И.В. МИЛЬШИНА,
соискатель кафедры финансового, банковского и налогового права Саратовского юридического института МВД России
Таможенный контроль является важнейшим и неотъемлемым элементом системы государственного управления таможенным делом. По мнению С.В. Халипова, игнорирование требований таможенного контроля на практике нередко заканчивается значительными финансовыми потерями, испорченной деловой репутацией либо привлечением лиц к административной и уголовной ответственности[1].
Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства (подп. 19 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ (далее — ТамК РФ)). Объективно контроль всегда выражается в действиях контролирующих субъектов. Их содержанием является проверка соблюдения законодательства субъектами таможенного права.
Являясь самостоятельной функцией управления, контроль выступает в качестве важного этапа управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений и нормативных предписаний, а в случае выявления их нарушений принимаются необходимые меры по устранению подобных отклонений[2]. Основной характеристикой контроля должна быть его регулярность. Обращение к контрольной функции лишь по очевидным свершившимся отклонениям от заданного режима сводит на нет ее результативность.
Контроль осуществляется посредством сбора, учета и анализа результатов контролируемой деятельности. Эти элементы составляют содержание контроля как одной из функций управления и обусловливают его значение, а также сложность его правового регулирования и организации.
В последние годы в условиях реформирования таможенного законодательства изменился подход к осуществлению таможенного контроля. ТамК РФ предполагает максимальное упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, сокращение времени таможенного оформления с тем, чтобы товары могли беспрепятственно поступить в оборот и использоваться в соответствии с целью их ввоза. Таможенный контроль ограничивается минимумом мероприятий, направленных в основном на соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности[3].
Таможенный контроль является частью системы государственного контроля, и содержание его зависит от проводимой государством таможенной политики. Главное требование к таможенному контролю — его эффективность. От эффективности осуществления таможенного контроля зависят состояние экономики страны, расширение объема международной торговли и снижение количества нарушений таможенного законодательства. Повышению эффективности таможенного контроля и управления способствует получаемая своевременная, точная информация, предоставляемая оперативно и периодически в форме определенных отчетов, сведений и данных.
При выявлении отклонений в процессе таможенного контроля и установлении их причин таможенные служащие определяют возможные пути решения возникающих проблем и применяют индивидуальные способы воздействия на субъекты внешнеэкономической деятельности с целью преодолеть отклонения и пресечь нарушения таможенного законодательства. Осуществление таможенного контроля предполагает достижение важнейшей цели таможенного контроля — проверки соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России.
По мнению Н.В. Терехова, целями осуществления таможенного контроля являются:
· обеспечение соблюдения норм таможенного законодательства всеми субъектами таможенного права;
· охрана государственной и общественной безопасности, экономических интересов России;
· защита общественного порядка;
· выявление и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела;
· предупреждение неправомерных деяний субъектами внешнеэкономических отношений;
· защита законных прав и интересов физических и юридических лиц;
· оказание содействия в борьбе с международным терроризмом[4].
Требования таможенных органов при осуществлении таможенного контроля не должны служить препятствием для участников внешнеэкономической деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения актов таможенного законодательства.
Таможенный контроль будет эффективным лишь при условии наделения контролирующих органов соответствующими полномочиями. Если таможенные органы имеют в своем арсенале недостаточные меры воздействия, это не позволит реально изменить положение, устранить выявленные в ходе таможенного контроля нарушения. Следовательно, необходимо расширить контрольные полномочия таможенных органов по применению более жестких санкций за невыполнение предписаний по устранению допущенных нарушений. Этих полномочий должно быть достаточно и для того, чтобы оперативно решать возникшие в ходе таможенного контроля проблемы.
Одним из ключевых элементов эффективного таможенного контроля является система управления рисками, основанная на принципе выборочности таможенного контроля и используемая при установлении его форм. Применяя эту систему в целях создания благополучных условий для участников внешнеэкономической деятельности, таможенные органы определяют добросовестность участников путем всестороннего анализа по определенным критериям и оптимального использования ресурсов таможенных органов. Философия тотального контроля, которая основывалась на принципе «никому не доверяй, проверяй всех и вся», себя не оправдала. Объем таможенных досмотров сократился и составляет при импорте 6,17%, при экспорте — 1,17%.
При внедрении новых информационных технологий необходимо разрабатывать новые методы выявления и пресечения правонарушений в области таможенного дела, при обнаружении проблем или пробелов в законодательстве вносить предложения по его совершенствованию.
Для более эффективного проведения таможенного контроля нужно наладить механизм взаимодействия таможенных органов с иными контролирующими государственными органами. Достижение этой цели возможно за счет решения главной задачи — создания единого информационного пространства. Принципиально новая, основанная на международных стандартах информатизация таможенного контроля и автоматизация таможенного оформления повысят результативность государственного управления таможенным делом и позволят минимизировать влияние человеческого фактора на эти процессы.
Библиография
1 См.: Халипов С.В. Таможенный контроль (административно-правовой анализ): Учеб.-практ. пособие. — М., 2005. С. 6.
2 См.: Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой. — М., 1996. С. 46.
3 См.: Основы таможенного дела: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Ю.Ф. Азарова. — М., 2005. Т. 1. С. 236—237.
4 См.: Терехов Н.В. Таможенный контроль как средство выявления правонарушений во внешнеторговой деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2003. С. 17.
Вы можете подписаться на нашу рассылку. Мы рассылаем анонсы номеров журнала «Современное право», информируем о предстоящих и текущих событиях, конференциях и других мероприятиях. Также Вы будете регулярно получать письма с перечнем добавленных на сайт статей, постов в блогах пользователей и комментариях. Периодичность рассылки на данный момент 2-3 письма в месяц.