Статья

О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Н.Н. ХАРИТОНОВ, аспирант кафедры гражданского права юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета Рассматриваются правовые основы передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности; анализируется эффективность действующего законодательства.

УДК 347.23:347.471.7

Страницы в журнале: 48-51 

 

Н.Н. ХАРИТОНОВ,

аспирант кафедры гражданского права юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета

 

Рассматриваются правовые основы передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности; анализируется эффективность действующего законодательства.

Ключевые слова: религиозные организации, имущество, государство.

 

About transfer to the religious organizations of property of the religious appointment which is in the state or the municipal property

 

Kharitonov N.

 

Legal bases of transfer to the religious organizations of property of the religious appointment which is in the state or municipal property are considered; efficiency of the current legislation is analyzed.

Keywords: religious organizations, property, state.

 

Законодательство о религиозных объединениях с момента принятия Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон о свободе совести) развивалось по пути осмысления вопросов реализации прав на свободу совести, что отразилось в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, актах Правительства РФ. Законодательство продолжает пополняться актами, связанными с развитием правоотношений, где проявляются особенности правового положения религиозных объединений. Важнейшие в их числе: федеральные законы от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ТК РФ, ЗК РФ, НК РФ.

В 2007 году Правительством РФ была утверждена концепция федерального закона о передаче в собственность религиозных организаций государственного и муниципального имущества религиозного назначения[1].

30 ноября 2010 г. принят Федеральный закон № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее — Закон № 327-ФЗ).

Закон № 327-ФЗ вызвал бурную дискуссию в обществе, между тем до 21 апреля 2011 г. действовало постановление Правительства РФ от 30.06.2001 № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», которое предусматривало безвозмездную передачу в собственность имущества религиозным организациям для использования его в функциональных целях (это положение содержалось также в п. 3 ст. 21 и п. 2 ст. 22 Закона о свободе совести).

Статья 2 Федерального закона от 30.11.2010 № 328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности”» (далее — Закон № 328-ФЗ) внесла коррективы в Закон о свободе совести:

«1) в пункте 3 статьи 21 слова “Передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях” заменить словами “Передача в установленном порядке в собственность религиозным организациям”;

2) в пункте 2 статьи 22 слова “Передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению” заменить словами “Передача в установленном порядке в пользование религиозным организациям”».

Закон № 328-ФЗ изменил функциональные цели использования имущества на любые другие, предусмотренные уставом религиозной организации. В этой связи сфера применения передаваемого религиозным организациям имущества значительно расширилась: теперь религиозные организации могут использовать имущество в том числе в коммерческих целях.

В соответствии с Законом № 327-ФЗ религиозной организации необходимо подать заявление и пакет документов в уполномоченный орган (федеральный, субъекта Российской Федерации или муниципальный), который с учетом конфессиональной принадлежности имущества и законодательно закрепленных критериев  определит возможность передачи соответствующего имущества в собственность либо безвозмездное пользование (в зависимости от желания) религиозной организации.

Законодателем установлены особенности передачи религиозным организациям отдельных видов государственного или муниципального имущества религиозного назначения и иного связанного с ним имущества.

К такому имуществу отнесены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации религиозного назначения. При передаче объекта предусмотрено оформление специального документа, закрепляющего обязательства собственника или пользователя по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению, а также требования к условиям доступа к нему граждан.

Также Законом № 327-ФЗ установлено, что земельный участок, на котором расположено имущество религиозного назначения, передается религиозной организации в собственность бесплатно или на праве безвозмездного срочного пользования.

В случае если такое имущество уже употребляется государственными (муниципальными) учреждениями или государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, уполномоченный орган разрабатывает план перевода указанных организаций в иные помещения, а освободившиеся площади передает религиозной организации. Причем имущество может быть не связанным с культовыми потребностями религиозной организации, но исторически принадлежащим к одному с ним комплексу, что также влечет за собой обязанность уполномоченного органа передать соответствующее имущество.

Одним из пробелов Закона № 327-ФЗ можно считать отсутствие упоминания казенных предприятий, использующих имущество религиозного характера. Данный недостаток в федеральном законодательстве успешно устраняется на уровне законодательства субъектов Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Москвы от 16.06.2011 № 266-ПП «Об утверждении Порядка формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям государственного имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным унитарным предприятиям, государственным учреждениям, казенным предприятиям, а также объектов жилищного фонда, находящихся в пользовании физических лиц, передача которого невозможна без проведения мероприятий по высвобождению данного имущества» действие порядка передачи имущества религиозным организациям распространено на казенные предприятия.

С принятием Закона № 327-ФЗ стала возможна и передача жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда религиозным организациям.

Предоставление помещений, занимаемых гражданами по договорам социального найма, религиозным организациям осуществляется уполномоченным органом после наделения граждан другими жилыми помещениями.

