Статья

Некоторые вопросы международно-правового регулирования аудиовизуальных услуг в рамках ВТО

Н.Г. ЯКУБОВА, кафедра международного публичного права Всероссийской академии внешней торговли В статье дается определение аудиовизуальных услуг в рамках ВТО, определяется их отличие от телекоммуникационных услуг, а также определяется достигнутый уровень либерализации аудиовизуального сектора.

Н.Г. ЯКУБОВА,

кафедра международного публичного права Всероссийской академии внешней торговли

 

 

В статье дается определение аудиовизуальных услуг в рамках ВТО, определяется их отличие от телекоммуникационных услуг, а также определяется достигнутый уровень либерализации аудиовизуального сектора.

Ключевые слова: аудиовизуальные услуги, либерализация, Генеральное соглашение по торговле услугами, Классификационный перечень секторов услуг.

 

Some questions of international legal regulation of  audiovisual services in the WTO

N.G. Yakubova

The Department of Public Law All Russian Academy for Foreign Trade

 

This article describes questions of definition of audiovisual services in the WTO, their difference from telecommunication services, the reached level of liberalisation of audiovisual sector.

Keywords: audiovisual services, liberalisation, the General agreement on trade in services, the Services Sectoral Classification List.

 

Определение аудиовизуальных услуг в рамках ВТО. Один из базовых договоров системы ВТО, призванный регулировать международную торговлю услугами, — Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) [2] —не содержит определения термина «услуга». Вместе с тем из контекста понятно, что под услугой понимается некое полезное для потребителя действие, которое может иметь материальный результат, а может и не иметь его. Главное заключается в том, что при оказании услуги продается не столько результат, сколько действие, к нему приводящее. [4, с. 196].

ГАТС не содержит определения понятия аудиовизуальные услуги. В 1991 году Секретариат Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее  — Секретариат ГАТТ) принял Классификационный перечень секторов услуг (Services Sectoral Classification List) (далее —Классификационный перечень) [6], [3, c. 87-95]. Данный Классификационный перечень был подготовлен Секретариатом ГАТТ на базе Временного единого классификатора продукта ООН (UN Central Product Classification) (CPC)  [1].

Классификационный перечень дает лишь перечисление услуг, поделив все услуги на 12 секторов, каждый из которых включает в себя подсекторы и виды услуг (в общей сложности 145 видов услуг). Второй сектор «Услуги в области связи» Классификационного перечня состоит из пяти подсекторов, в том числе из подсектора аудиовизуальных услуг (четвертый подсектор или подсектор «D»).

Этот подсектор включает в себя следующие виды услуг:

· в пункте «а» указаны услуги по производству и распространению кино- и видеофильмов;

· в пункте «в» — услуги по прокату (показу) кинофильмов;

· в пункте «с» — услуги в области радио и телевидения;

· в пункте «d» — услуги по передаче радио- и телевизионных программ;

· в пункте «е» — услуги в области звукозаписи;

· в пункте «f» — прочие услуги.

Классификационный перечень не раскрывает содержания услуг. Он лишь содержит отсылки к кодам СРС, в рамках которых приводится описание характера оказываемых услуг. Каждому виду услуг, указанному в Классификационном перечне, соответствуют коды СРС. Для примера: код 961 СРС — это «Услуги в областях кино, радиовещания и телевидения и прочие услуги по организации развлечений».

Для примера, к услугам по прокату (показу) кинофильмов отнесены услуги по демонстрации кинофильмов по коду 9612 СРС. Согласно СРС, данный вид услуг включает в себя услуги по демонстрации кинофильмов (код 96121) и услуги по демонстрации видеофильмов (код 96122). При этом в обоих случаях содержится уточнение, что данные услуги включают в себя демонстрацию кинофильмов (видеофильмов) как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках, которые могут находится как в государственной, так и в частной собственности.

Отличие аудиовизуальных услуг от телекоммуникационных. ГАТС содержит определение  телекоммуникационных услуг. Исходя из статьи 3 «а» Приложения по телекоммуникациям ГАТС [5], телекоммуникационная услу-га — это передача или прием сигналов любым электромагнитным способом, в частности, посредством телеграфа, телефона, телекса (см. статью 3 «в» Приложения по телекоммуникациям ГАТС). ГАТС не содержит определения понятия аудиовизуальные услуги, однако различие между аудиовизуальными и телекоммуникационными услугами очевидно.

