Рецензия на: Л.П. Волкова. Разграничение предметов ведения и полномочий в системе исполнительной власти. — Саратов: Наука, 2007
Ю.А. ДМИТРИЕВ,
доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, проректор Международной академии предпринимательства
Система исполнительной власти в России была и остается предметом жарких дискуссий в науке и бесконечных (в основном не подтвержденных теоретически) экспериментов на практике. В этой связи рецензируемая работа стоит несколько особняком от бесконечного числа ей подобных. Основное ноу-хау автора состоит в очевидной на первый взгляд, но не замеченной большинством административистов мысли, что система органов исполнительной власти и их полномочий должна прежде всего опираться на конституционные основы, закрепленные нормами не только глав 4 и 6, но и главы 3 Конституции РФ. Если Россия позиционирует себя как федеративное и тем более правовое государство, то в основе организации всех ветвей власти (а не только исполнительной) должны лежать конституционные нормы о разграничении вопросов ведения между федеральной и региональной властью.
Дом должен строиться начиная с фундамента (каковым являются бескрайние просторы нашей Родины), а не с воздушного замка в виде Кремля. И Л.П. Волкова абсолютно права, открывая свою работу разделом о необходимости учета природы исполнительной власти в процессе установления предметов ведения и разграничения полномочий. Именно об этом забыли авторы той административной реформы, которая практически официально с высоких трибун признана неудачной.
Еще одним камнем преткновения является взаимодействие федеральной власти (и прежде всего, исполнительной) с органами местного самоуправления. Проще всего было конституционно отделить эту власть от государства, а затем на протяжении последующих 15 лет в двух федеральных законах объяснять, как это сделать на практике. В итоге — аморфное и бессильное управление на местах. Автор безусловно права, говоря о соотношении законодательного закрепления вопросов местного значения и их объективирования на практике.
Следует также согласиться с автором, выделяющей три уровня юридического установления предметов ведения в России: конституционный, нормативный и согласительный (договорной). Действительно, коренные различия в уровнях развития субъектов Российской Федерации обязывают законодателя использовать все возможные способы легитимации полномочий исполнительной власти.
В работе Л.П. Волковой есть и еще целый ряд интересных находок. Остается только сожалеть об ее ограниченном тираже (500 экз.).
Разумеется, автор не смогла раскрыть все проблемы, накопившиеся в системе организации исполнительной власти в России. Одно очевидно: эта работа подводит итог периоду развития исполнительной власти, который условно можно назвать эпохой Б.Н. Ельцина—В.В. Путина. Впереди — новый этап развития.