УДК 342.519
Страницы в журнале: 26-28
В.А. ЦЫМБАЛ,
соискатель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России
В статье анализируются точки зрения относительно понятия «общественная безопасность», выделяются его наиболее сущностные, значимые характеристики, определены угрозы общественной безопасности, сформулировано авторское определение рассматриваемого понятия.
Ключевые слова: национальная безопасность, общественная безопасность, угрозы общественной безопасности.
About approaches to determine of the maintenance of public security
Cimbal V.
The article is devoted to critical analysis of the points of view concerning concept «public safety» and its most intrinsic characteristics, consider threats of public security, formulate author’s definition of considered concept.
Keywords: national security, public security, threats of public security.
В системе основных общегосударственных мер защиты жизни и здоровья, прав и свобод граждан, законных интересов предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений особое место отводится общественной безопасности как одной из важнейших составляющих всей системы национальной безопасности. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (далее — Стратегия), отмечается, что основными приоритетами национальной безопасности являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Как отмечает С.И. Гирько в научном докладе по актуальным проблемам нейтрализации внутренних угроз национальной безопасности к заседанию секции научного совета при Совете безопасности РФ, общественная безопасность — это исключительно важная теоретическая и практическая проблема, от решения которой напрямую зависит определение стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению национальной безопасности в России. В указанном докладе подчеркивается: значимость сферы общественной безопасности обусловлена тем, что в ней, по существу, фокусируется вся сложность процессов, происходящих в стране. Можно с уверенностью утверждать, что обеспечение общественной безопасности является в определенном смысле и условием, и целью реформирования страны[1].
Несмотря на многочисленные упоминания категории «общественная безопасность» в российском законодательстве, до сих пор отсутствует ее законодательное представление. Даже в Стратегии, где есть раздел «Государственная и общественная безопасность», определение данного термина не приводится, хотя по смыслу раздела можно судить о его содержании.
Нет единого мнения о содержании понятия «общественная безопасность» и среди ученых. Анализ имеющихся точек зрения по этому поводу позволяет выявить несколько основных подходов.
Первый подход основан на широком понимании общественной безопасности. В широком смысле общество представляется совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, а в узком — исторически конкретным типом социальной системы, определенной формой социальных отношений[2]. Именно поэтому общественная безопасность включает в себя безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз во всех сферах жизнедеятельности, т. е. фактически отождествляется с национальной безопасностью.
С точки зрения этимологии такое понимание, как отмечают авторы монографии «Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации», может иметь право на существование. Однако для использования в правотворческой и практической деятельности, по их мнению, целесообразнее ограничить содержание понятия общественной безопасности лишь сферой защищенности населения страны от преступных посягательств на права граждан и их объединений, а также от угроз техногенного и природного характера[3].
Такое понимание общественной безопасности характеризует сущность второго подхода, который связывает ее с системой общественных отношений, подверженных угрозам со стороны источников повышенной опасности. При таком подходе общественная безопасность отождествляется с безопасностью населения страны. Источники угроз в этом случае могут иметь как социальный, так и природный характер.
Третий подход связывает общественную безопасность с защищенностью общества от угроз преимущественно природного и техногенного характера. Так, Л.Л. Попов трактует общественную безопасность как «систему общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо по другим чрезвычайным обстоятельствам социального или техногенного характера»[4].
По мнению И.Б. Кардашовой, с которым можно согласиться, подобные определения сужают сферу общественной безопасности, так как не все общественные отношения в сфере безопасности сводятся лишь к возникающим в связи с обеспечением безопасности при стихийных бедствиях, эпидемиях и эпизоотиях, а также при использовании предметов и материалов, являющихся источниками повышенной опасности[5].
Несколько особняком стоит четвертый подход, закрепленный положениями главы 24 «Преступления против общественной безопасности»УК РФ. По сути, он близок ко второму подходу, но со значительно суженным составом объектов безопасности, причем непонятен выбор этих объектов. Если исходить из определения общественной безопасности как объекта преступлений, означенных в главе 24 УК РФ, которое приводится в некоторых учебниках по уголовному праву[6], к группе преступлений против общественной безопасности следовало бы отнести и преступления против личности, и экологические преступления, и преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, и целый ряд других преступлений. Однако названные виды преступлений в УК РФ разнесены по разным главам, в силу чего общий объект преступлений главы 24 УК РФ остается без определения. Такая юридическая неопределенность в использовании термина «общественная безопасность» может, по нашему мнению, нанести вред самому состоянию общественной безопасности.
Стратегия относит к общественной безопасности защиту основных прав и свобод человека и гражданина, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.
Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере общественной безопасности Стратегия, в частности, называет деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленную на уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества; устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистскую деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленную на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанную с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией.
