К.Г. ТОКАРЕВА,
ассистент кафедры гражданского права и процесса Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань)
Сторонами договора ренты выступают получатель ренты и ее плательщик. Получатель ренты (рентный кредитор) — лицо, передающее свое имущество в собственность другому лицу с целью получения от последнего в течение длительного промежутка времени дохода (ренты). Плательщик ренты (рентный должник) — лицо, обязанное в обмен на полученное в собственность имущество выплачивать передавшему его лицу в течение длительного промежутка времени доход (ренту)[1].
Получателями постоянной ренты могут выступать любые граждане, как те, которые передали имущество под выплату ренты, так и те, которые были указаны в качестве получателей ренты гражданами, передавшими свое имущество под ее выплату. В последнем случае договор ренты превращается в договор в пользу третьего лица, который после выражения указанным лицом намерения воспользоваться своим правом по договору не может быть расторгнут или изменен без его согласия. Получение ренты гражданами не ставится в зависимость от состояния их здоровья, возраста, трудоспособности и т. д.
Наряду с гражданами получателями постоянной ренты могут быть некоммерческие организации, если это не противоречит закону и целям их деятельности. Последнее ограничение связано с тем, что правоспособность некоммерческих организаций — специальная, что означает возможность иметь такие гражданские права и исполнять такие обязанности, которые соответствуют целям их деятельности, предусмотренным в их учредительных документах (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Основополагающее значение имеют цели деятельности некоммерческих организаций, а равно специальные цели, определенные Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для каждого из выделенных в нем видов организаций.
Некоммерческие организации, созданные на определенный срок или существующие до момента достижения определенных целей, закрепленных в учредительных документах, не могут быть получателями постоянной ренты, так как не вправе вступать в бессрочные отношения, а бессрочность — один из главных признаков постоянной ренты. Такие некоммерческие организации, как учреждения, финансируемые и созданные собственником для осуществления управленческой деятельности, не могут быть получателями постоянной ренты, потому что закон (п. 1 ст. 289 ГК РФ) запрещает им отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных по смете. Но те же учреждения могут быть получателями постоянной ренты в случаях, когда будут отчуждать под ее выплату имущество, приобретенное за счет разрешенной им приносящей доход деятельности и которым они вправе самостоятельно распоряжаться (п. 2 ст. 298 ГК РФ).
Целям договора ренты больше всего соответствует деятельность некоммерческих фондов, преследующих социальные, благотворительные, культурные, образовательные, иные общественно-полезные цели, в частности защита прав и законных интересов граждан.
Получателями постоянной ренты не могут выступать коммерческие организации, поскольку основной целью их деятельности является извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ), которую они должны получать от предпринимательской деятельности (продажи товаров и т. д.), а не от передачи другим лицам в собственность имущества под выплату ренты. Этот запрет объясняется тем, что их деятельность — предпринимательская, неразрывно связанная с оборотом имущества, она несовместима с положением рантье, «живущего на доход, в создание которого он не вовлечен»[2].
Субъектный состав получателей постоянной ренты может меняться, так как суть договора ренты — неограниченность обязанности по ее выплате каким-либо сроком — предполагает, что право на получение ренты может передаваться по наследству, а если ее получателем является некоммерческая организация — переходить в порядке правопреемства к вновь образуемому юридическому лицу. Право на получение постоянной ренты не может переходить по наследству в порядке правопреемства государству и коммерческим организациям, так как в соответствии со ст. 589 ГК РФ только граждане и некоммерческие организации могут быть получателями постоянной ренты. Однако неурегулированным остается вопрос о том, к кому перейдет право на получение постоянной ренты при отсутствии у рентополучателя наследников либо их отказе от принятия наследства.
Законом допускается передача права на получение ренты другим лицам путем уступки требования, хотя договором может быть наложен запрет на это либо предусмотрена необходимость согласования данного вопроса с плательщиком ренты. По смыслу закона получатель ренты не может переуступить свои права по договору, заключенному в его пользу другим лицом, без согласия этого лица. Однако при любых обстоятельствах запреты на передачу прав или на их переход, введенные в договор соглашением сторон или предусмотренные законом, не должны лишать договор постоянной ренты бессрочного характера. Невозможно одновременно согласовать в договоре условия о запрете гражданина передавать права получателя постоянной ренты и о наследовании. Если подобное допустить, то постоянная рента трансформируется в пожизненную, а ее плательщик окажется связанным лишь на период жизни гражданина — получателя постоянной ренты.
В качестве получателей пожизненной ренты и ее разновидности — пожизненного содержания с иждивением могут выступать исключительно граждане. В зависимости от условий договора различают следующие типы получателей ренты:
· бывший собственник (или собственники при передаче имущества, принадлежащего на праве общей собственности);
· третье лицо (лица);
· бывший собственник и третье лицо (лица).
Таким образом, законодатель допускает множественность лиц на стороне кредитора.
При заключении договора в пользу третьего лица применяются нормы ст. 430 ГК РФ. Исходя из правовой природы договоров пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением и характера взаимоотношений между сторонами последнего, третье лицо (лица) должно быть указано в договоре. Если не назван выгодоприобретатель — получатель ренты, договор следует считать не заключенным.
