Л.Б. ДЕШАЛЫТ,
аспирант юридического факультета Российского нового университета
С вступлением в силу Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 21.07.2005; далее — Закон об ОСАГО) страхование гражданской ответственности стало обязательным для всех автовладельцев. До этого заключение договора зависело только от усмотрения сторон. Поэтому договор страхования гражданской ответственности как добровольная форма является классической моделью частной автономии воли, а договор страхования как обязательный вид страхования является ограниченным, особой разновидностью принудительного договора.
Отношения по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформляются договором. В ст. 1 Закона об ОСАГО договор страхования определяется следующим образом: это договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Определение договора обязательного страхования носит достаточно традиционный характер; по сути, договор является соглашением между страхователем и страховщиком, но в силу того, что речь идет об обязательном страховании, большинство его условий уже предопределены Законом об ОСАГО. Таким образом, договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств характеризуется как:
1) возмездный, так как страхователь обязан уплатить страховую премию за предоставленные ему страховые услуги;
2) двусторонний (синаллагматический), поскольку он представляет собой соглашение двух взаимно обязывающихся сторон, которые по отношению друг к другу выступают в качестве должника и кредитора одновременно;
3) алеаторный, т. е. рисковый, поскольку на момент заключения договора стороны не могут оценить выгоду, которую они могут получить, если договор будет исполнен;
4) реальный, потому что в Законе об ОСАГО не содержится каких-либо иных правил, касающихся регулирования в самом договоре момента его заключения. Поскольку в Законе об ОСАГО этот вопрос не урегулирован, следует опираться на норму п. 1 ст. 957 ГК РФ. Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств[1] (далее — Правила) предусмотрено, что страховая премия уплачивается до начала действия договора и сразу за весь период страхования. Однако рассматривать это положение как запрет на преобразование договора в консенсуальный нельзя, потому что любые ограничения гражданских прав субъектов хозяйственного оборота в силу п. 3 ст. 5 Конституции РФ возможны лишь путем принятия федерального закона;
5) срочный, так как заключается на определенный срок;
6) публичный, что соответствует ст. 426
ГК РФ. Это означает, что страховщик не может отказаться от заключения договора обязательного страхования с лицом, которое обратилось к страховщику, если он вправе заключать такие договоры. В случае необоснованного уклонения страховщика от заключения такого договора это лицо вправе обратиться в суд с требованием о понуждении страховщика заключить договор (при этом страховщик должен возместить причиненные своим необоснованным отказом убытки). Также страховщик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим при заключении договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В ГК РФ указано, что в предусмотренных законом случаях Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. В развитие этого положения в ст. 5 Закона об ОСАГО установлено, что условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям договора обязательного страхования, содержащимся в издаваемых Правительством РФ правилах обязательного страхования. Вместе с тем в п. 3.2 Постановления Конституционного суда РФ от 31.05.2005 № 6-П[2] (далее — Постановление) ст. 5 Закона об ОСАГО признана частично не соответствующей Конституции РФ. Дело в том, что неопределенность объема делегированного Правительству РФ полномочия позволила ему включить в Правила положения, в которых понятия Закона об ОСАГО трактуются иначе. По сути, страхование риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств подменяется иным видом страхования — страхованием вреда, причиненного владельцем транспортного средства, что фактически ведет к самостоятельному установлению Правительством РФ условий обязательного страхования риска гражданской ответственности. Это искажает цель обязательного страхования и потому недопустимо. В связи с этим Конституционный суд РФ обязал Правительство РФ устранить нарушения соответствующих положений типовых правил. Однако признание ст. 5 Закона об ОСАГО, как сказано в Постановлении, не предполагает утрату юридической силы принятыми в соответствии с данной статьей нормативными правовыми актами Правительства РФ и заключенными в соответствии с ними договорами обязательного страхования. Следовательно, необходимо приведение Правил в соответствие с нормами Закона об ОСАГО.
В ст. 10 Закона об ОСАГО определен годовой срок действия договора обязательного страхования, а также предусмотрены случаи, для которых установлены иные сроки действия договора. В первом случае владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключают договоры обязательного страхования на весь срок временного использования этих средств, но не менее чем на 15 дней. Во втором случае при приобретении транспортного средства (покупке, наследовании, принятии в дар и т. п.) его владелец вправе заключить договор обязательного страхования на срок следования к месту регистрации этого средства. В дальнейшем он должен заключить договор обязательного страхования на один год до регистрации транспортного средства.
Граждане также вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования принадлежащих им транспортных средств. Под ограниченным использованием транспортных средств понимается сезонное их использование, но не менее 6 месяцев в календарном году (ст. 16 Закона об ОСАГО). В соответствии с подготовленным Российским союзом автостраховщиков предложением минимальный срок страхования, возможно, будет снижен до 3 месяцев. Наряду с этим планируется ввести страховой полис «выходного дня», который будет действовать примерно с 17.00 часов пятницы до 09.00 часов понедельника. Его можно будет приобрести на любой срок, и выплаты будут производиться только в том случае, если машина попала в ДТП в этот период времени.
