Статья

О правовой регламентации государственной, коммерческой и служебной тайны в законодательстве Российской Федерации [1]

О.И. ЧЕБОТАРЕВА, ведущий специалист Департамента социального и гражданского законодательства Минюста России Согласно ст. 2 Федерального закона от 04.07.96 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (в ред. от 29.06.2004 г.) информационная сфера (среда) есть сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации. Как сфера правового регулирования она представляет собой совокупность: 1) субъектов прав, осуществляющих информационную деятельность, 2) объектов прав, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, а также социальных отношений, которые регулируются или должны регулироваться правом. Основной объект правоотношений в информационной сфере — информация.

О.И. ЧЕБОТАРЕВА,

ведущий специалист Департамента социального и гражданского законодательства Минюста России

 

Согласно ст. 2 Федерального закона от 04.07.96 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (в ред. от 29.06.2004 г.) информационная сфера (среда) есть сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации. Как сфера правового регулирования она представляет собой совокупность: 1) субъектов прав, осуществляющих информационную деятельность, 2) объектов прав, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, а также социальных отношений, которые регулируются или должны регулироваться правом. Основной объект правоотношений в информационной сфере — информация.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 20.02.95 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10.01.2003 г.) информацией являются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Статьей 71 Конституции РФ установлено, что информация и гражданское законодательство находятся в ведении Российской Федерации. В свою очередь ст. 128 Гражданского кодекса РФ относит информацию к одному из видов объектов гражданских прав.

В узком смысле под государственной тайной законодатель подразумевает защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ от 21.07.93 г. № 5485-1 «О государственной тайне» в ред. от 29.06.2004 г.; далее — Закон о гостайне). Вместе с тем в соответствии со ст. 10 Закона о гостайне должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне2. В то же время Закон о гостайне подчеркивает, что засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти. Предусмотрена и ответственность собственников за отказ от представления к засекречиванию соответствующей информации. По существу, в предусмотренных Законом о гостайне случаях к государственной тайне может быть отнесена любая разновидность конфиденциальной информации, независимо от того, кто является ее обладателем.

Интерес государства к информации, составляющей государственную тайну, проявляется в той подробной правовой регламентации, которой регулируется ее охрана. В широком смысле под государственной тайной и способом обеспечения ее сохранности можно понимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с защитой государственной тайны, и ограничение доступа к информации, отнесенной к государственной тайне. Эти ограничения налагаются именно к конкретной информации, которая не должна быть открытой и общедоступной. Среди законодательных актов, призванных обеспечивать сохранность государственной тайны, необходимо выделить Закон РФ от 05.03.92 г. № 2446-1 «О безопасности» (в ред. от 25.07.2002 г.), нормы которого обеспечивают безопасность личности, общества и государства, определяют систему безопасности и ее функции, устанавливают порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности.

Законодательные акты, регулирующие вопросы охраны государственной тайны, позволяют выделить ее основные признаки:

· особые основания отнесения сведений к государственной тайне;

· особый порядок отнесения сведений к государственной тайне;

· особый порядок ознакомления и допуска к государственной тайне;

· особый порядок охраны государственной тайны и ответственности за ее разглашение.

Указанные признаки характеризуют государственную тайну как разновидность сведений, охрана которых осуществляется непосредственно государством в лице его уполномоченных органов.

Понятие и признаки государственной тайны показывают, что обеспечение информационной безопасности государства, включающее защиту его информационных ресурсов, предполагает сохранение института государственной тайны. Это позволяет государству проводить независимую политику и защищать свои национальные интересы.

Что касается института служебной тайны, то в отечественном праве он является одним из наименее разработанных. Прежде всего необходимо рассмотреть легитимность и целесообразность самого его существования. В прямой постановке он декларируется в ст. 139 ГК РФ, п. 1 которой устанавливает, что информация составляет служебную или коммерческую тайну только в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Из норм указанной статьи следует, что законодатель напрямую увязал понятие служебной тайны с действительной или потенциальной коммерческой ценностью информации. При такой постановке вопроса необходимо в рамках практически одного гражданско-правового института разграничить служебную и коммерческую тайну.