Особый порядок действует в случаях, в которых договором предусмотрена пожизненная рента в пользу нескольких физических лиц. При отсутствии иного указания в договоре доли каждого из получателей (сокредиторов) предполагаются равными. Если один из получателей умер, вся подлежавшая уплате плательщиком умершему рента распределяется между остальными получателями (сокредиторами). Приращение долей каждого из них должно быть равным.
В отличие от постоянной ренты, право на которую может быть отчуждено путем применения правил о переходе прав в порядке их уступки (статьи 382—390 ГК РФ), реорганизации юридического лица (статьи 57, 58), наследовании, права на получение пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением не переходят к другому лицу. Однако лицо, передающее имущество под выплату ренты, может назначить ее выплату на период жизни другого указанного им лица (ст. 596 ГК РФ). И в этом случае договор продолжает связывать плательщика ренты с тем, кто заключил с ним договор ренты.
Если назначенное выгодоприобретателем третье лицо к моменту заключения договора умерло, договор признается ничтожным. Договор пожизненной ренты должен быть заключен в пользу лица, которое к моменту совершения сделки находится в живых. Такая норма (п. 3 ст. 596 ГК РФ) соответствует п. 1 ст. 166, т. е. сделка признается недействительной по основаниям, установленным ГК РФ.
Субъектами договора пожизненного содержания с иждивением выступают те же лица, которые могут быть сторонами договора пожизненной ренты. Что касается плательщиков ренты, то закон не содержит каких-либо ограничений их субъектного состава.
Плательщиками ренты (рентными должниками) могут быть любые граждане, юридические лица, причем как коммерческие, так и некоммерческие, заинтересованные в приобретении имущества, предлагаемого получателем ренты, и способные выполнить императивные требования, предъявляемые законом к содержанию договора ренты и обеспечению ее выплаты. Но сама способность субъекта выполнить императивные требования, предъявляемые законом к содержанию договора ренты и обеспечению ее выплаты, является свойством фактического порядка, определяется в период заключения договора и служит для получателя ренты основанием для решения вопроса о целесообразности заключения договора с конкретным субъектом. Эта способность может определяться и юридическими критериями, например в случаях, когда уставом юридического лица запрещена возможность заключения договоров ренты.
Смерть плательщика ренты, а равно реорганизация юридического лица, не влечет за собой прекращения договора ренты. Место умершего плательщика ренты занимает наследник, который становится ответственным перед получателем ренты за ненадлежащее исполнение обязательства. При реорганизации юридического лица в форме выделения или разделения, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного лица, вновь возникшее юридическое лицо становится солидарным должником по обязательствам реорганизованного юридического лица перед получателем ренты (п. 3 ст. 60 ГК РФ).
При перемене плательщика ренты недвижимое имущество может перейти в собственность как одного, так и нескольких лиц. Появление нескольких лиц на стороне должника означает трансформацию простого обязательства (при одном получателе ренты) в обязательство с множественностью лиц на стороне должника. Должники могут быть долевыми (каждый обязан исполнить обязательство в своей доле, равной или неравной) или солидарными (кредитор вправе потребовать исполнения обязательства от любого из должников или от всех вместе).
В ГК РФ при множественности лиц в обязательстве предусмотрены долевые обязательства, при этом доли каждого лица признаются равными (ст. 321). Солидарная обязанность возникает, если это предусмотрено договором или установлено законом, в частности при неделимости предмета обязательства (ст. 322).
При приобретении обремененной рентой недвижимости в собственность нескольких лиц следует учитывать нормы Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Закон). Так, если имущество, заложенное по договору об ипотеке, перешло в результате его отчуждения или в порядке универсального правопреемства, в том числе в результате реорганизации юридического лица или в порядке наследования, к нескольким лицам, каждый из правопреемников первоначального залогодателя несет вытекающие из отношений ипотеки последствия неисполнения обеспеченного ипотекой обязательства соразмерно перешедшей к нему части заложенного имущества (п. 1 ст. 38 Закона). Если предмет ипотеки неделим или по иным основаниям поступает в общую собственность правопреемников залогодателя, правопреемники становятся солидарными залогодателями (п. 2 ст. 38 Закона).
Таким образом, для рентного обязательства законодатель допускает множественность лиц и на стороне должника. В отличие от множественности лиц на стороне кредитора основанием для установления множественности лиц на стороне должника является не заключение договора ренты, а последующие юридические факты.
Личность плательщика имеет решающее значение при заключении договора пожизненного содержания с иждивением, однако ГК РФ не содержит указания на то, что обязанности плательщика должны быть исполнены им лично. Они могут быть исполнены третьим лицом, что не противоречит норме п. 1 ст. 313 ГК РФ, которая предусматривает для должника возможность возложения исполнения обязательства на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, существа обязательства не вытекает условия исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение за должника третьим лицом. При возложении исполнения не производится замена должника в обязательстве. Должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо. Основанием возложения исполнения обязательства на третье лицо служит договор должника с этим лицом.
Библиография
1 См.: Бердникова О. Договор на всю жизнь // Домашний адвокат. 1997. № 23. С. 12.
2 Хохлов С.А. Рента и пожизненное содержание с иждивением // ГК РФ. Часть 2. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. — М., 1996. С. 320.