УДК 340.131.3
Страницы в журнале: 29-33
А.В. Червяковский,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России Россия, Омск chervaleksandr@yandex.ru
Порядок официального опубликования законов субъектов Российской Федерации определяется как нормами федерального законодательства, так и региональными нормативными правовыми актами. В региональном законодательстве такие нормы содержатся в конституциях и уставах субъектов Федерации, законах о нормативных правовых актах, специальных законах, регламентирующих порядок официального опубликования региональных законов, в иных региональных актах.
Ключевые слова: официальное опубликование, нормативные правовые акты, субъекты Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации.
Требования к официальному опубликованию законов субъектов Российской Федерации на федеральном уровне устанавливаются Конституцией Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ), Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон № 184-ФЗ), иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Как отмечается в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2005 № 71-О «По запросу Самарского областного суда о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”», «названные конституционные предписания являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты — как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации».
Закон № 184-ФЗ определяет основные параметры порядка официального опубликования нормативных актов субъектов Российской Федерации. Хотя в данном законе и указывается, что такой регламент устанавливается конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, тем не менее, ст. 8 гласит: законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. Также в данной статье содержится требование к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации об обнародовании конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации путем его подписания или издания специального акта, либо отклонении закона в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона. Закон № 184-ФЗ также определяет, что конституция (устав) и законы субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования, а законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина — не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Федеральным законом от 30.09.2013 № 264-ФЗ «О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”» были внесены новеллы в п. 38 ч. 2 ст. 26.3 Закона № 184-ФЗ. С 12 октября 2013 года к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов учреждения не только печатного средства массовой информации, но и сетевого издания для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Стоит отметить, что использование интернет-сайта как источника официального опубликования нормативных правовых актов предусмотрено в ряде субъектов Российской Федерации. Так, Закон Санкт-Петербурга от 16.07.2010 № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга» предусматривает в качестве официального опубликования закона публикацию его полного текста в печатном средстве массовой информации, либо размещение полного текста закона на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru) в Интернете.
Федеральное законодательство предусматривает дополнительные требования к официальному опубликованию нормативных правовых актов субъектов Федерации. Так, специальный срок вступления в силу законов субъектов Российской Федерации предусмотрен в п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации 1998 года, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» на Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Минюст России осуществляет и ведение данного регистра в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации». В Положении о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 № 904) указывается, что федеральный регистр существует в целях обеспечения контроля соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции РФ и федеральным законам, обеспечения конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.
В соответствии с п. 9 Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (утв. приказом Минюста России от 20.08.2013 № 144) в федеральный регистр включаются: номера и даты государственной регистрации правовых актов; реквизиты правовых актов (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок); тексты правовых актов; источники официального опубликования правовых актов; дополнительные сведения. Таким образом, включение закона субъекта Федерации в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации является составным элементом его официального опубликования.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в ч. 1 ст. 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 № 98-З № 199-III «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» указывается: официальным электронным источником опубликования нормативных правовых актов данного субъекта Российской Федерации является федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Тем самым законодатель данного субъекта Российской Федерации приравнял официальное опубликование принимаемых им законов к включению законов субъекта Федерации в федеральный регистр.
В целом следует отметить, что федеральный законодатель достаточно подробно регламентирует порядок опубликования региональных законов, оставляя законодателю субъекта Федерации право определять источники официального опубликования региональных законов, язык, на котором осуществляется официальное опубликование, и иные вопросы, не урегулированные федеральным законодателем.
Субъекты Российской Федерации принимают законы, регламентирующие порядок опубликования региональных законов. При этом региональный законодатель достаточно часто повторяет положения федерального законодательства. В конституциях и уставах субъектов России, также как и в Конституции РФ закрепляется обязательность официального опубликования законов, а также любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Предусматривается обязанность главы региона обнародовать принятые законы субъекта Федерации. Регламентируется обязательность опубликования закона субъекта Федерации, ранее отклоненного главой региона, но повторно одобренного в ранее принятой редакции законодательным органом власти субъекта Федерации.
