О.В. ДАМАСКИН,
доктор юридических наук, главный научный сотрудник НИИ Генеральной прокуратуры РФ
В докладе на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ
21 января 2005 г. генпрокурор России
В.В. Устинов констатировал: «В своей горькой прокурорской практике мы сталкиваемся с одной и той же ситуацией. Как только в человеке исчезает духовность, как только ее съедает своекорыстие, спекулятивное отношение к миру, он становится на путь преступления. Самая разветвленная правовая и карательная система не сможет удержать человека от преступления, если он готов преступить нравственный закон. Жалкой предстает судьба государства, в котором законопослушание диктуется одним лишь страхом перед уголовным наказанием»[1].
Конституция РФ в ст. 2 устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Федеральный закон от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (в ред. от 07.03.2005) в ст. 1 определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
В современных условиях трансформации российского общества и глобализации стала реальной угроза выживаемости людей, обозначилась явная тенденция к сокращению населения нашей страны. Неконтролируемое, хищническое использование природных ресурсов ведет к их истощению, лишению будущих поколений материальных основ существования. Извращается и духовно-мотивационная сфера личности, индивидуальная материальная выгода оттесняет истинные духовные ценности. Распространяется культ насилия, в том числе вооруженного, а применение силы рассматривается как доминирующий способ существования, как средство решения межличностных и межнациональных противоречий. Резко возросло число преступлений, в первую очередь против жизни, здоровья и материальных основ существования человека.
Участились крупномасштабные аварии и катастрофы, террористические акты, уносящие жизни многих людей. Снизились потребительские качества товаров, особенно продуктов питания. Существенно ограничились возможности получения качественных медицинских услуг. Рыночная перестройка экономики пока не улучшает, а ухудшает положение значительной части законопослушного населения, ведет к их дальнейшему обнищанию.
Свобода предпринимательства, не контролируемая государством, ведет к уходу общества и государства от ответственности перед личностью. Страна подходит к черте, за которой актуализируется проблема обеспечения безопасности человека, общества и самого государства. Опасное состояние экономики, политики и экологии, усиливающиеся угрозы жизни и здоровью человека сопряжены с негативными явлениями в социальных сферах, включая нравственную, духовную.
С. Булгаков свидетельствует, что «после кризиса политического наступил и кризис духовный... русское общество находится... в оцепенении, апатии, духовном разброде, унынии», русская гражданственность омрачается «необычайным ростом преступности и общим огрублением нравов», русская литература «залита мутной волной порнографии и сенсационных изданий»[2].
Современное состояние нравственности и духовности, деформируемое идеями псевдодемократии и вседозволенности, очевидно, не позволит быстро вернуться к идеям коллективизма. Однако российское общество, вероятно, не удовлетворится материальным благополучием, строящимся на эгоизме, утрате традиционных нравственных и духовных ценностей. При этом сознание выступает как фактор поведения, предопределяемого интеллектуальной и нравственной составляющей.
Подчиняясь закономерностям, присущим общественному сознанию в целом, каждая сфера сознания имеет свои особенности, обусловленные спецификой тех сторон общественной жизни, которые она отражает. Одной из сфер группового и индивидуального сознания является правовое сознание, отражающее правовые явления.
Специфика правового сознания состоит в том, что поведение опосредуется особой системой правовых норм, правовых принципов, сопряжено с осознанием и переживанием связанности явлений с юридическими последствиями (действительными, мнимыми или желательными), соотносится с государственным регулированием, юридическими правами, обязанностями, санкциями[3]. Следовательно, правовое сознание является самостоятельным видом сознания, с соответствующей системой понятий и категорий, критериев и способов оценок, особыми целями и средствами их осуществления.
Представляется целесообразным рассмотрение правосознания и его связей в системе правовой культуры. В широком смысле под правовой культурой понимается система овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей[4]. Правосознание, являясь одной из сфер сознания, представляет собой отражение правовой действительности и отношение к ней.
В операционных целях под правосознанием понимается сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и умений ими пользоваться, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях[5].
Сферы правосознания — интеллектуальная, эмоциональная и волевая — служат основанием для выделения его трех основных функций: познавательной, оценочной и регулятивной, в соответствии с которыми определяются основные функциональные компоненты правосознания.
Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний и умений, то есть правовая подготовка. Сознательное усвоение знаний предполагает уяснение смысла и целевого назначения правовых норм на основе сформировавшихся важнейших понятий. От того, насколько успешно идет этот процесс, во многом зависит социальная зрелость личности, ее становление как сознательного члена общества.
Осознание правовых понятий расширяет кругозор, содействует повышению общей культуры, помогает глубже понять отношения в обществе и лучше ориентироваться в этих отношениях, существенно влияет на поведение. Поэтому осознание правовых понятий и правовых норм человеком есть осознание отношений к общественным обязанностям, окружающим людям, к самому себе и своему месту в решении задач, стоящих перед обществом.
Оценочной функции соответствует система оценок и мнений по юридическим вопросам или оценочные отношения к праву и практике его применения. Правовые суждения выполняют функцию внутреннего регулятора поступков и деятельности человека, формируя мотивы поведения. Связующим звеном между основными компонентами правосознания личности и ее практической деятельностью выступает воля как общая черта личности, влияющая на функционирование и проявление правовой психологии.
Регулятивная функция осуществляется посредством правовых установок и ценностных ориентаций, синтезирующих основные источники правовой активности. Все, что служит объектом желания и деятельности, предпочтения и выбора среди других явлений, выступает в качестве ценностей. Роль ценностей определяется тем, что они служат основой в принятии решений и критерием того, к чему следует стремиться и чего следует избегать. Это арбитр в решении внутренних конфликтов; ценности участвуют в определении целей и средств, отвечающих тем или иным потребностям; вносят устойчивость в поведение личности и общественную жизнь.
Наиболее значимыми представляются несколько видов ценностных отношений: к правовым принципам, институтам и нормам; к правонарушениям; к правоохранительным органам и их деятельности; к своему правовому поведению.
Ценностные отношения приобретают способность практической реализации при включении волевого компонента. Установка концентрирует в себе внешние и внутренние факторы, влияющие на поведение. Следовательно, предварительная готовность играет существенную роль в человеческой деятельности.
Система социальных установок относительно элементов действительности, имеющих личностную значимость и направляющих поведение человека, представляет собой социальную ценностную ориентацию личности. Преобладающие социальные установки образуют результирующую направленность личности, определяют ее позиции и характеризуют содержание ценностных ориентаций.
Ценности, опосредованные правом (правовые ценности), входят в ценностно-нормативную систему индивида (группы, общества). От того, какой системой предпочтения руководствуются люди и какова, с их точки зрения, иерархия ценностей в этой системе, зависит поведение людей. Когда объектом установки являются различные правовые ценности, то возникают правовые установки, составляющие в совокупности правовую ориентацию и формирующие программу поведения человека в юридически значимых ситуациях. Исходя из принципа единства сознания и деятельности, можно утверждать о взаимном соответствии правового (законопослушного или противоправного) поведения и особенностей правового сознания. Выявляя устойчивые особенности правосознания групп населения, можно судить о влиянии этих особенностей на механизм поведения. Используя особенности правосознания, зная их роль, можно относительно достоверно прогнозировать поведение людей. Это создает реальную возможность для стимулирования законопослушного поведения и предупреждения правонарушений граждан. Особое значение в современных условиях приобретает правосознание государственных служащих как фактор их служебной деятельности. При этом социальную значимость имеют последствия несформированности, пробельности, дефектности правосознания госслужащих, непосредственно влияющие на практику их служебной деятельности, и реакция населения на такие проявления.
Результаты социологических опросов свидетельствуют, что, по мнению граждан, наименее коррумпированы сотрудники органов ФСБ России и противопожарной службы. Сотрудники правоохранительных органов положительно оценивают деятельность вневедомственной охраны и прокуратуры, а сотрудники ОВД чаще оценивают положительно деятельность сотрудников уголовного розыска и участковых инспекторов милиции.
Нужно отметить, что оценка опрошенными уровня коррумпированности находится в прямой зависимости от личной осведомленности и опыта общения. Сотрудникам правоохранительных органов, по их заявлениям, самим довольно часто приходится выступать в роли подкупающей стороны.
