Статья

Нормативно-правовое регулирование государственного мониторинга окружающей среды в Республике Дагестан

Рассматриваются основы правового регулирования государственного мониторинга окружающей среды в Российской Федерации и в Республике Дагестан.

УДК 349.6

Страницы в журнале:  72-74

 

М.Ш. Кадимова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Дагестанского государственного университета, судья Конституционного Суда Республики Дагестан manna.kadimova@mail.ru

 

Рассматриваются основы правового регулирования государственного мониторинга окружающей среды в Российской Федерации и в Республике Дагестан. Отмечается необходимость разработки единого нормативного правового акта, регулирующего  организацию и осуществление мониторинга окружающей среды.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, мониторинг окружающей среды, региональный надзор, федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

 

Институт мониторинга окружающей среды в последнее время становится все более значимым и актуальным как в Российской Федерации, так и в ее субъектах. 

Изначально мониторинг как система мер наблюдения, оценки состояния и систематизации полученных данных применялся исключительно в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Сегодня он является основой осуществления охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, нормирования  качества окружающей среды и воздействия на нее тех или иных источников и факторов,  надзора (контроля) за источниками воздействия на окружающую среду и др.

Впервые понятие мониторинга окружающей природной среды встречается в ст. 7  Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды». Осуществление мониторинга окружающей природной среды возлагалось на специально уполномоченные государственные органы.

Понятие государственного мониторинга окружающей среды содержится в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) и определяется как «система комплексных наблюдений за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды» [2].

В статьях 63, 63.1 и 63.2 Закона об охране окружающей среды определяются порядок осуществления государственного мониторинга окружающей среды, система государственного экологического мониторинга и система органов, осуществляющих его, государственный фонд данных мониторинга окружающей среды. Согласно Закону об охране окружающей среды система государственного мониторинга окружающей среды включает в себя подсистемы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха, радиационной обстановки, земель, объектов животного мира, лесов, недр, водных объектов, водных биологических ресурсов, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, уникальной экологической системы озера Байкал, охотничьих ресурсов и среды их обитания.

В развитие норм Закона об охране окружающей среды в 2012 году были приняты Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [3], а в 2013 году — Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) [4].

Этими нормативными документами усовершенствован порядок организации и функционирования системы государственного экологического мониторинга, а также порядок создания и эксплуатации фонда данных государственного экологического мониторинга на уровне Российский Федерации и ее субъектов.

Одним из таких субъектов Российской Федерации является Республика Дагестан. Республика обладает сложной отраслевой экономической структурой, основу которой составляют агропромышленный комплекс, нефтегазовая отрасль, курортно-рекреационный комплекс. Природа республики богата и разнообразна: уникальная растительность и животный мир горных территорий сочетаются с разнообразием биоресурсов Каспийского моря и дагестанских рек.

Сохранение этих природных богатств и охрана окружающей среды Дагестана невозможны без проведения систематического контроля их состояния, оценки ситуации и прогнозирования изменений. 

Для реализации указанных направлений деятельности разработана республиканская целевая программа «Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013—2018 годы» (далее — Программа охраны окружающей среды)  [1].

Основными направлениями Программы охраны окружающей среды являются:

— создание единой современной государственной системы экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды);

— сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;

— защита социальных, экономических и экологических интересов населения, эффективное управление государственным фондом недр, обеспечивающее удовлетворение среднесрочных потребностей экономики Республики Дагестан в топливно-энергетическом и строительном сырье, ликвидных твердых нерудных полезных ископаемых и качественных питьевых подземных водах;

— создание единой системы непрерывного экологического образования и воспитания, осознанного и ответственного отношения к окружающей среде.

Государственный мониторинг окружающей среды в республике осуществляется органами исполнительной власти, наделенными соответствующей компетенцией и функционирующими на разных уровнях: это территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по республике (Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление по недропользованию,  Дагестанский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета) и орган исполнительной власти Республики Дагестан —Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан осуществляет управление, регулирование и контроль в сфере государственного мониторинга окружающей среды, государственный мониторинг окружающей среды, оценку и прогнозирование ее состояния и использования природных ресурсов,  в установленном порядке проводит координацию деятельности по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды и использования природных ресурсов на территории Республики Дагестан.

Согласно Программе охраны окружающей среды должны быть разработаны четкая организационная структура и нормативное обеспечение управления республиканской системой экологического мониторинга, создана единая система управления информационными ресурсами.

Однако законодательное регулирование полномочий органов государственной власти в сфере осуществления мониторинга окружающей среды в настоящее время все еще не эффективно. Единый нормативный правовой акт, регламентирующий осуществление и организацию мониторинга окружающей среды, отсутствует. Не отличается совершенством процесс разграничения предметов ведения и полномочий как между федеральными органами исполнительной власти, так и между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного мониторинга окружающей среды. Уполномоченные государственные органы и службы мониторинга окружающей среды республики разобщены и ориентированы лишь на проведение наблюдения и оценку состояния отдельных компонентов окружающей среды и природных ресурсов.

Все это свидетельствует о необходимости разработки нормативного правового акта, регулирующего организацию и проведение мониторинга окружающей среды на уровне Республики Дагестан. Кроме того, механизм организации и проведения мониторинга окружающей среды не будет эффективным без четкой координации действий органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, граждан и их объединений. Все мероприятия в рамках государственного мониторинга окружающей среды, формирования системы органов исполнительной власти в сфе-ре государственного мониторинга окружающей среды как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях должны проводиться с учетом конкретной экологической ситуации и объективных потребностей в установлении координационных отношений между уполномоченными природоохранными субъектами разных уровней государственной власти.

Список литературы

 

1. Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013—2018 годы: республиканская целевая программа  (утв. распоряжением Правительства Республики Дагестан 09.11.2012 № 270-р).

2. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012).

4. Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (утв. постановлением Правительства РФ от 09.08.2013 № 681 «О государственном экологическом мониторинге и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга»). URL: http://base.garant.ru/70430724/

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье анализируются правовые акты, направленные на обеспечение восстановления окружающей среды в Российской Федерации. Проблема восстановления экологических систем является актуальной, однако этому не уделяется должного внимания в отечественном праве.
Добавлено: 06.04.2024
В статье на основании анализа текущей судебной практики показано, что критерии субъектного состава участников спора и характера спорного правоотношения не позволяют с должной степенью определенности отнести к полномочиям различных судов дела с участием органов, осуществляющих публичные полномочия, если предмет спора связан с осуществлением предпринимательской деятельности.
Добавлено: 04.03.2024
В статье утверждается, что международное право как феномен не регулирует общественные отношения, если они существуют абстрактно, без объективации в конкретных отраслях российского права, в том числе административного
Добавлено: 28.12.2023
В статье исследуются вопросы, связанные с нормативно-правовым регулированием социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Добавлено: 03.12.2023
В статье анализируется правовое регулирование организации деятельности общественного контроля на муниципальном уровне, приводятся примеры практической реализации формирования института общественного контроля на муниципальном уровне
Добавлено: 03.12.2023