Однако в основных законах ряда субъектов Федерации имеются положения, которые более подробно регламентируют процесс официального опубликования нормативных правовых актов данных регионов. Так, в ч. 2 ст. 60 Устава Чукотского автономного округа от 28.11.1997 № 26-ОЗ устанавливается: «официальным опубликованием закона автономного округа, иного нормативного правового акта считается публикация его полного текста в официальном печатном органе автономного округа». Ст. 40 Устава Новосибирской области от 18.04.2005 № 282-ОЗ регламентирует порядок обнародования и вступления в силу Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области. В то же время ч. 4 ст. 45 данного документа носит бланкетный характер, предоставляя право Губернатору Новосибирской области устанавливать порядок опубликования и вступления в силу постановлений Правительства Новосибирской области.
Закон Владимирской области от 14.08.2001 № 62-ОЗ «Устав (Основной Закон) Владимирской области» (далее — Закон № 62-О3) устанавливает требования к официальному опубликованию актов Губернатора и администрации области, обязывает Губернатора обнародовать законы. В то же время ст. 18 и 50 Закона № 62-О3, определяющие порядок опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов региона, носят бланкетный характер.
Анализ нормативной базы показывает, что в субъектах Федерации неодинаково решен вопрос о том, в каком законе должны содержаться положения об официальном опубликовании принимаемых законов. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, аналогичные федеральному закону. К таким субъектам следует отнести Республику Тыва (Закон Республики Тыва от 29.12.2001 № 1277 «О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва, иных нормативных правовых актов Республики Тыва»).
В ряде субъектов Российской Федерации приняты отдельные законы о нормативных правовых актах. Такие законы имеются в Республике Алтай (Закон Республики Алтай от 05.03.2008 № 18-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Алтай»); Республике Карелия (Закон Республики Карелия от 24.05.2000 № 410-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия»); Республике Саха (Якутия) (Закон Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З № 199-III «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)»). Законодатели Чукотского автономного округа придали своему закону о нормативных правовых актах статус кодекса (Кодекс о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24.02. 2009 № 25-ОЗ).
В Законе Республики Алтай от 05.03.2008 № 18-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Алтай» официальному опубликованию и вступлению в силу законов посвящено две главы: глава 5 «Обнародование и вступление в силу нормативных правовых актов» и глава 7 «Опубликование нормативных правовых актов».
В Омской области порядок опубликования региональных законов регламентировался областным Законом от 20.10.1994 № 9-ОЗ «О порядке опубликования и вступления в силу областных законов, постановлений Законодательного Собрания Омской области», однако в 2002 году был принят Закон Омской области от 21.11.2002 № 409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области», который отменил вышеуказанный закон № 9-ОЗ.
В Республике Татарстан действуют два закона, регламентирующих порядок опубликования законов данной республики (законы Республики Татарстан от 31.10.2002 № 21-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина» и от 06.08.2003 № 27-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу Законов Республики Татарстан и других актов, принятых Государственным Советом Республики Татарстан и его Президиумом»).
Порядок официального опубликования законов одинаково определен в законах Нижегородской области (от 11.03.2004 № 20-З «О порядке подписания, обнародования и вступления и силу законов Нижегородской области» и от 10.02.2005 № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области»). Поскольку в более позднем нормативном акте содержатся нормы, точно повторяющие положения принятого ранее, В.П. Ларионов и Н.П. Петров предлагают Закон № 20-З признать утратившим силу [1, с. 413].
Стоит отметить, что не во всех законах о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации детально регламентируется порядок официального опубликования законов. Закон Республики Марий Эл от 06.03.2008 № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» содержит главу 5 «Принятие нормативных правовых актов Республики Марий Эл, их опубликование и вступление в силу», состоящую из одной статьи, носящей бланкетный характер: «Порядок принятия нормативных правовых актов Республики Марий Эл, их опубликования и вступления в силу устанавливается федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Республики Марий Эл».
