DOI 10.25799/NI.2024.83.26.020
УДК 340.14(091)
Из истории права
Здесь представлены только метаданные статьи
С.В. Арапов,
кандидат исторических наук, доцент кафедры национальной безопасности и международного права Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) Россия, Санкт-Петербург arapov_07@mail.ru
В статье рассматриваются вопросы, связанные с нормативностью погребального обряда древних сообществ. Погребальный обряд рассматривается с трех позиций: как система устойчивой нормативности, как источник обычного права, как отражение правового сознания.
Погребальный обряд играет важную роль в формировании идеологического основания права. Особое отношение к соблюдению определенных ритуалов может свидетельствовать о существовании определенных установок в правовом сознании всего общества. Это могут быть установки и религиозного характера.
Автор ставит и разрешает следующие вопросы: во-первых, способен ли погребальный обряд отражать определенное состояние правосознания конкретного сообщества? во-вторых, способен ли погребальный обряд служить источником права? Археологические исследования показывают, что погребальный обряд имеет свойство устойчивой нормативности. На примере погребальных памятников эпохи средней бронзы (XXII—XV в.в. до н.э.) Северо-Западного Прикаспия прослеживается определенная динамика изменений погребальной обрядности, несмотря на ее консервативность.
Предложенное исследование дает вполне утвердительные ответы на вопросы, поставленные в начале статьи: погребальный обряд отражает состояние правосознания конкретного сообщества и способен служить источником обычного права, потому что представляет собой комплекс устойчивой нормативности.
Ключевые слова: источник права, обычное право, правосознание, идеологическое основание права, погребальный обряд, археологическая культура, похоронная культура.
On some Historical Features of the Manifestation of Law and Legal Consciousness
Arapov S.V.,
Cand. in History, Assoc. Prof. of Dept. of National Security and International Law at Russian State Hydrometeorological University (RSHU) Russia, St. Petersburg arapov_07@mail.ru
The article deals with issues related to the normativity of the funeral rite of ancient communities. The funeral rite is considered from three positions: as a system of stable normativity, as a source of customary law, as a reflection of legal consciousness.
The funeral rite plays an important role in the formation of the ideological basis of law. A special attitude to the observance of certain rituals may indicate the existence of certain attitudes in the legal consciousness of the whole society. These may be, among other things, religious attitudes.
The article solves a number of issues. Firstly, is the funeral rite capable of reflecting a certain state of legal consciousness of a particular community? Secondly, is the funeral rite capable of serving as a source of law? Archaeological research shows that the funeral rite has the property of stable normativity. On the example of funerary monuments of the Middle Bronze Age (XXII-XV centuries BC) of the Northwestern Caspian region, a certain dynamics of changes in funeral rites can be traced, despite its conservatism.
The proposed study gives quite affirmative answers to the questions posed at the beginning of the article: the funeral rite reflects the state of legal consciousness of a particular community and is able to serve as a source of customary law, because it is a complex of stable normativity.
Keywords: source of law, customary law, legal consciousness, ideological basis of law, funeral rite, archaeological culture, funeral culture.