В Законе об ОСАГО форма договора не ре-гламентируется, однако в силу п. 1 ст. 940 ГК РФ он должен быть заключен в простой письменной форме. Несоблюдение этого требования влечет недействительность договора. Согласно п. 2 данной статьи договор обязательного страхования может быть заключен путем составления одного документа либо вручением страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. Это вытекает и из требований гражданского законодательства о соблюдении письменной формы договора (оферта и акцепт должны иметь письменную форму)[3].
Для заключения договора страхования необходимо согласование сторонами существенных условий договора в предусмотренной законом форме. Следует отметить, что одного лишь такого согласования недостаточно для заключения договора, так как он, как отмечено выше, по общему правилу является реальным. К существенным условиям договора страхования гражданской ответственности в соответствии со ст. 942 ГК РФ относятся:
· имущественные интересы, составляющие объект страхования;
· страховой случай;
· размер страховой суммы;
· срок действия договора.
Статья 942 ГК РФ не закрепляет никаких других существенных условий договора имущественного страхования. Однако, думается, есть еще одно существенное условие — возмездность договора, которая выступает в форме страховой премии. Такой вывод вытекает из буквального прочтения законодательного определения договора имущественного страхования (п. 1 ст. 929 ГК РФ). Включая в определение договора имущественного страхования условие об оплате страховой премии, законодатель тем самым показывает, что данное условие является необходимым для указанного вида договора. Размер страховой премии будет зависеть от устанавливаемых на государственном уровне базовых ставок и коэффициентов, составляющих страховые тарифы.
Алгоритм заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств условно можно разделить на два этапа: оформление и подача заявления о страховании; получение страхового полиса и перечня документов, предусмотренных Правилами.
Одним из документов, который необходимо представить страховщику для заключения договора, является водительское удостоверение лица, допущенного к управлению транспортным средством. Как известно, оно выдается на срок 10 лет, по истечении которых автолюбителю предстоит снова обратиться в органы ГИБДД. В связи с этим возникает вопрос: что делать владельцу транспортного средства, если ему нужно обменять свое водительское удостоверение в период действия договора обязательного страхования, т. е. как зафиксировать смену номера водительского удостоверения, не нарушив действительность договора и избежав при этом нареканий со стороны ГИБДД? Практика решает эту проблему так: при изменении номера водительского удостоверения страхователь на обратной стороне полиса ОСАГО указывает, например: 15 августа 2005 года водительское удостоверение серии 77АА № 012345 заменено на водительское удостоверение серии 77ББ № 67890; число и подпись. Страхователь также уведомляет страховщика о смене водительского удостоверения в заявлении в простой письменной форме. Однако такой способ признают только страховщики, а что касается сотрудников ДПС, то здесь вопрос остается открытым. Полагаем, что при замене водительского удостоверения на новое ГИБДД обязано выдавать водителю справку о сдаче старого удостоверения в архив с указанием серии и номера, ФИО водителя и о выдаче нового с указанием необходимых реквизитов.
Сопоставление норм ст. 11 Закона об ОСАГО и Правил свидетельствует, что эти правовые акты содержат противоречащие друг другу положения: закон об ОСАГО указывает на действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая, а Правила — на действия лиц при наступлении ДТП, выделяя в качестве последних водителей и участников ДТП; о действиях страхователя не сказано ничего, хотя он является неотъемлемым участником страхового правоотношения.
Кроме того, в действующем страховом законодательстве неоднозначно трактуется определение «страховой случай». Так, в Законе об ОСАГО под ним понимается наступление ответственности страхователя за причинение вреда третьим лицам. Правила же отождествляют факт причинения вреда (т. е. ДТП) с понятием страхового случая, хотя факт причинения вреда еще не означает наступления ответственности за этот вред. Может возникнуть ситуация, когда вред причинен, однако ответственность за это причинитель вреда не несет, так как не всякая ответственность за причинение вреда считается застрахованной. В результате происходит подмена уведомления о страховом случае извещением о ДТП.
Определенные сложности в практике урегулирования страховых случаев по договорам обязательного страхования будут вызывать вопросы оправданности тех или иных расходов, произведенных потерпевшим[4]. Например, при повреждении здоровья потерпевший может быть госпитализирован в обычное лечебное учреждение или стационар повышенной комфортности. Если повреждение здоровья таково, что страховщик должен выплатить максимальную страховую сумму, проблем не возникает. А если размер возмещения далек от максимального, возможна оплата по факту произведенных расходов либо в пределах стоимости лечения в обычном стационаре. Оправдан только второй подход, так как страховщик должен оплачивать лишь необходимые расходы. Все виды дополнительных платежей производятся в пределах установленной Законом об ОСАГО страховой суммы, включая возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего. Другими словами, дополнительные расходы входят в общий размер вреда, причиненного потерпевшему.
Библиография
1 Утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263.
2 См.: Российская газета (федеральный вып.). 2005. № 3789.
3 См.: Завидов Б.Д. Советы автострахователю // Юрист. 2004. № 9. С. 50—53.
4 См.: Дедиков С.В. Обязательное страхование автогражданской ответственности: Комментарий Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». — СПб., 2003. С. 258.