Статья

О принципах осуществления родительских прав

М.М. СТАРОСЕЛЬЦЕВА, соискатель кафедры гражданского права Тверского государственного университета Любое государство независимо от уровня его развития традиционной формой своего существования и высшей ценностью признает семью, в которой становление и поддержание допустимых и должных отношений не может быть без качественного правового регулирования.

М.М. СТАРОСЕЛЬЦЕВА,
 соискатель кафедры гражданского права Тверского государственного университета
 
Любое государство независимо от уровня его развития традиционной формой своего существования и высшей ценностью признает семью, в которой становление и поддержание допустимых и должных отношений не может быть без качественного правового регулирования.
Согласимся, основной функцией семьи, которая реализуется в поведении родителей, является воспитательная, что, в свою очередь, дает основание утверждать о приоритетном характере обязанностей родителей по воспитанию детей.
 
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительного периода времени. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания (группа сверстников, воспитатели детского сада, классный руководитель и др.) не может сравниться с семьей. Семья может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на ребенка. Положительный момент заключается в любви, внимании и заботе прежде всего родителей. С другой стороны, ни один социальный институт не сможет навредить ребенку так, как это может сделать семья. Изложенные суждения дают основания утверждать, что отношения между родителями и детьми должны быть максимально облечены в правовую форму, дабы избежать нарушения прав и интересов как ребенка, так и его родителей.
Правоотношения между родителями и детьми занимают основную нишу в сфере семейных правоотношений. Ныне действующий Семейный кодекс РФ (далее — СК РФ) содержит специальный раздел «Права и обязанности родителей и детей», нормы которого определяют права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей, регулируют часть имущественных и личных неимущественных отношений, возникающих между родителями и детьми. Несмотря на наличие в структуре кодекса обособленного раздела, нормы, регламентирующие правоотношения родителей и детей, содержатся и в иных статьях СК РФ.
Безусловно, все основные начала семейного законодательства, содержащиеся в ст. 1 СК РФ, подлежат применению при регулировании отношений с участием несовершеннолетних. Речь идет о необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности защиты этих прав. При этом законодатель обращает внимание именно на семейное воспитание детей, заботу об их благосостоянии и развитии, а также обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних.
В разделе СК РФ, регламентирующем отношения между родителями и детьми, отсутствуют какие-либо специальные принципы взаимоотношений родителей и детей. Закон устанавливает права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, по защите прав и интересов детей, меры ответственности, применяемые к родителям, и т. п. При этом акцент делается лишь на установлении отдельных прав и обязанностей родителей и механизме их осуществления.
Не вызывает сомнений, что полная правовая регламентация отношений между родителями и детьми невозможна. В то же время, как писал Д.И. Мейер, «…так как отношения между родителями и детьми представляют и внешнюю сторону, а все внешние отношения поддаются юридическим определениям, то законодательство считает своей обязанностью регламентировать их, тем более что хотя и редко, но встречаются случаи, когда законы физиологии и законы нравственности не обеспечивают надлежащие отношения между родителями и детьми»[1].
Традиционно в науке семейного права родительские права рассматриваются прежде всего как права и обязанности по воспитанию детей. Соответственно и принципы взаимоотношений родителей и детей определяются сквозь призму правовых основ воспитания последних. Среди специальных исследований по данной проблематике можно указать докторскую диссертацию Н.С. Шерстневой на тему «Принципы российского семейного права»[2], кандидатские диссертации М.С. Кокориной на тему «Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России»[3], В.Н. Герасимова на тему «Приоритет семейного воспитания детей как принцип семейного права»[4], А.Л. Кумановской на тему «Права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве Российской Федерации»[5] и ряд других.
Признавая значимость результатов исследований, полученных названными и другими авторами, считаем необходимым указать на отсутствие в науке семейного права теории принципов осуществления родительских прав. Воспитание детей — это лишь одна из функций
родителей, основная, но не единственная, поэтому будет правильнее говорить о принципах не только воспитания детей, но и осуществления родительских прав.
Российскими правоведами не предложены и не могут быть обоснованы и установлены нормативно заданные формы, методы и способы воспитания детей. Этими вопросами занимаются педагогика, социология, психология и другие науки. Опираясь на их данные, практический опыт воспитания и исходя из общих моральных устоев и принципов, правоведы регулируют поведение людей в процессе воспитания, определяют права и обязанности участников соответствующих отношений, предусматривают ответственность за отступления от установленного порядка, т. е. очерчивают границы дозволенного и должного в процессе воспитания.
В ст. 63 СК РФ не конкретизируются цели и задачи воспитания детей родителями, отсутствуют морально-нравственные и идеологические предписания. Законодатель называет лишь основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей: забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей и ряд других.
Любые формы, способы и методы воспитания, применяемые родителями, должны соответствовать личности ребенка и его интересам. В свою очередь, это предполагает осознание родителями должных и определение допустимых границ воспитательного воздействия в соответствии с требованиями законодательства.
Родительские права не могут осуществляться вопреки интересам детей, так как обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (ст. 65 СК РФ); не допускаются способы воспитания, основанные на пренебрежительном, жестоком, грубом, унижающем человеческое достоинство обращении, оскорблении и эксплуатации детей.
Родительское право воспитывать своих детей как мера конституционно дозволенного поведения представляет собой качественно определенную меру свободы и возможности принимать участие в формировании и становлении личности нового члена общества и, что очень важно, его социализации.