Широкий смысл определения института служебной тайны, которое дается в ГК РФ, наводит на мысль о том, что под служебной тайной может пониматься любая конфиденциальная информация. Предлагается определить служебную тайну как родовое понятие, объединяющее разновидности конфиденциальной информации, относящейся не только к деятельности органов государственной власти, но и к деятельности отдельных хозяйствующих субъектов. В некоторых случаях режим служебной тайны мог бы обеспечить конфиденциальность любой охраняемой законом информации, кроме сведений, составляющих государственную тайну.

Сегодня информационные отношения, связанные с оборотом конфиденциальной информации, в основном строятся в сфере исполнения соответствующих договорных обязательств. Это может быть и трудовая деятельность в рамках трудового договора (контракта), и деятельность на основании гражданско-правового договора. Установленное в ст. 139 ГК РФ понятие служебной тайны предполагает наличие неограниченного круга организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, которые могут применять институт служебной тайны в своей деятельности. Теоретически можно выделить, например, такие составляющие служебной тайны:

· медицинская;

· адвокатская;

· нотариальная;

· тайна связи.

Законодательство и иные правовые акты России позволяют определенным должностным лицам федеральных органов исполнительной власти получать конфиденциальную информацию от организации любой организационно-правовой формы. Например, согласно ст. 13 Федерального закона от 12.08.95 г.

№ 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 29.06.2004 г.) право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации предоставляется оперативным подразделениям органов внутренних дел страны, органам федеральной службы безопасности и др. С учетом прав, предоставленных ст. 15 данного Закона, возможности получения должностными лицами таких органов различной охраняемой законом информации следует признать весьма обширными.

Поэтому термин «служебная» в наибольшей степени соответствует задаче сохранения любой конфиденциальной информации, полученной от ее обладателя именно в рамках служебной тайны.

Потребность в установлении мер правовой охраны сведений коммерческого характера привела к появлению в российском законодательстве категории «коммерческая тайна», определение которой сформулировано в ст. 139 ГК РФ. Законодатель рассматривает этот правовой институт как особый вид более широкого объекта гражданских прав — информации.

С появлением категории коммерческой тайны указанные сведения получили правовой режим объекта права собственности, охраняемого действующим законодательством. Исходя из положений ст. 139 ГК РФ, под статус коммерческой тайны можно подвести любую конфиденциальную информацию. К коммерческой тайне относятся сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

Вместе с тем институт коммерческой тайны можно рассматривать как родовое понятие по отношению, в частности, к следующим разновидностям конфиденциальной информации:

· предпринимательская и промышленная тайна;

· тайна изобретения, полезной модели, промышленного образца;

· тайна пенсионного счета и тайна выплаты негосударственной пенсии;

· тайна страхования.

Существуют три основных требования к информации для признания ее коммерческой тайной:

1) действительная или потенциальная ценность информации в силу неизвестности ее третьим лицам;

2) запрет свободного доступа к информации;

3) принятие обладателем мер к охране ее конфиденциальности.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов лишает информацию статуса коммерческой тайны.

Коммерческая тайна представляет собой определенную совокупность сведений, знаний о чем-либо, являясь, таким образом, видом информационных ресурсов. Информация как таковая по своей сути нематериальна, хотя ее хранение и распространение осуществляются чаще всего с помощью материальных носителей. В этом смысле она ничем не отличается от объектов интеллектуальной собственности, которые сами по себе могут рассматриваться в качестве информационных ресурсов.

В настоящее время не существует единого нормативного акта, который регулировал бы вопросы охраны конфиденциальной информации органами государственной власти и хозяйствующими субъектами, если она получена ими в порядке, предусмотренном законом либо иным правовым актом. Это вызывает определенные трудности в сохранении конфиденциальности такой информации, допускает возможность неравномерного использования информации и, как следствие, — причинение убытков ее обладателям. Целесообразно ввести единое для всех правило применения режима служебной тайны для сохранения любой иной конфиденциальной информации.