Между тем, если с гражданами, проживающими по договорам социального найма, все примерно ясно, то как быть с теми, кто приватизировал свои жилые помещения? Помещения, являющиеся имуществом, необходимым религиозным организациям для осуществления своей деятельности, в соответствии с ЖК РФ могут быть изъяты у собственника в единственном случае — для государственных нужд (ст. 32 ЖК РФ).

Статьей 32 ЖК РФ предусматривается специальная процедура, заключающаяся в обязательном годичном предупреждении собственника об изъятии такого имущества либо о немедленном выкупе имущества в случае согласия собственника.

Между тем, строго говоря, передача имущества религиозного характера соответствующим организациям государственными нуждами не является. В этой связи возникает вопрос: что же будет с собственниками жилых помещений? Видимо, религиозным организациям предоставят возможность самим разрешать с гражданами возникающие затруднения.

Важной является ст. 11 Закона № 327-ФЗ, которая утверждает:

«Уполномоченный орган обязан разместить на своем официальном сайте в сети Интернет:

1) принятое к рассмотрению заявление религиозной организации в недельный срок со дня принятия этого заявления к рассмотрению;

2) решение о передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения, решение о подготовке предложений о включении государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, решение об отказе в передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации в недельный срок со дня принятия соответствующего решения;

3) решение комиссии, созданной в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, и, если имеется, особое мнение членов данной комиссии, не согласных с таким решением, в недельный срок со дня поступления такого решения в уполномоченный орган».

Заинтересованные лица смогут в режиме реального времени отслеживать движение документов и оперативно обжаловать принятые решения. Это является, несомненно, достижением Закона № 327-ФЗ.

Пунктом 3 ст. 11 Закона № 327-ФЗ предусмотрено наличие решения комиссии, созданной для урегулирования разногласий и обжалования решений, действий (бездействия) уполномоченного органа. Такие комиссии в соответствии со ст. 9 Закона № 327-ФЗ создаются Правительством РФ, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления, т. е. комиссии будут создаваться уполномоченным органом (за исключением Правительства РФ), решения которого заинтересованные лица должны будут обжаловать.

Также важным является ч. 2 ст. 12 Закона № 327-ФЗ, которая предусматривает: «Государственное или муниципальное имущество религиозного назначения, которое на день вступления в силу настоящего Федерального закона передано в установленном порядке в аренду третьему лицу, подлежит передаче в безвозмездное пользование религиозной организации после прекращения действия заключенного в отношении такого имущества договора аренды».

В заключение хотелось бы отметить: современное состояние общества обязывает государство поддерживать религиозные организации, и в первую очередь Русскую православную церковь как носителя культурного кода русской цивилизации. Между тем, по нашему мнению, обществу необходим баланс между крайностями национализации и реституции, и будем надеяться, что правоприменительная практика Закона № 327-ФЗ выявит все проблемы и позволит скорректировать действующие нормы федерального законодательства.

 

Библиография

 

1 В настоящее время в России действует 208 мужских и 235 женских православных монастырей, 12 665 православных приходов и 4696 воскресных школ. В пользовании Римско-католической церкви находится 220 приходов, правда, треть из них не имеют своих храмовых зданий. В России действует более 4 тыс. мечетей и около 70 синагог. Площадь церковных сооружений варьируется от 5 тыс. до 50 тыс. кв. м, земельные участки — от 0,3 до 10 га (цена 1 га земли в Москве составляет 6—7 млн долл.). По данным правительственной комиссии по делам религиозных организаций, церковь не проводила системную инвентаризацию своего имущества. Его оценкой только предстоит заняться Росимуществу (см.: Миронов С.М. Актуальные вопросы развития государственно-конфессиональных отношении // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 10. С. 3—7).

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Рассматриваются основания действия административного принуждения. Этот вопрос важен с точки зрения применения различных мер административного воздействия предопределятся соблюдением требований законности
Добавлено: 06.10.2024
Пристальное внимание к процедуре медиации делает этот институт привлекательным для исследователей. В теории и практике он рассматривается как основа достижения согласия и примирения в конфликтных ситуациях. Восприятие его как приоритетного, для указанных целей, предполагает необходимым исследовать возможности его популяризации и обобщить существующий опыт достижения таких задач.
Добавлено: 31.08.2024
В статье раскрываются актуальные аспекты правового регулирования аренды недвижимого имущества в части, касающейся исполнения обязательств сторон арендного правоотношения.
Добавлено: 31.08.2024
Современное закрепление в демократических странах мира на конституционном (государственном) уровне принципа равноправия личности связано как с многовековой историей его формирования, так и с динамичным развитием человеческой цивилизации, расширением круга ее субъектов, изменением их социального и правового статуса, непосредственной трансформацией содержания самого принципа
Добавлено: 05.07.2024
Цель данного исследования — выявление перспектив и стратегических направлений развития институтов гражданского общества в России. Применялись аналитический и другие методы исследования. С учетом взглядов современных ученых сформулировано актуальное определение понятия «гражданское общество».
Добавлено: 06.04.2024