Статья в журнале: 11-13
А.В. ЗЕМКО,
начальник отдела организации исполнительного производства Управления ФССП России по Иркутской области
Федеральным законом от 28.11.2015 № 340-ФЗ (далее — Закон № 340-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), которые позволяют судебным приставам-исполнителям временно ограничивать должников в пользовании специальным правом. Изменения вступили в силу с 15 января 2016 г.
Следует отметить особую актуальность данной нормы для Управления ФССП России по Иркутской области (далее — Управление). По итогам 2015 года Управление находится на 3-м месте после УФССП России по г. Москве и УФССП России по Московской области по количеству алиментообязанных граждан. Только каждый 25-й должник в Иркутской области уплачивает алименты добровольно и лишь у каждого 5-го алименты удерживаются из заработной платы и иных источников дохода. В Приангарье общий долг неплательщиков алиментов составляет свыше 5 млрд руб. и с каждым годом увеличивается в среднем на 9%.
Практика взыскания алиментов показывает, что наиболее эффективными являются не карательные меры (привлечение к административной и уголовной ответственности), а меры, побуждающие должников к добровольному исполнению своих долговых обязательств. К таковым можно отнести ограничение в праве выезда должника за пределы Российской Федерации. Например, в 2015 году за счет применения к должникам мер уголовного преследования удалось взыскать только 1,7 млн руб., а за счет применения мер по ограничению в праве выезда за пределы Российской Федерации взыскано 38,4 млн руб.
Объективно оценить эффективность Закона № 340-ФЗ можно будет не ранее года его применения на практике. Однако невозможно не отметить первые результаты уже сейчас. Так, в декабре 2015 года после вручения должникам предупреждений о возможном применении в отношении них ограничения на пользование специальным правом неплательщиками погашена задолженность по алиментам в размере 2 млн руб. В январе 2016 года только после ознакомления должников с постановлениями об ограничении на пользование специальным правом установлены многочисленные случаи погашения задолженности по алиментам в полном объеме.
Закон № 340-ФЗ, по мнению многих экспертов и юристов, является сбалансированным, поскольку в нем максимально соблюдены интересы взыскателя и права должника. В нем есть несколько важных положений, которые позволяют соблюдать нужный правовой баланс.
На практике, на наш взгляд, сложнее будет соблюдать баланс прав должника. Первое строгое правило, которое содержит Закон № 340-ФЗ, — это надлежащее уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства (ч. 5 ст. 64 Закона об исполнительном производстве).
При объявлении должника в розыск в порядке ст. 65 Закона об исполнительном производстве должник автоматически ограничивается в пользовании специальными правами, в том числе правом на выезд из Российской Федерации (ч. 7 ст. 65 Закона об исполнительном производстве).
Правила уведомления должника в порядке главы 4 Закона об исполнительном производстве аналогичны правилам, содержащимся в процессуальных кодексах. Из смысла ч. 2 ст. 29 Закона об исполнительном производстве следует, что лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, но адресат отказался от получения повестки, иного извещения или, несмотря на получение почтового извещения, не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу.
Таким образом, гражданам необходимо получать почтовую корреспонденцию по месту жительства. Если они ее не получают, то в любом случае считаются уведомленными.
Помимо того что должник должен быть уведомлен о возбуждении в отношении него исполнительного производства, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа должен истечь (ч. 5 ст. 64 Закона об исполнительном производстве). О сроке для добровольного исполнения (для алиментных платежей он составляет одни сутки) должник узнает из постановления о возбуждении исполнительного производства.
Процессуально ограничение на пользование специальным правом оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, которое утверждается старшим судебным приставом (или его заместителем). Копия постановления направляется для исполнения в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности (для водительских прав — в ГИБДД). Однако законодателем установлено пять ограничений, не позволяющих судебному приставу-исполнителю воспользоваться данной новеллой, а именно:
1) если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;
2) если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;
3) если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;
4) если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 тыс. руб.;
5) если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.
Таким образом, законодатель фактически запретил судебному приставу-исполнителю применять к должнику меру ограничения на пользование специальным правом в случае, если не проверены все обстоятельства, исключающие возможность такого ограничения.
Возникает вопрос: как судебному приставу-исполнителю оперативно и всесторонне провести проверку на предмет наличия таких ограничений? Проверку надо провести именно оперативно, всесторонне и на законных основаниях, поскольку судебный пристав-исполнитель обязан защищать и интересы взыскателей как законных представителей несовершеннолетних детей.
Для проверки наличия первого обстоятельства, не позволяющего судебному приставу-исполнителю временно ограничить должника в пользовании специальным правом, казалось бы, достаточно ответа из Пенсионного фонда России, с получением которого нет проблем. Установление этого обстоятельства заведомо неактуально, поскольку работодатели предоставляют сведения в ОПФР ежеквартально за предыдущий период работы.
Неопределенным представляется условие отнесения места постоянного проживания должника к месту с ограниченной транспортной доступностью. Полагаем, что такую информацию может сообщить администрация соответствующего муниципального образования.
Спорным, на наш взгляд, является условие, требующее выяснения факта использования должником транспортного средства в связи с инвалидностью либо нахождением на иждивении должника лица, признанного в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом, поскольку не исключено злоупотребление должника своим правом. Так, если установить факт наличия инвалидности у должника судебный пристав-исполнитель сможет, то факт нахождения на его иждивении совершеннолетних граждан, являющихся инвалидами I или II группы, проверить будет крайне сложно ввиду отсутствия в законодательстве необходимости его оформления.
В целях выяснения или исключения наличия обстоятельств, не позволяющих судебному приставу-исполнителю временно ограничить должника в пользовании специальным правом, Управлением разработана специальная анкета. В ней должник самостоятельно указывает сведения о наличии либо отсутствии оснований для применения мер по ограничению на пользование специальным правом.
Анкета содержит предупреждение должника об административной ответственности в случае предоставления им недостоверных данных. При сообщении должником обстоятельств, подпадающих под исключающие возможность ограничения на пользование специальным правом, судебный пристав-исполнитель вручает должнику требование о предоставлении в установленный срок документов, подтверждающих указанные обстоятельства.
В случае неисполнения должником данного требования к установленному сроку у судебного пристава-исполнителя имеется возможность составить протокол в порядке ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ и принять решение о возможности ограничения на пользование должником специальным правом.
Кроме того, в целях оперативного обмена информацией с УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Управлением разработан порядок взаимодействия, согласно которому постановления судебных приставов-исполнителей об ограничении или отмене ограничения на пользование должником специальным правом ежедневно направляются для исполнения.