УДК 343.848.3
Страницы в журнале: 115-119
В.Г. Громов,
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Алтайской академии экономики и права Россия, Барнаул gromov_vg@mail.ru
А.Н. Галкина,
соискатель кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Алтайской академии экономики и права Россия, Барнаул molchanovi2009@mail.ru
Рассматриваются цели и задачи административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Проводится конструктивно-критический анализ законодательных норм, касающихся административного надзора. Предлагается новая формулировка ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Ключевые слова: цели, задачи, административный надзор, закон, поднадзорные лица, предупреждение преступности, осужденные, лишение свободы.
В соответствии с Конституцией РФ важнейшими задачами государственных органов, организаций и граждан являются неуклонное и последовательное укрепление законности, всемерная охрана правопорядка, прав и свобод человека и гражданина. Их решение предполагает активную деятельность государственных органов, общественных формирований и отдельных лиц, направленную на предупреждение преступлений и иных правонарушений. При этом должны применяться различные способы и средства, так как преступность представляет собой многоплановое социальное явление.
1 июля 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее — Закон об административном надзоре) [7].
Под административным надзором в соответствии со ст. 1 этого нормативного акта понимается «наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом».
Административный надзор может быть установлен по решению суда в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из исправительного учреждения, которое имеет неснятую либо непогашенную судимость, отбывавшего наказание за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (ч. 1 ст. 3 Закона об административном надзоре).
В соответствии со ст. 2 Закона об административном надзоре основными задачами административного надзора являются «предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов».
Постараемся уточнить использованную в законе терминологию.
Задача — это вопрос, требующий разрешения, то, что задано для решения, разрешения. То, что необходимо осуществить, чего необходимо достигнуть; поручение [10]. Обстоятельства, затруднения, которые надо преодолеть. Поручение, задание (обычно трудновыполнимые, сложные) [3].
«Задача — это то, что требует исполнения, разрешения. Поставить задачу. Выполнить задачу. 1. Боевая задача (поставленная командиром для достижения определенной цели в бою). 2. Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.
3. Сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения. 4. О чем-нибудь трудновыполнимом, сложном» [8].
Для многих задач существуют определенные правила, алгоритмы или инструкции, которые позволяют понять, как разобраться с той или иной проблемой. Чем точнее будут описаны правила решения, тем быстрее человек овладеет ими и тем эффективнее будет их применять. Поставленные задачи могут быть как простыми, так и сложными, т. е. всегда связаны с трудностями. Таким образом, представляется, что там, где нет трудностей, нет и задачи. Найти решение задачи — «это значит установить связь между заранее дифференцированными объектами или идеями (объектами, которые нам требуется отыскать, данными и неизвестными, предпосылкой и заключением)» [9]. Задачи возникают в различных сферах и на всех уровнях, в том числе и на государственном. Государство в разные исторические периоды преследует особые цели и решает уникальные задачи. Задачи государства — это проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер, так как заранее предопределены.
Институт административного надзора изначально создавался для того, чтобы предупреждать совершение новых преступлений со стороны лиц, ранее уже преступавших закон и имеющих криминальный опыт. Вне всякого сомнения, такие лица должны находиться под более пристальным вниманием правоохранительных органов, нежели законопослушные граждане. Поэтому представляется, что и цель осуществления такого надзора — предупреждение совершения новых преступлений со стороны лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы из исправительных учреждений.
Очевидно, что с помощью социально-экономических рычагов такой цели достичь было бы и проще, и быстрее, однако в настоящее время государство не располагает достаточными средствами для решения и этой, и многих других проблем.
Так, за последние 12 лет тарифы на газ в России выросли в 10 раз, на водоснабжение — в 14 раз, на услуги ЖКХ — в 15 раз, на электричество — в 7 раз. Законопослушное население беспокоят рост цен и бедность, несправедливость в распределении доходов, нарастающее расслоение общества, коррупция, качество образования и здравоохранения [5]. Не имея достаточных ресурсов для решения задач по борьбе с преступностью, государству приходится перекладывать эту ношу на плечи правоохранительных органов.
Первая задача административного надзора сформулирована в Законе об административном надзоре как «предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений». На самом деле такая формулировка не совсем точна. Предупреждение преступлений — это одна из задач уголовного закона (ч. 1 ст. 2 Уголовного кодекса РФ) и одна из целей наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ), которая решается путем издания норм, содержащих уголовно-правовые запреты, и установления наказаний за деяния, посягающие на интересы личности, общества и государства.
Вторая задача — оказание на них (поднадзорных) индивидуального профилактического воздействия. В криминологии принято считать профилактику преступлений одной из форм предупреждения преступности [2, с. 433; 6, с. 227], значит, вторая задача — это более узкая формулировка первой.
Таким образом, в законе обозначены задачи, но формулировки их весьма неоднозначны.