Воспитание — это не стихийный процесс развития человека; оно определяется закономерностями, цикличностью, этапностью, подчиненностью нравственным и правовым предписаниям. В процессе воспитания происходит реализация прав и интересов как родителей, так и ребенка, их обоюдное развитие. Главная задача родителей — не выйти за рамки допустимого и должного поведения в процессе воспитания своих детей, установленные правовыми предписаниями.
По нашему мнению, нельзя отождествлять процесс воспитания ребенка и осуществление родительских прав. Воспитание не может быть формализовано полностью в правовых рамках, в то время как осуществление родительских прав может иметь определенные формы, способы и пределы.
Из-за отсутствия нормативно закрепленных принципов семейного воспитания детей и принципов осуществления родительских прав в целом, их содержание может быть определено посредством анализа соответствующих норм Семейного кодекса РФ.
В науке семейного права наиболее пристальное внимание к принципам взаимоотношений родителей и детей проявлял В.Н. Леженин. По его мнению, под принципами такого рода следует понимать «совокупность руководящих идей, определяющих основное направление, содержание и методику воспитательного процесса, имеющего целью формирование всесторонне и гармонично развитого человека»[6].
С учетом разработки этой проблемы и опыта, накопленного педагогикой, автор предлагал выделять следующие принципы воспитательного процесса:
1) целенаправленность воспитания, его связь с жизнью;
2) комплексный подход;
3) единство слова и дела;
4) сочетание педагогического руководства с развитием активности и инициативы ребенка;
5) систематичность и последовательность воспитания;
6) воспитание в труде на общую пользу;
7) единство требований и уважения к личности ребенка;
8) учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей ребенка[7].
Предложенная классификация заслуживает внимания и одобрения, но обозначенные принципы тоже имеют ограниченную сферу применения и могут учитываться лишь при реализации родителями своих прав и обязанностей по воспитанию детей.
По нашему мнению, осуществление родительских прав имеет более широкую сферу распространения в семейных отношениях, подлежит правовой регламентации и в силу этого предполагает применение основополагающих идей иного содержания.
В юридической литературе уже были предприняты попытки определить перечень и содержание принципов осуществления родительских прав. В частности, по мнению Л.М. Пчелинцевой, такими принципами являются:
— обеспечение прав и интересов детей;
— решение вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по взаимному согласию родителей, исходя из интересов и с учетом мнения детей[8].
На наш взгляд, такой подход к формулированию основных положений, определяющих поведение родителей в отношениях с детьми, полностью соответствует предписаниям ст. 65 СК РФ. Однако названные принципы не в полной мере отражают специфику осуществления родителями своих прав.
Еще одна классификация принципов осуществления родительских прав предлагается О.Ю. Ильиной, по мнению которой необходимо выделять следующие принципы:
1) сочетание родительских прав и обязанностей по отношению к детям;
2) невозможность отказа от родительских прав;
3) равенство прав и обязанностей обоих родителей;
4) учет родителями собственных интересов;
5) недопустимость злоупотребления родителей своими правами[9].
Данная классификация также нуждается в совершенствовании, что предполагает внесение изменений и дополнений.
Согласимся, что особенностью родительских прав является единство субъективных родительских прав и юридических обязанностей, которыми наделяются родители. Прямое указание на данный признак содержится в ст. 61 СК РФ, в связи с этим логично было бы обозначить первый принцип осуществления родительских прав как единство родительских прав и обязанностей.
Семейное законодательство исходит из принципа равенства прав мужчины и женщины, в том числе отца и матери, при осуществлении родительских прав. Поскольку, как было отмечено ранее, родительские права включают и права, и обязанности, формулировку принципа, предложенную О.Ю. Ильиной, целесообразно изменить и представить как равенство родительских прав обоих родителей. Реализация данного принципа имеет большое значение, поскольку достаточно часто один из родителей проживает отдельно от ребенка, что создает иногда сложности в осуществлении им родительских прав.
Традицией семейного законодательства Российской Федерации является правило, согласно которому родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Кроме того, в соответствии со ст. 65 СК РФ обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. В СК РФ содержится значительное число норм, предусматривающих необходимость учета интересов ребенка. В рамках настоящей статьи
не предполагается исследование понятия «интересы ребенка», однако наличие соответствующего принципа не подвергается сомнениям. На наш взгляд, следующий принцип осуществления родительских прав можно сформулировать как необходимость учета интересов ребенка.
В юридической литературе совершенно справедливо обращается внимание на правовое значение интересов родителей, на необходимость их учета при осуществлении родительских прав. Интересы детей не должны быть единственным мерилом качества семейного воспитания. Как считает М.В. Антокольская, «это, прежде всего, негуманно по отношению к родителям и нецелесообразно с воспитательной точки зрения, поскольку может вредно влиять на ребенка, способствуя развитию его эгоизма»[10].
В распоряжении родителей должно оставаться право выбора способов осуществления родительских прав с таким расчетом, чтобы, не нарушая интересов ребенка, реализовать надлежащим образом и свои собственные родительские интересы.
Таким образом, очередной принцип осуществления родительских прав может быть сформулирован как учет интересов родителей при осуществлении ими родительских прав.
Упоминаемые в монографии О.Ю. Ильиной принципы «невозможность отказа от родительских прав» и «недопустимость злоупотребления родителей своими правами» вряд ли могут быть отнесены к числу принципов осуществления родительских прав. На наш взгляд, это скорее не принципы, а признаки родительских прав, обусловленные спецификой их содержания. Если родители фактически отказываются от своих родительских прав (отказываются без уважительной причины забрать своего ребенка из родильного дома, иного лечебного или воспитательного учреждения, оставляют ребенка без надзора и т. п.), они могут быть лишены родительских прав. Злоупотребление родительскими правами в той или иной форме также является самостоятельным основанием для лишения родительских прав.
Анализ семейно-правовых норм, регламентирующих отношения между родителями и детьми, позволяет выявить и иные правила, которых должны придерживаться родители при осуществлении своих прав. Это может послужить основанием для продолжения предложенного нами перечня принципов осуществления родительских прав.
 
