УДК 342.52:325.2
Страницы в журнале: 25-33
В.В. КРАСИНСКИЙ,
доктор юридических наук, член Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК России vkr@fromru.com
Анализируется российское миграционное законодательство, формулируются предложения по его совершенствованию в интересах национальной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: миграционное законодательство, угроза национальной безопасности, незаконная миграция, проблемы государственной миграционной политики.
Imperfection of the Migratory Legislation and Threat of National Security of the Russian Federation
Krasinsky V.
The Russian migratory legislation is analyzed, offers on its improvement in interests of national security of the Russian Federation are formulated.
Keywords: migratory legislation, threat of national security, illegal migration, problems of the state migratory policy.
Особенности современных миграционных процессов в Российской Федерации неразрывно связаны с угрозами ее национальной безопасности.
В настоящее время российская территория активно используется выходцами из стран с нестабильной внутриполитической и экономической обстановкой в качестве убежища, для оседания на постоянное жительство, а также осуществления незаконной трудовой деятельности, включая торговлю оружием и наркотиками, переправку рабочей силы в иностранные государства.
С учетом масштаба рынка труда мигрантов в Российской Федерации и сращивания национальных анклавов с криминальными структурами нелегальная рабочая сила стала неотъемлемой частью организованного преступного бизнеса. Под влиянием роста численности этнических диаспор, пополняемых за счет мигрантов, формируются предпосылки к возникновению межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Неконтролируемый приток иностранцев негативно влияет на криминогенную обстановку в крупных административных и промышленных центрах, серьезно меняет национальный состав населения ряда регионов страны и ставит под угрозу этническую, культурную и территориальную целостность Российской Федерации.
Реализации угроз национальной безопасности способствует наличие ряда факторов, к которым следует отнести:
— техническую необустроенность и незавершенность договорно-правового оформления значительных участков Государственной границы Российской Федерации с государствами СНГ;
— проявления коррупции в субъектах государственной миграционной политики, способствующие незаконной миграции в Российской Федерации[1];
— упрощенный порядок въезда на территорию Российской Федерации граждан некоторых иностранных государств;
— несовершенство системы миграционного учета и контроля за въездом, выездом и пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Состояние национальной безопасности Российской Федерации в миграционной сфере во многом обусловлено качеством российского миграционного законодательства, которое не позволяет противостоять существующим угрозам[2].
Оценка состояния миграционных процессов и национальной безопасности Российской Федерации была дана в работах С.А. Антошкина, О.В. Дамаскина, С.Г. Евтушенко, В.А. Золотарева, В.М. Редкоуса, К.Б. Фатеева и др.[3]
Проблемы государственной миграционной политики и противодействия незаконной миграции освещены в работах Г.В. Антонова-Романовского, В.М. Баранова, И.С.Викторова, И.Н. Гавриловой, К.Д. Галиахметовой, О.В. Да-маскина, В.Е. Подшивалова, О.Н. Шерстобоева и др.[4]
Миграционное право как элемент системы российского права рассматривала Т.Я. Хабриева[5]. Конституционно-правовые аспекты регулирования миграционных отношений, основы правового статуса мигрантов в Российской Федерации исследовали Н.Н. Анисимова, В.П. Басик, К.Д. Галиахметова, Р.Р. Искандеров, Т.В. Кочуков, М.Д. Оздоев, И.В. Плюгина, Б.С. Эбзеев и др.[6]
Сфера правового регулирования миграционных отношений в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предметом самостоятельных научных исследований не являлась. В связи с этим характеристика российского миграционного законодательства и изучение ее взаимосвязи с состоянием национальной безопасности Российской Федерации представляются актуальными.
Как отмечается в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Концепция), «миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов»[7].
Несовершенство системы правового регулирования миграционных процессов проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Так, ежегодно в стране от 3 до
5 млн иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения.
Неспособность существующих правовых механизмов обеспечить адаптацию и интеграцию мигрантов приводит к их изоляции от общества и вовлечению в преступную деятельность. Статистические данные ГИЦ МВД России свидетельствуют о том, что на протяжении последних 10 лет наблюдается устойчивый рост числа преступлений, совершаемых иностранцами и лицами без гражданства[8]. Большая часть преступлений, совершаемых иностранцами, приходятся на граждан государств СНГ — 81%[9]. При этом именно граждане ближнего зарубежья чаще всего становятся и жертвами преступных посягательств.