В субъектах Российской Федерации может существовать региональный закон о нормативных правовых актах, тем не менее помимо него нередко принимается и специальный документ, регламентирующий порядок официального опубликования региональных законов. Закон Республики Башкортостан от 12.08.1996 № 42-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» хотя и содержит главу V «Опубликование законов и иных нормативных правовых актов», тем не менее порядок, сроки официального опубликования законов данного субъекта Федерации устанавливаются еще и Законом Республики Башкортостан от 11.05.1995 № 1-з «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан».
К нормативным актам, определяющим порядок официального опубликования региональных законов, следует отнести и ряд региональных законов, хотя прямо и не посвященных законотворческому процессу, но тем не менее закрепляющих положения, связанные с порядком официального опубликования законов. К таким документам следует отнести законы субъектов Российской Федерации о языках. В субъектах Российской Федерации, в которых наряду с русским языком государственными языками являются и языки народов, проживающих на территории данных регионов, официальное опубликование законов предусматривается как на русском, так и на других государственных языках. Статья 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 14.06.1996 № 104-XXII «О языках народов Карачаево-Черкесской Республики» признает государственными языками в данном субъекте Федерации абазинский, карачаевский, ногайский, русский и черкесский. В соответствии со ст. 11 данного закона тексты законов Карачаево-Черкесской Республики и других правовых актов, принятых органами государственной власти республики, публикуются на государственных языках Карачаево-Черкесской Республики. Закон Республики Хакасия от 20.10.1992 № 11 «О языках народов Республики Хакасия» предусматривает, что законы наряду с официальным опубликованием на государственном языке Российской Федерации могут официально публиковаться на хакасском языке. Возможность публикации на карельском, вепсском и финском языках предусмотрена Законом Республики Карелия от 19.03.2004 № 759-ЗРК «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия».
Возможность официальной публикации закона не только на русском языке, но и на других языках народов, проживающих на территории региона, предусмотрена не только в нормативных правовых актах республик, но и в актах других субъектов Российской Федерации. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2010 № 48-ЗАО «О родных языках коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» предусматривает, что органы государственной власти автономного округа в целях повышения правовой грамотности коренных малочисленных народов Севера осуществляют организацию перевода законов автономного округа и иных нормативных правовых актов автономного округа в области гарантий прав коренных малочисленных народов Севера на родные языки и их опубликование.
На уровне субъектов Российской Федерации порядок опубликования региональных законов регламентируется и подзаконными нормативными актами. Так, Указом Президента Удмуртской Республики от 15.02.2013 № 21 «О Порядке размещения (опубликования) правовых актов Удмуртской Республики на Официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики» установлен порядок официального опубликования (обнародования) правовых актов Удмуртской Республики, в том числе и законов республики путем их размещения (опубликования) на Официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в Интернете (www.udmurt.ru).
Таким образом, порядок официального опубликования законов субъектов Российской Федерации определяется как федеральным законодательством, так и законодательными актами субъектов Федерации. Нормы федерального законодательства, содержащиеся не только в законах, но и в подзаконных актах, определяют основные параметры официального опубликования региональных законов. В субъектах Российской Федерации имеются отличия относительно источников права, в которых закрепляются положения, определяющие порядок официального опубликования региональных законов. Такие нормы могут содержаться в основных законах субъектов (конституциях и уставах), законах о нормативных правовых актах, законах, регламентирующих порядок официального опубликования региональных законов, в законах субъектов Федерации о языках, а также в региональных подзаконных нормативных актах.
Список литературы
1. Ларионов В.П., Петров Н.П. Юридические конструкции законодательной процедуры Нижегородской области // Юридическая техника: ежегодник. 2013. № 7 (ч. 2).