Статья

О необходимости разработки концептуальной схемы построения единой, унифицированной системы территориальных органов власти и управления на уровне федеральных округов Российской Федерации

В.Ю. МАЗУРОВ, кандидат юридических наук, доцент Красноярского государственного аграрного университета The need to develop a conceptual framework constructing a single, unified system territorial authorities and management at the level of federal districts.

В.Ю. МАЗУРОВ,

кандидат юридических наук, доцент Красноярского государственного аграрного университета

 

 

The need to develop a conceptual framework  constructing a single, unified system territorial authorities and management at the level of federal districts.

MAZUROV V.Y.

 

Ни для кого не секрет, что в обыденном, политико-правовом сознании функционирование механизма осуществления государственной власти на уровне федеральных округов Российской Федерации ассоциируется, как правило, исключительно с деятельностью полномочных представителей (полпредов) Президента Российской Федерации в соответствующих надрегиональных территориальных единицах и аппаратов упомянутых полпредов (именуемых в обиходе полпредствами). В крайнем случае, соответствующие ассоциации распространяются на территориальных представителей «полпредств», — главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов по соответствующим субъектам Российской Федерации.

Все это неудивительно — ведь в средствах массовой информации (даже на региональном уровне) сколько-нибудь подробно освещается почти исключительно деятельность указанных выше должностных лиц. Из других субъектов публичной власти, как правило, изредка упоминаются лишь две категории так называемых коллективных субъектов, — окружные управ-ления Генеральной прокуратуры РФ (являющиеся территориальными подразделениями центрального аппарата органов прокуратуры) и главные управления Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам (которые представляют собой разновидность территориальных органов внутренних дел).

Разумеется, такого рода упоминания связаны почти исключительно с информацией о деятельности руководителей соответствующих звеньев государственного административного аппарата (то же самое, к стыду многих СМИ, справедливо и в отношении окружных центров Министерства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).

Между тем окружной уровень организации государственной власти более чем насыщен структурами федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время на окружном уровне существует более трех десятков территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (территориальных управлений некоторых федеральных министерств и целого ряда федеральных служб и федеральных агентств). Практически все они относятся к органам исполнительной власти, имеющим отношение к осуществлению внут-ренних функций государства. Органы, ответственные за осуществление внешних функций, как показывает, к примеру, происходящее на наших глазах совершенствование территориальной структуры Минобороны России или территориальных представительств МИД РФ, как правило, формируют систему своих органов на местах без учета границ федеральных округов.

Общенормативной базой создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на уровне федеральных округов до настоящего времени является принятое более 10 (!) лет назад Постановление Правительства РФ от 12.08.2000 № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». Этот безусловно  устаревший документ, ориентированный на существовавшую до проведения в 2004 году административной реформы систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, совершенно не соответствует сегодняшним реалиям функционирования отечественных властных структур.

Что касается судебной системы, то в данном случае ситуация обстоит еще хуже. В системе судов общей юрисдикции вообще не предусматривается создание судебных органов окружного звена. Рассматриваемый в настоящее время проект Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (29.01.2010 одобрен Государственной Думой в первом чтении постановлением № 3161-5 — Примеч. ред.) также не содержит соответствующих положений. Что касается системы арбитражной юстиции, то границы территориальных юрисдикций созданных в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации» окружных арбитражных судов практически ни в одном случае не совпадают с границами федеральных округов Российской Федерации.

 То же самое касается и окружных военных судов, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации». Между тем, создание на всех уровнях судебной системы окружного звена с совпадающей территориальной юрисдикцией представляется весьма целесообразным — хотя бы с точки зрения унификации судебной практики, а впоследствии — и унификации самой федеральной судебной и в целом — правоохранительной системы (ведь существование окружного уровня организации будет нелишним и в сферах адвокатуры, нотариата и других общественно-государственых и государственно-общественных структур, направленных на защиту прав граждан).

А ведь существуют и независимые федеральные органы государственного контроля (например, Счетная Палата РФ), применительно к которым неоднократно высказывались соображения о необходимости создания структурных подразделений в федеральных округах…

Думается, что вопросы, касающиеся и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, и федеральных судебных органов окружного уровня, и окружных подразделений федеральных органов государственного контроля могут быть осмыслены и решены в рамках разработки концептуальной схемы построения единой, унифицированной системы территориальных органов власти и управления на уровне федеральных округов Российской Федерации.

Разумеется, работа по ее подготовке должна быть тесно увязана с подготовкой основных принципов построения новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти после выборов Президента РФ в 2012 году. Однако по сути своей предлагаемая концептуальная схема должна стать достаточно независимой в структурном и содержательном плане, ориентированной скорее на долгосрочное понимание государственным руководством нашей страны места и роли федеральных округов в системе территориального устройства России.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024