Помимо темы о задачах, в исследуемом законе поднимается вопрос о цели административного надзора.
Цель — это «то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществить. Ставить что-нибудь своей целью. Преследовать какую-нибудь цель. Иметь своею целью что-нибудь. Достигнуть цели. С практической целью, для практических целей. С целью чего и в целях чего — для; для того, чтобы. Поехать с целью осмотра местности или с целью осмотреть» [10].
Цель — «конечное желанье, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть. Без цели ничего не делают. У него была добрая цель, да не так вышло. Цель, начало или корень дела, побужденье; за ним идет средство, способ, а вершит дело конец, цель, достиженье ее. Стремиться к чему, хотеть достигнуть чего, намереваться; метить самому куда, на место, в чин и пр.» [1].
Цель административного надзора согласно ст. 2 Закона об административном надзоре — защита государственных и общественных интересов. Может ли Закон об административном надзоре охранять или защищать какие-либо интересы или отношения, учитывая, что «защищать» интересы следует тогда, когда на них происходит посягательство? По мнению некоторых исследователей, такое возможно. Так, А.П. Фильченко указывает: «Несмотря на различие в подходах, позициях, мнениях конечная цель надзора одна — как можно надежнее защитить общество от преступных посягательств, и в первую очередь со стороны тех, кто уже понес наказание за ранее совершенные преступления и освободился из мест лишения свободы» [12].
Мы придерживаемся иной точки зрения. Видимо, решать охранительные и защитные задачи с помощью такого закона невозможно, в связи с тем что он не имеет главного оружия, необходимого для такой защиты, — норм, содержащих санкции. Закон об административном надзоре только устанавливает правовые статусы субъектов и регулирует их поведение. Ответственность за нарушение предписанных правил и возможность наступления негативных юридических последствий для субъектов вследствие несоблюдения его норм предусмотрена другими нормативными актами.
Так, ст. 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях гласит, что «задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина… защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений» [4].
Часть 1 ст. 2 УК РФ определяет: «задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений». И далее указывается, с помощью каких мер этот закон будет решать поставленные перед ним задачи — «для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений» [11].
Таким образом, очевидно, что охрана и защита интересов личности, общества и государства может осуществляться в разной мере УК РФ и КоАП РФ: первый охраняет наиболее ценные и важные для общества блага и интересы от преступлений, второй — интересы и общественные отношения от посягательств, представляющих меньшую угрозу, чем преступления, и причиняющих меньший вред социуму (административных правонарушений).
Что же касается Закона об административном надзоре, то он определяет круг лиц, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, какие при этом применяются правоограничения и на какой срок, кто и каким образом осуществляет надзор; права и обязанности субъектов. Закон содержит отсылочную норму о том, что в случае несоблюдения установленных ограничений поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 11 Закона об административном надзоре).
На основании изложенного можно сформулировать вывод о том, что ст. 2 Закона об административном надзоре составлена некорректно и нуждается в уточнении. Предлагаем изложить ее в следующей редакции:
«Статья 2. Задачи федерального закона:
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Закона, преступлений и других правонарушений.
Задачами настоящего Закона являются:
1) правовое регулирование отношений по установлению, осуществлению, продлению и прекращению административного надзора;
2) определение правовых статусов субъектов административного надзора».
Кроме того, следует заметить, что от задач Закона об административном надзоре следует отличать задачи административного надзора как вида деятельности правоохранительных органов.
При исполнении Закона об административном надзоре органы внутренних дел решают следующие задачи:
— осуществляют наблюдение за поднадзорным лицом;
— решают вопросы об установлении, продлении и прекращении административного надзора;
— контролируют соблюдение прав и законных интересов поднадзорных лиц;
— в случае совершения правонарушений поднадзорным лицом — осуществляют привлечение его к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Список литературы
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. URL: http://dict.t-mm.ru/dal (дата обращения: 21.11.2014).
2. Долгова А.И. Предупреждение преступности // Криминология. М., 2001.
3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. URL: http://www.efremova.info/ (дата обращения: 21.11.2014).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5. Костиков В. Нужен трезвый взгляд на ситуацию в стране // АиФ. 2014. № 40.
6. Криминология. Общая часть. Т. 1. / под ред. М.И. Кириллова, В.И. Омигова. Чебоксары, 2010.
7. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федер. закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2037.
8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. URL: http: //www.ozhegov.org/ (дата обращения: 21.11.2014).
9. Пойя Д. Как решать задачу. М.: Либроком, 2010. URL: http: //www.bibliogid.ru/ (дата обращения: 21.11.2014).
10. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова. URL: http://dict.t-mm.ru/ (дата обращения: 21.11.2014).
11. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
12. Фильченко А.П. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: правовая природа и перспективы законодательного регулирования. Административное право и процесс. 2012. № 2. URL: http://www.center-bereg.ru/ (дата обращения: 21.11.2014).