Материалы подобных исследований иллюстрируют масштабы коррупции, которые в нашей стране являются значительными, угрожающими национальной, в том числе экономической, безопасности. Условиями, способствующими правонарушениям, являются дефекты не только правового, но и нравственного сознания, влияющего на формирование отношений между людьми, включая их деловые отношения.
Социологический опрос 125 российских предпринимателей позволил выявить их оценочные суждения по актуальным проблемам безопасности российского предпринимательства[6]. Так, серьезную озабоченность у предпринимателей вызывает проблема безопасности бизнеса. Существует неотложная потребность в создании эффективного механизма обеспечения безопасности малого и среднего бизнеса. Только 15% опрошенных заявили, что за последний год им не приходилось сталкиваться с угрозой для своего бизнеса. Большинству же (80%) приходилось сталкиваться с различного рода угрозами.
Первое место среди угроз занимает недобросовестность отечественных деловых партнеров, на что указали 61% респондентов. 54% считают одной из наиболее опасных угроз для бизнеса финансовую нестабильность.
Представляет интерес то, что среди видов угроз вымогательство со стороны госслужащих заняло 2-е место, а 4-е — ущемление прав предпринимателей государственными органами и должностными лицами. Эти оценки — свидетельство наличия очень серьезной проблемы, затрагивающей глубинные основы функционирования хозяйственного механизма.
От того, как будет складываться общая ситуация в экономике, во многом будет зависеть развитие российского предпринимательства. В отличие от правительства предприниматели оценивают ситуацию намного более критически. Почти 40% опрошенных оценили ситуацию в экономике как напряженную, 41% считает ее кризисной, а 14% — катастрофической.
Преимущественно пессимистически предприниматели оценивают и перспективы дальнейшего развития экономики страны. Практически никто из участников опроса не высказал мнения, что ситуация в экономике в ближайшее время значительно улучшится, а по мнению 34%, она останется такой же, как сейчас; 41% считает, что положение малого бизнеса в российской экономике в ближайшее время ухудшится.
Перспективы собственной предпринимательской деятельности опрошенные оценивают несколько лучше. Так, 27% оценили их как вполне хорошие. В то же время каждый шестой предприниматель оценил их как средние, а более половины ставят перспективы своей предпринимательской деятельности в зависимость от различного рода обстоятельств.
Очевидно, что эффективное решение проблем развития российского предпринимательства возможно лишь при наличии глубоко обоснованной стратегии экономических преобразований, поддерживаемой большинством населения нашей страны.
Большинство опрошенных предпринимателей (74%) не удовлетворено тем, как осуществляются экономические преобразования в стране. Никто из участников опроса не выразил полного удовлетворения происходящими экономическими преобразованиями.
Неудовлетворенность состоянием экономических преобразований в стране объясняется целым рядом причин:
· отсутствием четкой концепции развития экономики, непоследовательностью, противоречивостью в деятельности государственных органов;
· отсутствием четкой и стабильной экономической базы преобразований;
· нестабильной налоговой политикой, некомпетентностью государственного управленческого аппарата, его коррумпированностью.
О негативном влиянии криминализации российской экономики сказали 44% опрошенных; одновременно 34% отметили в качестве угрозы бизнесу вымогательство со стороны криминальных структур, а 28% — угрозу личной безопасности.
Только 6% респондентов считают, что их бизнес хорошо защищен. По мнению 44% опрошенных, их бизнес защищен не в достаточной степени, а 46% заявили, что их бизнес практически не защищен. Только у 18% опрошенных есть реальные возможности для защиты своих прав и законных интересов. У 51% предпринимателей таких реальных возможностей нет.
Актуальны вопросы этики российского бизнеса. Участники опроса были достаточно самокритичны: только 17% заявили, что в сфере их бизнеса надежные партнеры составляют большинство; по мнению 30%, надежных партнеров примерно половина. 40% считают, что в сфере их бизнеса надежные партнеры составляют меньшинство, а по мнению каждого десятого, их вообще считанные единицы. Не случайно предприниматели весьма скептически оценивают возможности утверждения основных этических норм и принципов в российском бизнесе в современных условиях. Только каждый четвертый предприниматель считает, что это возможно в полной мере. 23% предпринимателей вообще не считают возможным утверждение основных этических норм и принципов в современном российском бизнесе.
