Статья

О производительности труда в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов Федеральной службой судебных приставов

Периодически на страницах печатных изданий, в сети Интернет, а также в иных средствах массовой информации появляются материалы, содержащие критику деятельности Федеральной службы судебных приставов.

 

С.Ю. ГУСАКОВ,

начальник отдела организации исполнительного производства Управления ФССП России по Волгоградской области

 

Периодически на страницах печатных изданий, в сети Интернет, а также в иных средствах массовой информации появляются материалы, содержащие критику деятельности Федеральной службы судебных приставов. Суть этой критики сводится к тому, что Служба неэффективно исполняет требования судебных актов и актов иных уполномоченных органов, поэтому расходы на ее деятельность себя не оправдывают.

В подтверждение данной позиции каких-либо научно обоснованных расчетов, как правило, не приводится, выводы строятся на субъективном представлении автора (группы авторов) о положении дел в Службе. Иногда из общей массы статистических данных, характеризующих деятельность ФССП России, выхватываются одна-две цифры (а вернее, их соотношение) и на основании этого формируется личное, а потом и общественное мнение о работе Службы. Однако задача познания, как известно, заключается в том, чтобы мнение возвышать до уровня знания, а не наоборот, знание опускать до уровня мнения[1].

Опираясь на знания, т. е. на установленные в политической экономии научные категории, характеризующие прибыльность в экономике, а также на статистические сведения о деятельности ФССП России, попытаемся рассмотреть вопрос о том, какова же в действительности эффективность деятельности Службы, в первую очередь с точки зрения окупаемости производимых на ее содержание расходов. 

Сразу хотелось бы акцентировать внимание на том, что ФССП России не является коммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли. ФССП России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности[2].

При этом основными задачами, выполняемыми Службой в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов, являются правильное и своевременное исполнение указанных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), но никак не извлечение прибыли или преследование какого-либо коммерческого интереса.

Экономические категории «стоимость», «масса прибавочной стоимости», «норма прибавочной стоимости», «прибыль», «норма прибыли» используются исключительно в целях анализа эффективности труда работников ФССП России, а также  выделенных на деятельность Службы бюджетных денежных средств.

При анализе указанных показателей за основу приняты фактические данные, характеризующие деятельность Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области в первом полугодии 2016 года.

Прежде всего надо отметить, что источником образования стоимости является труд человека. К. Маркс указывал: «Потребительная стоимость, или благо, имеет стоимость лишь потому, что в ней овеществлен, или материализован, абстрактно человеческий труд»[3]; «Если по отношению к потребительной стоимости товара имеет значение лишь качество содержащегося в нем труда, то по отношению к величине стоимости имеет значение лишь количество труда, уже сведенного к человеческому труду без всякого дальнейшего качества»[4].

Для определения эффективности труда и величины его производительности в политической экономии используются категории массы и нормы прибавочной стоимости.

Масса прибавочной стоимости характеризует величину вновь произведенной стоимости без учета расходов, затраченных на ее производство. Эта категория указывает на количество (массу) вновь произведенной стоимости сверх стоимости, затраченной на труд.

Норма прибавочной стоимости характеризует отношение вновь произведенной стоимости (без учета стоимости, затраченной на оплату труда) к сумме средств, затраченных на оплату рабочей силы, которая произвела указанную стоимость.

В целом данные показатели характеризуют то, насколько затрачиваемый в ходе производства труд не только воспроизводит израсходованные на него средства, но и производит стоимость сверх этих израсходованных средств.

В первом полугодии 2016 года на деятельность УФССП России по Волгоградской области выделено и израсходовано 284 006 тыс. руб., в том числе на оплату труда всех работников Управления потрачено 180 378 тыс. руб.

Для определения эффективности труда работников Управления и бюджетных расходов на оплату их труда необходимо установить:

— произведенную за указанный период стоимость;

— произведенную за указанный период прибавочную стоимость.

Для начала мы абстрагируемся от всей произведенной стоимости и будем принимать во внимание только ту, которая перечислена в консолидированный бюджет[5]. Эти расчеты позволят понять, насколько эффективны бюджетные расходы на содержание Службы, а также показать степень возвратности израсходованных бюджетных денежных средств.

В первом полугодии 2016 года в бюджеты всех уровней Управлением взыскано и перечислено 1 392 412 тыс. руб. (налоговые платежи, исполнительский сбор, административные и уголовные штрафы и т. д.), что и составляет весь объем произведенной трудом за отчетный период стоимости.

Определим величину прибавочной стоимости, для чего из суммы произведенной трудом работников Управления за данный период стоимости (1 392 412 тыс. руб.) вычтем расходы на оплату труда, затраченного на производство указанной стоимости (180 378 тыс. руб.).

Получим прибавочную стоимость в сумме 1 212 037 тыс. руб.

Имея величину произведенной прибавочной стоимости и величину выплаченной заработной платы, мы можем рассчитать норму прибавочной стоимости.

