УДК 342.6:347.963
Страницы в журнале: 29-31
О.А. Степанов,
доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры РФ Россия, Москва o_stepanov@hotbox.ru
Анализируются основные ориентиры деятельности органов прокуратуры, приводятся примеры взаимодействия органов прокуратуры с судами, следственными подразделениями, иными правоохранительными и контролирующими органами.
Ключевые слова: прокуратура, деятельность, органы, нормативный акт, ориентир, преступление, безопасность.
Современная российская действительность характеризуется динамизмом социальных процессов, радикальными переменами в экономической жизни общества, которые происходят на фоне экономического кризиса и активной борьбы с террористической угрозой.
В этой связи одним из важных направлений государственной деятельности является укрепление законности, последовательная реализация положений Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», который наряду с указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами Генерального прокурора РФ составляет организационно-правовую основу деятельности органов прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации как неотъемлемая часть правоохранительной системы государства осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Поэтому наряду с указанными выше нормативными актами в качестве определяющих ориентиров для деятельности органов прокуратуры могут служить положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537; далее — Стратегия); Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р; далее — Концепция); Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р; далее — Транспортная стратегия); Национальной стратегии противодействия коррупции (утв. указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460; далее — Национальная стратегия).
В Стратегии главными направлениями государственной безопасности определены усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков; совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией и экстремизмом; расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.
В Концепции установлены следующие приоритеты в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности: снижение уровня преступности; укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов; обеспечение равной защиты прав собственности на объекты недвижимости; предотвращение и пресечение рейдерских захватов; сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса; противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; борьба с коррупцией.
В соответствии с этими положениями в целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в формирование и реализацию социально-экономической политики работникам прокуратуры важно ориентироваться на реализацию такой модели развития общества, которая способна обеспечивать эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, равноправный диалог общественных организаций и государства по ключевым вопросам общественного развития, высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам.
Согласно Концепции одним из ключевых направлений отечественной государственной демографической политики является снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий. Сокращение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях, уровня социального риска включено и в состав общесоциальных итогов реализации Транспортной стратегии.
Основные задачи в области противодействия коррупции определены в Национальной стратегии. Согласно ее положениям деятельность правоохранительных и иных государственных органов в этой области должна быть организована исходя из принципа использования системы мер, включающей меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли мер по предупреждению коррупции.
При этом особое внимание требуется сосредоточить на раскрытии коррупционных преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах, а также высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления, пресечении содействия с их стороны организованным группам и преступным сообществам.
Учитывая указанные выше ориентиры деятельности, работу органов прокуратуры важно строить с учетом как существующих, так и возникающих новых криминогенных факторов, к которым следует отнести рост инфляции, повышение уровня безработицы, невыплату и задержку выплаты заработной платы, повышение уровня бедности населения, увеличение уровня социального неравенства, расширение маргинальных слоев, рост социальной напряженности, противодействие терроризму.
При этом в качестве показателей, отражающих уровень влияния органов прокуратуры на ситуацию в сфере реализации их деятельности, могут рассматриваться уровень наиболее общественно опасных преступлений, оставшихся нераскрытыми; число неразысканных подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных; результаты работы по возмещению ущерба от преступлений; уровень безопасности граждан, характеризующийся числом тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в общественных местах; уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов; смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.
Кроме того, в складывающейся экономической ситуации работники прокуратуры должны быть нацелены на активизацию работы по координации действий правоохранительных органов, связанных с противодействием экономическим и налоговым преступлениям.
Нельзя не отметить и тот факт, что вступление Российской Федерации в Совет Европы 20 лет назад предоставило ее гражданам возможность защищать свои права в международных органах.
С целью минимизации издержек, связанных с выполнением решений Европейского суда по правам человека в связи с удовлетворением жалоб от граждан Российской Федерации, формы и методы работы органов прокуратуры должны наполняться новым содержанием — работники прокуратуры призваны прежде всего более профессионально действовать в сфере защиты прав граждан и обеспечения правопорядка в России.