Участники опроса назвали наиболее важные причины, препятствующие утверждению основных этических норм и принципов: отсутствие четких законодательных рамок бизнеса, коррупция, многочисленные препятствия для частной конкуренции, низкий культурный уровень многих предпринимателей, отсутствие традиций в области этики бизнеса.
Опрос позволил выявить отношение к этическим нормам бизнеса, которые необходимо утверждать в практике деловых отношений. Первостепенное значение предприниматели отдают честности в деловых отношениях и ответственности перед партнером по бизнесу. Вместе с тем только каждый третий считает в качестве основной этической нормы ответственность перед потребителем и перед обществом. Предъявляя высокие требования к партнеру, предприниматели далеко не всегда относят их к себе. 11% участников опроса указали на важность формирования в обществе положительного имиджа предпринимателя и предпринимательства. На вопрос «Кто из современных российских предпринимателей заслуживает Вашего уважения и признания?» 56% затруднились ответить, а 7% сказали, что таких предпринимателей вообще нет. Еще более показательными являются ответы на вопрос: «Какие предпринимательские структуры отвечают, на Ваш взгляд, высоким этическим критериям деловых отношений?» 72% вообще затруднились ответить, а по мнению 15%, таких структур нет.
Опрос позволил рассмотреть проблему взаимоотношений предпринимательства и государственных институтов. Бизнесмены в целом критически оценивают влияние различных государственных структур на развитие предпринимательства в России. Ни одна из государственных структур, предложенных предпринимателям для оценки, не была оценена положительно большинством опрошенных.
Среди властных структур наиболее высокую оценку получила деятельность Президента РФ: 42% оценили его влияние на развитие предпринимательства как положительное. В отношении Правительства РФ данный показатель составляет 37%.
Критически была оценена деятельность Государственной думы и Совета Федерации: в целом положительную оценку им дали соответственно 20 и 14% респондентов. Наиболее критическое отношение к Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе (положительную оценку им дали соответственно 13 и 8% респондентов).
Учитывая сказанное, нужно отметить, что уровень правовой культуры должен стать обязательным оценочным компонентом компетентности при определении соответствия государственного служащего занимаемой должности.
Представляется необходимым создание системы мониторинга правосознания госслужащих и населения нашей страны, организации комплексной системы целенаправленного правового обучения и воспитания, их адекватного научного обеспечения.
В исследованиях может быть решен ряд задач:
· выявление представления граждан о ценности конституционных прав и свобод, жизненно важных интересов, формирующихся в различных социальных средах;
· выявление ценностных приоритетов в различных социальных группах;
· выявление социально-психологических установок и степени готовности личности, социальной группы, гражданского общества отстаивать свои национальные интересы;
· определение основных условий внешней и внутренней среды, влияющих на формирование различных оценок и позиций в сфере внутренней безопасности;
· анализ реальных угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства как субъектов национальной безопасности страны.
Определяя задачи органов прокуратуры, В.В. Устинов отметил: «Мы, прямо скажем, в страданиях вынашиваем национальную идею. Верю, что одной из ее составляющих будет высокая духовность нашего общества. И здесь надо полностью использовать наш арсенал воздействия на общество»[7].
Президент РФ В.В. Путин в выступлении на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры России указал: «Подходы и практика работы прокуратуры должны в полной мере соответствовать характеру современных вызовов и угроз и быть адекватными всем общенациональным задачам, которые стоят перед Россией и которые решаются нашим народом».
Библиография
1 Российская газета. 2005. 25 янв.
2 Булгаков С. Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Антифон. 1997. № 1. С. 45.
3 См.: Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Правовая психология и преступность молодежи. — М., 1976. С. 26.
4 См.: Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // В сб.: Методология и методы социальной психологии. — М., 1977.
5 См.: Ефремова Г.Х. и др. Методологические вопросы // В сб.: Общественное мнение о преступности и мерах борьбы с ней. — М., 1977. С. 11.
6 Социологический опрос (анкетирование) проведен в 2002 году Торгово-промышленной палатой РФ среди предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса.
7 Российская газета. 2005. 25 янв.