случаев захвата заложников и, наконец, проявлением агрессии как самоцели.
Указанные факторы настоятельно требуют разработки новых, более эффективных методов и средств профилактики и противодействия, совершенствования материальных и научно-технических составляющих криминалистической деятельности, приемов криминалистического исследования личности участников процесса расследования.
В этих условиях особая роль принадлежит криминалистике, призванной бороться с преступностью посредством своих уникальных приёмов и способов. Изучение личности преступника в криминалистическом аспекте с последующей разработкой на этой основе практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности расследования преступлений, традиционно входят в арсенал криминалистических средств, направленных на борьбу с преступностью.
Современная наука все больше внимания уделяет исследованию вопросов, связанных с человеком. Общепризнанным является мнение, что интенсивность развития научных исследований человека в значительной степени предопределяет возможность решения проблем современного общества. Не является исключением и такая область человеческой деятельности, как раскрытие, расследование и профилактика преступлений.
Успешное раскрытие и расследование преступлений предполагает обязательное изучение личности преступника. Предоставление следственной практике методов изучения личности для последующего использования полученной криминалистически значимой информации при принятии тактических решений и их реализации является актуальным направлением криминалистических исследований.
В философской литературе каждая личность рассматривается одновременно с двух позиций: как человек и как гражданин. «Личность — это не просто носитель исторических общественных отношений, — констатирует С.Э. Крапивенский, — он человек, который оказывает активное воздействие на них соответственно своим индивидуальным способностям и наклонностям, сознательности и организованности, трудовой и общественно-политической активности»[2]. «Личность — это человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо...Человек как член общества»[3]. Согласно Толковому словарю В. Даля личность — это «лицо, самостоятельное, отдельное существо»[4].
Но эти определения личности могут использоваться лишь как основа, они не могут полностью удовлетворить ни теорию криминалистики, ни следственную практику. Поэтому, не вдаваясь в детальный философский и правовой анализ имеющихся в литературе дефиниций личности, отметим, что понятие «личность» с позиций норм конституционного, уголовного и уголовно-процессуального права в самом широком смысле рассматривается как синоним понятия «человек»[5].
«Понятие “личность”, — пишет В.А. Жбанков, — включает в себя представление о социально значимых чертах человека, свойственных ему как определенному индивиду. Сущность личности — персонификация общественных отношений, поэтому конкретная личность выражает свою общественную сущность в форме индивидуальности, которая выступает как ее существенная характеристика, выражая способ бытия как субъекта самостоятельной деятельности. В этой связи личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга»[6].
В рамках криминалистики, как и других наук, в изучении человека выделяют разные уровни: биологический (он рассматривается в качестве телесного, природного существа — индивида), психологический (анализирует как субъекта психической деятельности) и социальный (исследуется как реализующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс)[7].
В. Г. Норакидзе совершенно точно отмечает, что «личность — понятие широкое, оно подразумевает не только сознание, биологическую и психофизическую стороны человека, но представляет определенную социальную категорию, сознательный общественный индивид, обусловленный той исторической и социальной средой, в которой он живет»[8].
Непризнание правонарушителя личностью, справедливо считает Н.С. Лейкина, означает сведение его лишь к биологическому существу, отрицание его общественных качеств[9], тем более что любой участник уголовного процесса — личность. К сказанному добавим, что личность индивидуальна и автономна. Однако автономность личности не означает, что ее позиция обязательно должна быть противоположной позиции большинства или интересам общественного развития в целом. Суть заключается в другом: независимо от того, присоединяется ли личность к мнению большинства или идет своим путем, в каждом конкретном случае это позиция личностная, прошедшая через сознание, чувства и совесть индивида.
Исследование частных криминалистических теорий, в том числе, криминалистических средств и методов изучения личности в процессе раскрытия и расследования преступлений, необходимо по следующим основаниям:
—личность, в силу своей многогранности, имеет интеграционное значение как для уголовно-процессуальной деятельности, так и для криминалистического обеспечения процесса раскрытия и расследования преступлений;
—личность — главный субъект уголовного процесса, независимо от того, к какой группе участников процесса она отнесена законом;
—установление в процессе доказывания лица, совершившего преступление, — одна из центральных задач раскрытия и расследования преступлений.
Установление лица, совершившего преступление, занимает весьма существенное место в деятельности следователей, оперативных работников по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. С этой целью проводится комплекс следственных действий, организационных, оперативно-розыскных и поисковых мероприятий по сбору, оценке, исследованию и использованию информации о лицах, совершивших преступления, и других лицах, оказавшихся в сфере события преступления.
Успех этой деятельности во многом зависит от знания следователями, оперативными работниками информативных свойств личности лиц, совершивших преступления, а также других лиц (свидетелей, потерпевших); особенностей отображения свойств личности в результате ее взаимодействия с другими объектами как при совершении преступления, так и до и после него; системе следов, возникающих при совершении преступления, а также иных источниках, содержащих личностную информацию; особенностей оценки информации о личности и, в первую очередь личности лиц, совершивших преступления; построения моделей указанных лиц и использования их для поиска, установления и задержания преступников.