Ежегодно прокурорами выявляется несколько сотен тысяч различных нарушений закона, так или иначе затрагивающих права граждан, в целях восстановления которых привносятся протесты, выносятся представления, предъявляются иски в суды, проводятся консультации для потерпевших, представляются права потерпевших, которые по причине здоровья или возраста не могут представлять себя сами.
Между тем в последнее время все чаще поднимаются вопросы обеспечения прав и свобод человека, связанные с защитой от террористических действий.
По опросам, проведенным «Левада-Центром», около половины граждан Российской Федерации (48%) опасаются терактов или захвата заложников. Из тех, кто считает террористические акты возможными, 76% видят наибольшую опасность в запрещенной в России экстремистской организации «Исламское государство*» [3].
Нашей страной предпринимаются решительные шаги военного характера по преодолению последствий деятельности этой организации в Сирии, а также предупреждению такой деятельности на своей территории.
В этой связи органы прокуратуры все в большей мере призваны нацеливаться на совершенствование механизма защиты права человека на жизнь и здоровье. Это проявлялось, например, во вмешательстве в ноябре 2015 года прокуратуры Красноярского края в деятельность полиции, которая усилила охрану в аэропорту Емельяново, — увеличилось число видеокамер наблюдения для оперативного реагирования на возможные нарушения, число регулярных рейдов на территории аэропорта с привлечением сотрудников частных охранных предприятий. Главное управление Министерства внутренних дел РФ по Красноярскому краю взяло на особый контроль охрану общественного порядка в аэропорту Емельяново и на прилегающей к нему территории [2]. А в результате представления прокурора Республики Крым 25 ноября 2015 г. органами следствия Управления Федеральной службы безопасности по Республике Крым было принято решение о возбуждении уголовного дела по признакам ч. 2 ст. 281 Уголовного кодекса РФ «Диверсия» в отношении организаторов подрыва линий электропередачи на территории Херсонской области Украины, в результате чего было полностью прекращено электроснабжение Крыма [4].
С учетом всего указанного выше в деятельности органов прокуратуры важно обеспечить реализацию принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступное деяние. Необходимо прилагать соответствующие усилия по повышению эффективности взаимодействия органов прокуратуры с судами, следственными подразделениями, иными правоохранительными и контролирующими органами.
В этой связи весьма показателен пример нахождения компромисса между представителями следствия, прокуратуры и адвокатами по делу Д. Каменщика, в рамках которого следователи отменили свое требование к суду об обязательном аресте владельца аэропорта «Домодедово» по делу о теракте в аэропорту в 2011 году и согласились на его домашний арест.
Девятнадцатого февраля 2016 г. Басманный районный суд г. Москвы удовлетворил ходатайство Следственного комитета РФ о заключении под домашний арест на время следствия владельца аэропорта Домодедово Д. Каменщика, задержание которого прокуратура просила признать незаконным из-за отсутствия причинно-следственной связи между изменениями технологии безопасности и гибелью людей и освободить его из-под стражи.
По версии следствия, Д. Каменщик был причастен к внедрению новой системы досмотра на входах в аэровокзальный комплекс, что привело к увеличению степени уязвимости аэропорта и, вследствие этого, к оказанию услуг в области гражданской авиации, не отвечающих требованиям безопасности. В результате этого в январе 2011 года террорист-смертник беспрепятственно прошел в здание аэровокзального комплекса международного аэропорта «Домодедово» со спрятанным под одеждой взрывным устройством и произвел его подрыв, в результате которого 24 января 2011 г . в аэропорту погибли 37 человек, 132 человека получили ранения [1].
Список литературы
1. URL: http://izvestia.ru/news/604698#ixzz415PqqHo/ (дата обращения: 20.02.2016).
2. URL: http://newslab.ru/ (дата обращения: 10.10.2015).
3. URL: http://news.mail.ru/society/23948375/ (дата обращения: 01.08.2015).
4. URL: http://touch.news.mail.ru/ (дата обраще<ния: 25.11.2015).
Бибиограффия: Исламское государство – запрещенная группировка в РФ.