УДК 347.6
Страницы в журнале: 40-43
М.В. Поликарпов,
соискатель кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов Россия, Москва 344880@mail.ru
Рассматривается содержание понятий «честь», «достоинство», «деловая репутация». Анализируется гражданское законодательство с точки зрения эффективности гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации человека с целью выявления пробелов в этой области.
Ключевые слова: пробел в законодательстве, защита чести и достоинства личности, доброе имя человека.
Честь, достоинство и деловая репутация в Гражданском кодексе РФ отнесены к объектам охраны, называемым нематериальными благами (глава 8 «Нематериальные блага и их защита»). Помимо чести, достоинства и деловой репутации к ним относятся также такие объекты, как доброе имя, жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, свободы передвижения, личная и семейная тайна, авторство, имя гражданина, свобода выбора места пребывания и жительства. Этот перечень не является исчерпывающим: в ч. 1 ст. 150 ГК РФ указывается, что к нематериальным благам относятся и иные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона [2]. Особенностью нематериальных благ является то, что они неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нельзя не обратить внимание, что ч. 1 ст. 150 ГК РФ называет нематериальным благом доброе имя, но говорит в этой связи лишь о чести, достоинстве и деловой репутации, что, безусловно, сказывается на защите доброго имени в суде и осуществлении права на него в обычной жизни. Данное обстоятельство мы считаем пробелом, который должен быть восполнен законодателем. В этой связи полагаем необходимым дать четкое определение понятий чести, достоинства, доброго имени, деловой репутации. Разумеется, ГК РФ не может содержать таких определений: это — задача юридической доктрины и, отчасти, правоприменителя.
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля определяет честь как «внутреннее, нравственное достоинство человека, честь, доблесть, честность, благородство души, чистую совесть» [3, с. 175]. Такое определение чести, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем разъяснении, поскольку оно не может быть применено к внутреннему, нравственному достоинству человека.
В Словаре русского языка С.И. Ожегова честь определяется как «достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя». Там же достоинство определяется как «совокупность высоких моральных качеств» [9, с. 351].
Сравнивая содержание этих понятий, можно сделать вывод: понятие «достоинство» является более узким, нежели понятие «честь».
На наш взгляд, честь и достоинство — категории совершенно разные. В Конституции РФ [5] достоинство понимается как абсолютная ценность любой личности, чего не сказано о чести (ч. 1 ст. 21).
Нечеткое разграничение в доктрине и в праве понятий чести и достоинства требует исправления. Понятия достоинства и чести в учебниках по гражданскому праву и в ряде научных исследований чаще всего определяются как положительная оценка личностных качеств индивида обществом и государством, а понятие «достоинство» рассматривается как часть понятия «честь» и его субъективная сторона.
Попробуем определить разницу между понятиями чести и достоинства на конкретном примере. Известно, что каждый человек является частью общества, социальной группы, страны и ее народа. Люди в целом, социальная группа и каждый индивид в отдельности важны, имеют ценность в глазах государства и всего народа. Это означает, что каждый человек, как бы он к себе ни относился и как бы общество его ни оценивало, как личность имеет ценность в глазах государства и в этой связи наделен достоинством (даже если он — преступник). Оно имманентно присуще любому человеку.
Иными словами, под достоинством правильнее понимать не только и не столько совокупность высоких моральных качеств, сколько убеждения того или иного человека, что он со-ответствует тем критериям чести, которые установлены тем обществом и государством, в котором данный человек проживает [10, с. 381]. Это означает, что достоинство как личностная категория направлено от личности к обществу. Понятие достоинства связано с возможностью человека оценивать и соизмерять свои поступки с требованиями общества, с теми правилами поведения, которые оно выработало.
Достоинство связано также со способностью лица подавлять в себе безнравственные намерения, которые оцениваются как правовая и нравственная категория. Достоинство лежит в основе компетенции прав человека. Более того, можно сказать, что достоинство как правовая и нравственная категория лежит в основе концепции прав человека. Это относится не только к правам человека в данной стране, но и понятиям прав, которые выработаны в международных конвенциях. Именно с появлением все новых и новых граней человеческого достоинства связано укрепление прав человека, рождение новых экономических, политических, культурных и социальных прав.
Отсюда можно сделать и другой вывод: честь правильнее определять как оценочную категорию, направленную от общества к личности. Это означает, что содержание понятия «честь» является социальным, т. е. независящим от того, как данное лицо себя оценивает и рассматривает. Понятие чести не связано с конкретной личностью, содержание этого понятия зависит от нравственных принципов, господствующих в обществе, а также от этических принципов и правовых норм, которые выбирает общество. Следовательно, честь надо определять как значимую оценку личности со стороны общества.
