УДК 342.71
Страницы в журнале: 38-40
Э.Э. Джалилова,
аспирант кафедры конституционного и международного права Российского государственного социального университета Россия, Москва e.e.jalilova@gmail.com
Анализируются особенности правового регулирования введенной законодателем обязанности по соблюдению гражданами Российской Федерации уведомительного порядка о наличии наряду с российским гражданством гражданства иностранного государства. Рассмотрены механизмы ответственности, установленные государством за нарушение обязанности по уведомлению. Указанные новеллы проанализированы в контексте общемировой тенденции отказа от двойного гражданства, а также соответствия обозначенных нововведений положениям Конституции РФ.
Ключевые слова: гражданство, двойное гражданство, бипатриды, уведомительный порядок регистрации, ответственность.
В настоящее время одним из актуальных вопросов конституционного права является проблема анализа практики применения введенных законодателем правил, изменяющих правовое регулирование института двойного гражданства.
На протяжении длительного периода — более 10 лет с момента принятия Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон о гражданстве) — положения, закрепленные в ст. 6 данного закона, существовали в неизменном виде, устанавливая право граждан Российской Федерации на двойное гражданство в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Фактически отсутствовал механизм, позволяющий выявить наличие у гражданина подданства иностранного государства.
Стабильность установившегося порядка регулирования вопроса приобретения двойного гражданства обусловила достаточно выраженную полемику при внесении законодателем изменений в ст. 6 Закона о гражданстве, которая закрепила в новой редакции обязательность соблюдения гражданином Российской Федерации уведомительного порядка при наличии у него наряду с российским гражданством гражданства иностранного государства.
Так, Федеральным законом от 04.06.2014 № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» новая редакция ст. 6 была дополнена положениями, которые закрепили следующее.
Во-первых, обязанность гражданина Российской Федерации, имеющего иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, письменно уведомить о данном факте территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Во-вторых, обязанность соблюдения указанного уведомительного порядка законным представителем гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности.
В-третьих, процедурный порядок соблюдения установленной обязанности.
Впоследствии Федеральным законом от 31.12.2014 № 507-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”» была устранена некоторая пробельность ст. 6 закона в новой редакции, в частности:
— установлен срок соблюдения уведомительного порядка для граждан, не исполнивших обязанность по его соблюдения в связи с нахождением за пределами территории Российской Федерации;
— установлена аналогичная возможность и сроки соблюдения уведомительного порядка законным представителем несовершеннолетнего гражданина в случае нарушения им действующего правила об уведомлении по причине нахождения за пределами Российской Федерации.
При этом наиболее значимым обстоятельством в вопросе введенного уведомительного порядка явилось установление административной и уголовной ответственности в качестве санкции за его несоблюдение.
Так, ст. 19.8.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность как за нарушение сроков для уведомления, так и за неуведомление гражданином уполномоченных органов о наличии у него второго гражданства в виде административного штрафа в размере от 500 до 1 000 руб. Более того, ст. 330.2 Уголовного кодекса РФ закрепила уголовную ответственность за неисполнение гражданами обязанности по уведомлению уполномоченного органа власти о наличии у гражданина подданства иностранного государства. В качестве санкции за несоблюдение указанной обязанности законодатель предусмотрел следующие альтернативные наказания: штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года либо обязательные работы на срок до четырехсот часов.
Обозначенное нововведение после столь либерального подхода к регулированию порядка приобретения гражданами России гражданства иного государства не могло не вызвать общественный диссонанс, в частности, учитывая положения ст. 62 Конституции РФ, которая закрепляет право иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации, устанавливая при этом, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Тем не менее, анализируя правовую природу института гражданства и двойного гражданства, отметим, что вряд ли выбранный подход можно рассматривать как ограничивающий права лиц, обладающих гражданством иностранного государства наравне с российским гражданством. Сама диспозиция ст. 62 Конституции РФ предусматривает наряду с правом обладать гражданством другого государства наравне с российским также и обязанности, которые могут вытекать из российского гражданства.
К числу таких обязанностей мы относим установленный уведомительный порядок, а также нормы административного и уголовного права, гарантирующие его соблюдение гражданами. Введение подобного регулирования вопросов двойного гражданства наиболее ярко отражает общемировую тенденцию отказа от двойного гражданства.
Обозначенное решение может представляться вполне обоснованным и с теоретической точки зрения. Как отмечал С.С. Кишкин, гражданство представляет собой «формально-предварительный статус, который лишь в дальнейшем, в зависимости от целого рода условий и обстоятельств, заполняется конкретным содержанием… этот статус является первоначальным статусом лица, который подлежит установлению в первую очередь, ибо он основывает порядок и границы определяемости данного лица соответствующими элементами правовой и политической системы страны» [2, с. 27]. Кроме того, гражданство представляет собой «устойчивую в пространстве и времени политико-правовую связь физического лица с конкретным государством, выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей, существующую, в принципе, на основе фактической связи лица с государством и означающую полное подчинение лица суверенной власти государства гражданства и защиту последним прав гражданина» [1, с. 32].
Такого рода концепция является общепринятой. В ее рамках двойное гражданство представляется неким исключительным статусом лица, и его существование скорее отнесено к нестандартным явлениям юридической науки и практики. Полагаем, что при таких условиях изменение законодательного подхода к регулированию порядка уведомления о наличии множественного гражданства можно рассматривать лишь как конкретизацию существовавших ранее отношений, а не ограничение прав и свобод граждан.
Список литературы
1. Боярс Ю.Р. Гражданство в международном и внутреннем праве. Рига, 1981. С. 32.
2. Кишкин С.С. Советское гражданство // Советский федерализм / под ред. М.О. Рейхеля. М., 1930. С. 27.