Библиография
1 Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч. 2. — М., 1997. С. 375.
2 См.: Шерстнева Н.С. Принципы российского семейного права: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2007.
3 См.: Кокорина М.С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России: Автореф. дис. … канд. юрид.
наук. — М., 2006.
4 См.: Герасимов В.Н. Приоритет семейного воспитания детей как принцип семейного права: Автореф. дис. … канд. юрид.
наук. — М., 2006.
5 См.: Кумановская А.Л. Права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2005.
6 Леженин В.Н. Правовые вопросы семейного воспитания детей. — Воронеж, 1992. С. 14.
7 См. там же. С. 14—15.
8 См.: Пчелинцева Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних // Журнал российского права. 2003. № 2. С. 45.
9 См.: Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. — М., 2005. С. 101—105.
10 Антокольская М.В. Семейное право. — М., 2002. С. 210.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
На заседании диссертационного совета 03.2.008.02, созданного на базе Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Добавлено: 6 дней назад
В статье представлено комплексное исследование Особенной части Уголовного кодекса Китайской Народной Республики, предусматривающей ответственность за незаконную охоту и истребление редких и находящихся на грани вымирания диких животных
Добавлено: 6 дней назад
Брачно-семейные отношения — сфера общественных связей, в которых сочетается как частноправовое, так и публично-правовое регулирование
Добавлено: 6 дней назад
В статье представлен краткий обзор голландской системы государственно-церковных отношений. Вместе с ретроспективным анализом описано текущее положение дел в этой сфере Нидерландах
Добавлено: 6 дней назад
Данная публикация посвящена неординарному событию глобального масштаба — Саммиту Будущего, состоявшемуся 22—23 сентября текущего года и призванному сыграть важную роль в подтверждении Устава ООН
Добавлено: 6 дней назад