В Концепции справедливо отмечается, что «незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации».
Правовая регламентация миграционных отношений в интересах национальной безопасности Российской Федерации осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 года и Протоколе против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года признается право государств на принятие мер по противодействию незаконной миграции, регулированию въезда иностранцев и условий их пребывания.
Важным международным договором, предусматривающим взаимодействие по вопросам борьбы с незаконной миграцией в формате СНГ, является Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией (Москва, 6 марта 1998 года)[10]. Незаконные мигранты, выявленные на территории одного из государств — участников данного Соглашения, подлежат депортации в государство выезда в соответствии с национальным законодательством государства въезда, если иное не предусмотрено международными договорами. В случае если незаконные мигранты прибыли на территорию одной стороны Соглашения с территории другой стороны, они, при наличии соответствующих доказательств, подлежат передаче последней. При этом передача незаконных мигрантов осуществляется в соответствии с отдельными договоренностями.
Особым фрагментом правовой базы противодействия незаконной миграции в интересах национальной безопасности являются реадмиссионные соглашения и двусторонние договоры о сотрудничестве по пограничным вопросам[11].
Наряду с международно-правовым регулированием национальный блок миграционного законодательства Российской Федерации содержит ряд правовых механизмов, регламентирующих миграционные отношения в интересах обеспечения национальной безопасности. Указанные механизмы представлены:
— юридическими нормами, ограничивающими въезд в Российскую Федерацию отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства (имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений в Российской Федерации; подвергавшихся выдворению (депортации); переданных иностранному государству в порядке реадмиссии в период предыдущего пребывания в России; иностранцев, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, и др.; установление Правительством РФ квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности; установление миграционными органами запрета на въезд в Российскую Федерацию отдельных иностранных граждан и лиц без гражданства);
— юридическими нормами, определяющими правосубъектность (ограничения отдельных прав) временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (установление Правительством РФ квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации; отказ в выдаче либо аннулирование разрешения на временное проживание; сокращение Правительством РФ срока временного пребывания; принятие решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации);
— юридическими нормами, определяющими правосубъектность (ограничения отдельных прав) постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан (отказ в выдаче либо аннулирование вида на жительство; принятие решения о нежелательности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации);
— юридическими нормами, ограничивающими передвижение иностранных граждан и лиц без гражданства в пределах Российской Федерации (разрешительный порядок посещения отдельных территорий, организаций и объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ);
— юридическими нормами, регулирующими трудовую деятельность иностранных работников в Российской Федерации (ограничения на допуск иностранных граждан к деятельности и замещению должностей в соответствии с федеральным законом; установление Правительством РФ квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу; установление Правительством РФ допустимой доли иностранных работников в различных отраслях экономики; отказ в выдаче и аннулирование разрешения на работу);
— юридическими нормами, регулирующими выезд из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ограничения на выезд иностранцев из Российской Федерации до принятия решения по уголовному делу; до вступления в законную силу приговора суда; до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; до исполнения обязательств; выдворение (депортация) иностранного гражданина за пределы Российской Федерации; передача иностранного гражданина в соответствии с международным договором о реадмиссии; установление срока выезда из Российской Федерации при принятии Правительством РФ решения о сокращении срока временного пребывания иностранных граждан).
Правовые ограничения на въезд, пребывание (проживание), трудовую деятельность или транзитный проезд через территорию Российской Федерации установлены в отношении: лиц, выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации; представляющих угрозу безопасности Российской Федерации; пособников террористической (экстремистской) деятельности; лиц, подвергавшихся выдворению (депортации) за пределы Российской Федерации; имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений в Российской Федерации; переданных иностранному государству в порядке реадмиссии в период предыдущего пребывания в России; иностранцев, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации; неоднократно привлекавшихся к административной ответственности в Российской Федерации за нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации; совершивших административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ и их прекурсоров; лиц, представивших поддельные или подложные документы либо сообщивших о себе заведомо ложные сведения, и являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционных ценностей[12].
Вместе с тем, несмотря на общую положительную направленность правовой регламентации миграционных отношений в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, следует констатировать, что данный комплекс правовых норм реализуется недостаточно эффективно.
Для того чтобы оценить реальное состояние национальной безопасности Российской Федерации в миграционной сфере, оптимизировать существующую систему иммиграционного кон-троля и усовершенствовать юридические механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации, следует определить характеристики миграционного законодательства Российской Федерации.