Как уже отмечалось выше, коммерческая тайна в определенных случаях при применении соответствующего законодательства может стать государственной или служебной, обеспечивая функционирование государства. Органы государственной власти ныне реализуют свои правомочия по управлению государством и обществом во многом за счет того, что аккумулируют и используют информацию, полученную от различных источников, в особенности от субъектов предпринимательской деятельности. Отсюда возникает резонный вопрос: каковы механизмы ограничения доступа в органах государственной власти и органах местного самоуправления к сведениям, которые у представивших их субъектов защищаются в режиме, скажем, коммерческой тайны?

Можно утверждать, что в настоящее время такие механизмы в отечественной правовой системе отсутствуют. Защита указанной информации посредством института государственной тайны невозможна по определению, так как государственная тайна содержит строго ограниченный законом круг сведений. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что роль государства в регулировании отношений, касающихся государственной, служебной и коммерческой тайны, является основной при издании соответствующих нормативных правовых актов, при изменении и отмене устаревших норм, но лишь в качестве регулятора, а не диктатора.

Существенной новеллой ГК РФ является введение имущественной ответственности лица перед своим работодателем за разглашение служебной или коммерческой тайны, что предполагает необходимость включения соответствующих условий в трудовое соглашение. До принятия ГК РФ нормы гражданского права об имущественной ответственности

(п. 2 ст. 139) не могли применяться в аналогичных случаях, поскольку работник, разгласивший информацию и причинивший тем самым ущерб работодателю, был связан с ним трудовыми отношениями, которые подпадали под действие норм трудового права. Вместе с тем санкции за нарушение служебной тайны устанавливаются также нормами законов о соответствующих видах деятельности.

Необходимым условием применения института государственной, служебной и коммерческой тайны является возможность ее защиты как посредством соответствующих нормативных правовых актов, так и путем создания системы защиты информации в каждом органе и организации, реализуя право издавать акты локального характера. Например:

· в административной сфере (о структуре организации; о руководителях подразделений организации; о методике отбора и подготовки персонала организации и т.д.);

· в сфере производства (о новых технических проектах; о результатах проведенных испытаний; об оборудовании и т.д.);

· в банковской сфере (о размерах и условиях банковских кредитов; об источниках финансирования организации и т.д.).

Следующим шагом в организации защиты конфиденциальной информации представляется принятие мер по ограничению доступа к ней, например, посредством введения конфиденциальности делопроизводства и издания соответствующих инструкций.

Нужно также отметить необходимость введения личной ответственности работников за защиту конфиденциальной информации на всех этапах работы.

Число мер защиты государственной, служебной и коммерческой тайны как конфиденциальной информации негосударственным способом регулирования бесконечно — в том смысле, что оно прямо пропорционально количеству хозяйствующих субъектов, которые самостоятельны в выборе способов осуществления защиты необходимой информации.

 

Библиография

1 В статье сделана попытка определить место и роль государственной, служебной и коммерческой тайны в информационной системе, регулируемой гражданским законодательством России.

2 См. Указ Президента РФ от 24.01.98 г. № 61.

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Рассматриваются вопросы о применении негаторно-правовой защиты в спорах о признании недействительными результатов кадастровых работ и установления местоположения границ земельных участков
Добавлено: 03.11.2024
Рецензия посвящена монографическому исследованию видного азербайджанского ученого и известного общественного деятеля, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Азербайджанской Республики, иностранного члена Российской академии наук Ильгама Мамедгасан оглы Рагимова...
Добавлено: 03.11.2024
В статье подробно анализируются последние прогрессивные изменения в уголовном законодательстве Китая. В качестве объекта анализа взяты последние поправки к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики: поправка (XI) и поправка (XII).
Добавлено: 03.11.2024
В статье исследуется дискуссионный в теории и судебной практике вопрос о целях допроса в судебном следствии эксперта, давшего заключение в досудебном производстве
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются некоторые аспекты обеспечения правового положения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Добавлено: 03.11.2024