Еще одной широко распространенной ошибкой в судебных решениях и правовой литературе является некорректное употребление понятий «унижение» и «умаление» применительно к чести и достоинству человека. Понятие «умаление» должно применяться по отношению к понятию «достоинство» (см. ст. 21 Конституции РФ), а понятие «унижение» — к понятию «честь». Достоинство можно умалить, но не унизить. Напротив, термин «унижение» нужно применять к понятию чести, поскольку он связан с занижением нравственных и правовых принципов, а также этических, моральных ценностей того или иного общества.
К понятию чести и достоинства близко примыкает понятие доброго имени человека.
Понятие «доброе имя», так же как и понятия «честь» и «достоинство», сложно поддается правовому определению. По аналогии с указанными понятиями можно определить понятие доброго имени как некую приобретенную лицом ценность, олицетворяемую в нем самом. Это такое нематериальное благо, которое вне общества существовать не может.
Согласно норме ч. 1 ст. 150 ГК РФ доброе имя является одним из нематериальных благ. Более того, указание на доброе имя содержится в ст. 23 Конституции РФ, однако защита доброго имени в ст. 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации» ГК РФ почему-то не прописана. Внесение в ст. 152 ГК РФ дополнения о необходимости защиты доброго имени гражданина восполнило бы этот пробел.
Что касается деловой репутации, то это понятие существенно отличается от понятий чести, достоинства и доброго имени. Если первые три правовые и нравственные категории относятся к физическому лицу, т. е. человеку и гражданину, то понятие «деловая репутация» хотя и может относиться к конкретному человеку, однако в большей степени характеризует юридическое лицо.
Характеристика деловой репутации всегда связана с мнением стороннего наблюдателя о физическом или юридическом лице. Это мнение, в свою очередь, бывает основано на конкретной информации о данном юридическом или физическом лице. Значит, понятие «деловая репутация» следует определять как приобретенную каким-либо физическим или юридическим лицом стороннюю или личную оценку положительных качеств, достоинств, относящихся к его профессиональной деятельности, общественной работе, навыков, умения распорядиться своим опытом, приобретенным в процессе реализации своих деловых качеств [7, с. 34].
Из трех рассмотренных категорий к понятию деловой репутации ближе всего примыкает понятие доброго имени, что является еще одним аргументом в пользу того, что понятие «доброе имя» должно быть указано в норме ст. 152 ГК РФ.
Анализируя правовую природу понятий чести и достоинства, доброго имени и деловой репутации, следует обратить внимание на то, что данные блага существуют объективно и не зависят от наличия или отсутствия законодательных норм. Они нуждаются в защите нормами права тогда и постольку, когда и поскольку обнаруживается посягательство на эти блага со стороны иных субъектов гражданского оборота, т. е. третьих лиц [6, с. 173].
Кроме того, честь, достоинство и деловая репутация человека и гражданина охраняются не только нормами внутреннего права на национальном (внутригосударственном) уровне, но и на на международном уровне — на основе норм международных конвенций и соглашений. Источниками норм международной правовой охраны являются такие документы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и четырнадцать протоколов к ней; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, принятые Генеральной Ассамблеей ООН, и др.
Указанные обстоятельства дают основание утверждать, что сама идея защиты этих благ носит универсальный характер.
Появившиеся в средствах массовой информации сведения о том, что в мире наблюдается унижение чести и умаление достоинства не только физических лиц, но и этнических групп людей, религиозных общин, отдельных народов, наций и даже государств, ставят перед российской правовой наукой необходимость отразить в гражданском законодательстве защиту интересов указанных субъектов права. Пробел нашего законодательства в данной части остро ощущается и должен быть восполнен.
Список литературы
1. Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 № 217 A (III)) // Российская газета. 1998. 10 дек.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. М.: Проспект, 2010.
4. Европейская социальная хартия (пересмотренная). Принята 3 мая 1996 г. // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4.
5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. URL: http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html
6. Малеина М.Н. Защита чести и деловой репутации неопределенного круга лиц // Вестник гражданского права. 2010. № 1. Т. 10. С. 173—180.
7. Михалевич Е.В. Деловая репутация: субъекты гражданских правоотношений, имеющие право на ее защиту // Юрист. 2012. № 4. С. 34—42.
8. Мутагиров Д.З. Права и свободы человека. М.: Логос, 2006.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Просвещение, 1991.
10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технология, 2003.