Выделение криминалистически значимых свойств личности преступника (социальных, психологических и биологических) и определение их роли путем включения лица, совершившего преступление, в систему преступной деятельности имеет большое практическое значение для оптимизации деятельности следователя, органа дознания по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, так как позволяет: а) проследить особенности отображения свойств личности преступника при подготовке, совершении и сокрытии преступления; б) разработать систему следов, отображающих социальные, психологические и биологические свойства личности преступника и выявить иные источники информации о нем;
в) определить систему технико-криминалистических и тактических методов и средств по собиранию, исследованию, оценке и использованию информации о личности преступника;
г) установить взаимозависимости и взаимосвязи между социальными, психологическими и биологическими свойствами преступника, содержащихся в источниках информации о нем; д) построить на основе собранной информации и выявленных взаимосвязей между социальными, психологическими и биологическими свойствами модель лица, совершившего преступление; е) осуществить систему поисковых мероприятий по установлению преступника; ж) разработать на основе выявленных закономерностей между элементами преступной деятельности систему типовых версий о лицах, совершивших преступления, применительно к тем или иным видам преступных деяний, в том числе и на базе ЭВМ.
Под криминалистическим изучением личности следует понимать получение криминалистически значимой информации о преступнике, жертве преступления, а также обвиняемом, потерпевшем и других участниках процесса расследования. Эта информация включает в себя сведения о присущих им анатомических, биологических, психологических и социальных свойствах, которые необходимы как для идентификации личности, так и для решения тактических задач и установления фактической картины события преступления в процессе его раскрытия и расследования, а также для использования в целях осуществления криминалистической профилактики.
Изучение личности преступника в криминалистической науке имеет давние традиции. Еще основатель криминалистики, австрийский ученый Ганс Гросс в конце XIX в. говорил, что в расследовании преступлений «величайшее усилие следует прилагать именно к выяснению собственно личности обвиняемого».
На протяжении многих лет в криминалистике проводились исследования, касающиеся криминалистического изучения личности обвиняемого. Активный научный поиск привел к обозначению основных направлений исследования в данной области: определению аспектов, целей, объема, методов изучения личности обвиняемого (М.Г. Коршик, С.С. Степичев, Н.Т. Ведерников, Ф.В. Глазырин, А.С. Кривошеев, И.А. Матусевич, П.П. Цветков и др.). По мере накопления знаний в области изучения личности обвиняемого назрел вопрос о месте данной проблемы в системе криминалистической науки.
В 1973 году Ф.В. Глазырин предложил считать криминалистическое изучение личности преступника отдельной частной криминалистической теорией. Важное значение для всестороннего, комплексного изучения личности преступника имеют работы криминалистов: В.А. Жбанкова, А. М. Кустова, С. В. Лаврухина, А. Р. Ратинова, Г. А. Самойлова, Н. И. Хайдукова, в которых рассмотрены важные, сущностные аспекты: взаимосвязь личности преступника и элементов криминалистической характеристики, выявление личностных особенностей преступников отдельных категорий, тактические рекомендации проведения отдельных следственных действий, интеграция положений психологии в криминалистическую деятельность.
Однако, несмотря на многообразие научной литературы, посвященной методикам изучения личности преступника необходимо признать недостаточную теоретическую и практическую разработанность проблемы. Представляется, что без фундаментальных исследований механизма совершения преступлений и следовой информации, характеризующей личностные особенности преступников, деятельность правоохранительных органов по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений данной категории будет недостаточно результативной.
Следует также отметить, что динамика социальных изменений в Азербайджане, начавшихся в 1990-х годах , обусловила качественно новое мировосприятие гражданами окружающей действительности. Свойственные свободному рынку индивидуализм и этический рационализм привели к изменению ценностных ориентиров. Не явились исключением и лица, совершающие преступления, и, как следствие, стала актуальной идея криминалистического исследования личности современного преступника в силу отличия современной преступности от преступности еще недавнего прошлого, преступника 70-80-х годов XX века.
Проблема криминалистического изучения личности преступника носит комплексный характер и должна рассматриваться как в общей теории криминалистики, так и в разделах криминалистической техники, тактики и криминалистической методики расследования отдельных видов преступлений. Подход к проблеме изучения личности в криминалистике должен базироваться на концепциях информационной и ситуационной природы криминальной и криминалистической деятельности. Данные криминалистического изучения личности являются необходимой основой эффективного применения следователем в необходимых случаях приемов тактического воздействия на участников расследования. Предмет и объем изучения личности в криминалистической тактике обусловлен характером тактических задач общего (относящихся к расследованию в целом, любому следственному действию или группе следственных действий) и локальных (относящихся к определенному виду следственных действий) уровней.
В настоящее время, как и ранее, существует объективная необходимость в разработке системы рекомендаций по расследованию преступлений, совершенных отдельными группами преступников, которые характеризуются ярко выраженными личностными свойствами. Названные рекомендации призваны гармонично дополнять существующие сегодня алгоритмы расследования отдельных видов преступлений, повышая в целом их эффективность.
Активное развитие криминалистической теории, выделение в ней новых направлений, таких как криминалистическое прогнозирование, криминалистическая ситуалогия, криминалистическая профилактика, концепция информационной природы криминальной и криминалистической деятельности дают возможность новых подходов к криминалистическому изучению личности.
Резюмируя сказанное, отметим, что в научном плане ощущается потребность в разработке концептуальных основ криминалистического исследования личности преступника, а также в рассмотрении на новом уровне существующих сегодня проблем использования информации о личности преступника при раскрытии и расследовании преступлений.
Библиография
1 Преступность в России и проблемы борьбы с ней. / Под ред. проф. А.И. Долговой. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. С. 3—5.
2 Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник. — Волгоград. 1988. С. 428.
3 Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1984. С. 280—281.
4 Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка. Т. 2. — М., 1994. С. 667.
5 Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности. — М., 1983. С. 11.
6 Жбанков В.А. Свойства личности и их использование для установления лиц. совершивших таможенные правонарушения. — М, 1999. — С. 8.
7 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975. — С. 231.
8 Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности. — Тбилиси, 1989. С. 6.
9 Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. — Л., 1968. C. 5.