Согласно Классификационному перечню, аудиовизуальные и телекоммуникационные услуги относятся к разным подсекторам второго сектора «Услуги в области связи»: аудиовизуальные услуги относятся к четвертому подсектору («D»), а телекоммуникационные услуги — к третьему («С»). Соответственно корреспондирующие коды по СРС, то есть содержание характера услуг, у аудиовизуальных услуг и телекоммуникационных услуг разные.

Для примера отличие телевидения как одного из видов аудиовизуальных услуг от телефонии как одного из видов телекоммуникационных услуг по отдельным критериям можно проиллюстрировать в нижеследующей таблице [7, с. 379- 381].

Уровень либерализации. Как аудиовизуальные, так и телекоммуникационные услуги охватываются ГАТС, однако из ГАТС не следует, что все рынки для услуг становятся внезапно и автоматически открытыми для мировой торговли без каких-либо ограничений. Членам ВТО предлагается составить списки обязательств и  изъятий, то есть указать, какие рынки они хотят открыть для иностранной конкуренции и с какими изъятиями.

Телекоммуникации являются одним из секторов, который члены ВТО согласились от-крыть для мировой торговли.

Иная ситуация сложилась в аудиовизуальном секторе. Государства не стремились к либерализации в данной области, желая защитить свою культуру от иностранного влияния. В этих целях они вводили высокие тарифы на импорт аудиовизуальной продукции, а также использовали количественные ограничения (квоты).

Вопрос либерализации был затронут еще в Гаванской хартии (так назывался устав создававшейся в конце 40-х годов XX века  Международной торговой организации (МТО), в которой было предусмотрено, что членам МТО разрешается сохранять фиксированную долю эфирного времени в кинотеатрах страны за отечественными кинофильмами. Аналогичное регулирование было включено в ГАТТ-1947. В статью IV ГАТТ вошло положение, в соответствии с которым разрешалось устанавливать и сохранять экранные квоты. Цель такого положения заключалась в том, чтобы гарантировать выделение кинофильмам отечественного происхождения минимальной доли от общего экранного времени. Это положение признается также в  п. 10 ст. III  ГАТТ, который касается национального режима. [4, с. 263-264]США крайне отрицательно относились к таким ограничениям. Во-первых, Соединенные Штаты, имеющие сильный аудиовизуальный сектор, заинтересованы в продаже продукции за рубеж. Во-вторых, аудиовизуальные услуги представляют собой своеобразный рекламный механизм американских товаров и американского образа жизни. Соединенные Штаты регулярно обращались к другим государствам с требованием о либерализации аудиовизуального сектора. Однако такое требование наталкивалось на постоянное сопротивление. В результате в конце Уругвайского раунда только тринадцать стран приняли обязательства в аудиовизуальном секторе.

Позже число членов, взявших на себя обязательства в этом секторе, возросло. При этом уровень открытия рынков в аудиовизуальном секторе остается значительно ниже того, который был достигнут для телекоммуникационных услуг. [7, с. 358-359]

ЛИТЕРАТУРА

1. Временный единый классификатор продуктов // Статистические документы. Серия М. № 77. Департамент междунар. эконом. и социал. вопросов. Статистическое управление ООН. — Нью-Йорк, 1991. — 257 с.

2. Генеральное соглашение по торговле услугами // Правовая система «КонсультантПлюс»

3. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. — М.: Академкнига, 2003 — 95 с.

4. Зенкин И.В. Международное торговое право — М.: Центральный издательский дом, 2010. — 463 с.

5. Приложение по телекоммуникациям Генерального соглашения по торговле услугами // Правовая система «КонсультантПлюс»

6. Services Sectoral Classification List. World Trade Organization. Note by the Secretariat. MTN.GNS/W/120. 10 July 1991 // http://www.

wto.org/english/tratop_e/serv_e/serv_e.htm

7. The WTO and Global Convergence in Telecommunications and Audio-Visual Services, edited by Damien Geradin and David Luff — UK, Cambridge University Press, 2004.—453 p.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024