Статья

Некоторые особенности организации и функционирования имперских округов на примере Швабского округа (краткий обзор)

В.Ю. МАЗУРОВ, докторант Академического международного института. Статья посвящена специфике организации и работы одного из самых эффективных окружных образований Священной Римской империи — Швабского имперского округа.

В.Ю. МАЗУРОВ,

 докторант Академического международного института.

 

Статья посвящена специфике организации и работы одного из самых эффективных окружных образований Священной Римской империи — Швабского имперского округа.

Ключевые слова: Швабский имперский округ, Швабский крайстаг.

 

The article is devoted to the specifics of the organization and work of one of the most efficient district structures of the Holy Roman Empire - the imperial Swabian district.

Keywords: Swabian Imperial County, Swabian kraystag.

 

Представляется целесообразным рассмотреть некоторые особенности внутренней организации округов Священной Римской империи на примере одного из наиболее эффективных окружных образований — Швабского имперского округа.

Швабский имперский округ (1500-1806 гг.) охватывал преимущественно территории современной федеральной земли Баден-Вюртемберг (ФРГ) и региона Эльзас (Франция)[1]. В состав округа входили несколько имперских епископств, несколько десятков имперских аббатств и приравненных к ним прелатур, герцогство Вюртемберг, три имперских княжества, несколько десятков имперских графств (в том числе несколько ландграфств и маркграфств), более сорока вольных городов, а также пять особых «рыцарских округов», объединявших земли имперских рыцарей.

В период наибольшего расширения своей территории Швабский округ, таким образом, объединял до нескольких сотен феодальных владений.

Высшим органом окружного управления в Швабском округе, как и в других имперских округах, являлся крайстаг, на который в XVII-XVIII веках собиралось 200 и более представителей членов округа. За 306 лет существования округа было созвано 140 крайстагов[2]. Заседания обычно проходили в одном из находившихся на территории округа имперских городов (чаще всего — в Ульме).

Швабский крайстаг состоял из пяти «скамей» — духовных князей (епископов), светских князей (князей, герцогов, маркграфов и ландграфов), прелатов (аббатов, пробстов, глав командорств и т.д.), имперских графов и имперских городов[3]. Каждая «скамья» разделялась на две курии (католическую и протестантскую)[4]. Для принятия решений в крайстаге по многим вопросов необходимо было получить совпадающее большинство в десяти (!) полунезависимых «комиссиях» окружного собрания[5].

Удивительно, но для создания такого совпадающего большинства, как правило, посылали на заседания Швабского крайстага своих представителей — юристов, придворных чиновников, представителей университетов, зачастую не имевших ни церковного сана, ни дворянского достоинства. В результате даже имперские князья нередко были представлены на Швабском крайстаге лицами непривилегированных сословий.

Созыв (а в определенной степени также ход и сроки работы) крайстага зависел от совпадающего решения двух князей-прокламаторов[6], представлявших собой, как правило, католическую и протестантскую части округа[7]. По сути, каждый из них имел своего рода «право вето» на включение в повестку крайстага тех или иных вопросов.

Высшим административным должностным лицом в Швабском округе являлся директор округа, должность которого с середины XVI ве-ка практически постоянно занимал герцог Вюртембергский. Директору Швабского округа был подчинен гражданский административный аппарат округа, включавший в себя:

1.            Окружную канцелярию во главе с окружным секретарем.

2.            Окружной архив во главе с окружным архивариусом.

3.            Окружную казну во главе с окружным казначеем.

4.            Окружную монетную управу во главе с окружным монетным инспектором.

Первые два из указанных выше учреждений располагались в столице Вюртемберга — Штутгарте, а два последних — в Ульме.

К основным функциям директора Швабского округа были отнесены:

1) контроль за соблюдением общественного порядка на окружной  территории;

2) обеспечение религиозного мира между различными владениями, входящими в состав округа;

3) исполнение решений Имперского суда;

4) исполнение решений крайстага;

5) руководство делами округа в промежутках между крайстагами;

6) обеспечение взымания имперских налогов и сборов, борьба с фальшивомонетничеством;

7) решение входящих в компетенцию округа военных вопросов.

Следует отметить, что помимо имперских войск, набираемых в военное время, в Швабском округе существовали и постоянные собственные окружные вооруженные силы. Окружные войска состояли из наемников, финансировались за счет специальных окружных сборов и размещались в нескольких имперских крепостях, находившихся на территории Швабии. Роль и значение окружных войск особенно возросли после того, как в конце XVII века Франция, присоединив Эльзас, серьезно уменьшила, таким образом, пределы Швабского округа. С этого времени в структуре управления округом была создана специальная должность крайсфельдмаршала, командовавшего окружными войсками[8] (как правило, выступавшими в составе общеимперской армии). Кроме того, в Швабском округе нередко[9]  созывалось окружное ополчение (крайсландштурм).

В экономико-хозяйственной жизни окружной территории наиболее важное значение имело полномочие окружных властей по борьбе с фальшивомонетничеством, постепенно переросшее в право контроля за денежным обращением, а затем — в участие должностных лиц округа в осуществлении одной из важнейших имперских регалий — чеканке на территории Швабии общеимперской монеты. Следует отметить, что в деятельности финансовых учреждений округа (казны и монетной управы) важнейшую роль играли представители швабских имперских городов (так, наиболее богатые граждане города Ульма своими средствами обеспечивали сохранность окружной казны).

Довольно значительной была роль властей Швабского округа в деле обеспечения исполнения решений Имперского суда. И дело здесь не только в том, что крайстаг Швабского округа избирал двух католических и двух протестантских членов высшего судебного органа Священной Римской империи. Дело в том, что целый ряд решений Имперского суда напрямую затрагивал интересы князей, имперских рыцарей и имперских городов Швабии. Именно они, как правило, настаивали на принятии окружными органами довольно действенных мер по проведению в жизнь указанных судебных актов.

Прекращение функционирования Швабского имперского округа (как и исчезновение всей системы имперских округов) было связано с началом проведения в 1803 году медиатизации всех церковных владений и имперских городов в пределах Священной Римской Империи. Окончательную же точку в истории округа поставило создание в 1806 году Рейнского союза. Три наиболее крупных (на тот момент) члена указанного конфедеративного объединения (Бавария, Баден и Вюртемберг) еще до прекращения существования Священной Римской империи включили в состав своей территории несколько десятков имперских графств и иных светских владений, находившихся на территории Швабского округа, после чего последний и фактически, и юридически прекратил свое существование.

 

Библиография

1 Кроме большинства южной части указанных регионов, которые образовывали принадлежавшую Габсбургам имперскую землю Передняя Австрия, входившую в состав Австрийского имперского округа.

2  Первый Швабский крайстаг был созван в 1517 г. в Ульме, последний — в 1604 г. в Эсслинге.

3 Представители многочисленных городов Швабского округа образовывали в рейхстаге особую Швабскую коллегию Совета имперских городов.

4 Применительно к духовным "скамьям" в протестантской коллегии голосовали протестантские имперские чины, получившие в управление секуляризированные владения католической церкви.

5 В чрезвычайных обстоятельствах, однако, существовала возможность принятия некоторых решений простым большинством членов крайстага.

6  Совместно издававших прокламацию о созыве крайстага.

7  Одним из них был обычно представитель правящего дома Вюртемберга, а другим — представитель правящего дома одного из баденских маркграфств.

8 Указанную должность, как правило, занимали представители Бадена или Вюртемберга.

9 В последний раз — во время войны Первой коалиции с революционной Францией (1792-1795).

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024