При перечислении источников угроз национальной безопасности термин «общественная безопасность» в Стратегии употребляется в двух смыслах — широком и узком, что, на наш взгляд, недопустимо в рамках одного документа.
В настоящее время на государственном политическом уровне и в научной сфере в целом уже осознана система угроз общественной безопасности, на основе чего и предлагаются меры противодействия этим угрозам. Если обобщить имеющиеся в данной области представления, то в качестве приоритетов обеспечения общественной безопасности Российской Федерации можно назвать:
— обеспечение прав, свобод и законных интересов российских граждан, включая обеспечение достойного уровня их жизни;
— охрану всех форм собственности и обеспечение условий для создания в России социально ориентированной рыночной экономики;
— обеспечение в России условий гражданского мира, достижение внутриполитической стабильности; нейтрализацию причин и условий, способствующих межнациональным и иным социальным конфликтам;
— снижение темпов роста преступности, сдерживание ее на социально приемлемом уровне; нейтрализацию и устранение факторов, порождающих преступность либо способствующих ее росту; укрепление правопорядка и формирование правовой культуры;
— создание эффективной системы прогнозирования, предупреждения, реагирования на чрезвычайные ситуации и ликвидацию их последствий;
— сдерживание миграционных потоков на безопасном уровне;
— создание условий, исключающих нанесение ущерба российской культуре, гарантирующих охрану и сбережение национальных культурных ценностей;
— сохранение и развитие системы образования и науки;
— нейтрализацию факторов, способствующих нанесению ущерба экосфере, обеспечение ее сохранности и улучшения качества;
— обеспечение реальной заботы о здоровье граждан, включая здоровье будущих поколений; восстановление эффективной социально доступной системы здравоохранения;
— создание эффективной системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решение перечисленных задач возможно на основе использования совокупности экономических, политических, правовых, организационных и иных мер по выявлению и предупреждению угроз общественной безопасности; адекватной реакции на возникающие угрозы; ликвидации последствий проявления угроз общественной безопасности.
Исследование содержания понятия «общественная безопасность», проведенное на основе положений нормативных правовых актов и иных документов, а также научной литературы, позволяет выделить основные признаки, характеризующие общественную безопасность, а именно:
— общественная безопасность — это защищенное с помощью экономических, политических, военных, правовых и иных средств состояние общественных отношений;
— общими объектами общественной безопасности являются личность, общество и государство;
— частными объектами общественной безопасности являются общественный порядок, экологическая безопасность, здоровье населения и общественная нравственность;
— источники угроз общественной безопасности — преступные и иные противоправные деяния, нарушения правил пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явления негативного природного и техногенного характера и другие особые обстоятельства.
Исходя из перечисленных признаков, можно сформулировать определение общественной безопасности.
Общественная безопасность — это состояние общественных отношений, характеризующееся защищенностью личности, общества и государства от социальных, природных и техногенных угроз общественному порядку, экологической безопасности, здоровью населения и общественной нравственности.
Из определения видно, что общественная безопасность отличается от безопасности общества, понимаемой как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле безопасность общества тождественна безопасности страны, в узком — безопасности гражданского общества. Именно в последнем смысле, как представляется, следует понимать безопасность общества в триаде «безопасность личности, общества и государства».
Если исходить из изложенного выше понимания общественной безопасности, то становится очевидным, что безопасность личности входит в содержание общественной безопасности. Однако следует подчеркнуть, что речь идет о личности как о члене общества. Если же посягательства на безопасность личности имеют своей целью подрыв основ существования страны (например, терроризм), то в этом случае безопасность личности является составной частью государственной безопасности[7].
По нашему мнению, понятие общественной безопасности нуждается в законодательном закреплении в качестве методологической основы для решения правовых, организационных, правоприменительных и иных проблем на различных направлениях обеспечения защиты личности, общества и государства. Это позволит каждому государственному органу, институтам гражданского общества, исходя из их компетенции и сферы профессиональных интересов, найти и обозначить свое участие в обеспечении общественной безопасности в Российской Федерации.
Библиография
1 См.: Гирько С.И. Об особенностях концептуальных подходов к созданию теории общественной безопасности и стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации: актуальные проблемы и основные гипотезы. — М., 2009. С. 6,8.
2 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2005. С. 44.
3 См.: Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. — М., 2004. С. 19. См. также: Кондратов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. — М., 1998. С. 80.
4 Административное право: Учеб. / Под общ. ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М., 2001. С. 689.
5 См.: Кардашова И.Б. Общественная безопасность в системе национальной безопасности // Научный портал МВД России. 2008. № 4. С. 87—88.
6 См., например: Уголовное право. Общая и Особенная части: Учеб. для вузов / Под ред. Н.Г. Кадникова. — М., 2006. С. 598.
7 См.: Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. — М., 2004. С. 19—20.