Норма прибавочной стоимости определяется как отношение массы произведенной прибавочной стоимости к величине стоимости, затраченной на выплату заработной платы. В нашем случае норма прибавочной стоимости составляет 671,94% (1 212 037 тыс. : 180 378 тыс.).

Таким образом, произведенная трудом работников Управления прибавочная стоимость  в сумме 1 212 037 тыс. руб. при затратах на оплату труда в 180 378 тыс. руб. не только не воспроизвела свою стоимость, но и создала массу прибавочной стоимости, которая на 671,94% превосходит стоимость, затраченную на оплату труда.

Учитывая составные части произведенной в первом полугодии 2016 года стоимости, перечисленной в бюджеты всех уровней, мы можем рассчитать количество рабочего времени, потраченного коллективом Управления на производство затраченной из бюджета стоимости и на производство новой стоимости. Общий объем произведенной и перечисленной в бюджет стоимости — 1 392 412 тыс. руб.; заработная плата сотрудников составляет 12,95% от всей произведенной стоимости, произведенная прибавочная стоимость— 87,05% от всей произведенной стоимости.

Зная соотношение частей в общем объеме вновь произведенной стоимости, можно высчитать отношение количества времени в одном среднем рабочем часе, затраченного на воспроизводство израсходованной стоимости (оплата труда), к количеству времени в одном среднем рабочем часе, затраченного на производство прибавочной стоимости (1 ч = 60 мин). Отношение необходимого рабочего времени[6] к прибавочному рабочему времени составляет 12,95% : 87,05%, что в рабочем времени выражается как 7,77 мин : 52,23 мин.

Таким образом, структура среднего рабочего часа состоит из 7,77 мин, в течение которых работники Управления воспроизводят затраченную на оплату их труда стоимость, и 52,23 мин,  в течение которых производится прибавочная стоимость, перечисляемая в бюджет.

 

Согласно разделу II Служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов (утв. приказом ФССП России от 03.08.2006 № 96)[7], режим служебного времени для служащих предусматривает 5-дневную рабочую неделю с двумя выходными днями (суббота и воскресенье) (п. 2.2). Продолжительность служебного времени составляет 40 ч в неделю с началом работы в 09:00 и окончанием в 18:00, в пятницу — с 09:00 до 16:45 с перерывом на отдых и питание продолжительностью 45 мин между 12:00 и 14:00 (п. 2.3). Для удобства расчетов определим, какова продолжительность служебного времени одного рабочего при 5-дневной рабочей неделе (40 : 5) Получим в среднем 8 рабочих часов в день.

В первом полугодии 2016 года количество рабочих дней составило 117 (в перерасчете на рабочие часы — 936 ч).

Имея указанные данные, можно вычислить:

— экономическую структуру среднего рабочего дня (8 ч) по стоимости, а именно: 1,03 ч (12,95%) : 6,97 ч (87,05%). Это значит, что в один средний рабочий день в течение 1,03 ч работниками Управления воспроизводится стоимость, затраченная на оплату их труда, а в течение 6,97 ч  производится прибавочная стоимость;

— экономическую структуру рабочего времени в первом полугодии 2016 года (117 рабочих дней): 15,15 дня (12,95%) : : 101,85 дня (87,05%). Это значит, что в течение 15,15 рабочих дня работниками Управления воспроизводится стоимость, затраченная на оплату их труда, а в течение 101,84 дня производится прибавочная стоимость.

Приведенные расчеты показывают высокую эффективность и сверхокупаемость бюджетных расходов, выделяемых на деятельность Службы. Служба не только возмещает расходы на оплату труда сотрудников, но и обеспечивает солидные поступления в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Но оценка эффективности Службы была бы представлена неполно, если бы во внимание бралась только та произведенная стоимость, которая перечисляется исключительно в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

На ФССП России согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц. Следовательно, рабочее время работников Службы затрачивается не только на взыскание задолженности в бюджетную систему Российской Федерации, но и на взыскание в пользу иных взыскателей —  физических и юридических лиц.

Таким образом, для полноты анализа в расчеты следует включать всю взысканную в отчетном периоде сумму (всю вновь произведенную стоимость).

В первом полугодии 2016 года Управлением всего взыскано и перечислено в пользу взыскателей всех категорий (физических и юридических лиц, публично-правовых образований) 4 812 462 тыс. руб. Значит, можно определить сумму прибавочной стоимости: 4 812 462 тыс. руб. - - 180 378 тыс. руб. = 4 632 084 тыс. руб. Норма прибавочной стоимости составит 2567,98% (4 632 084 тыс. : 180 378 тыс.).

В структуре вновь произведенной стоимости в сумме 4 812 462 тыс. руб. (100%) 3,75% (180 378 тыс. руб.) составляет заработная плата сотрудников и 96,25% (4 632 084 тыс. руб.) — прибавочная стоимость. Структура рабочего времени (часа, дня, полугодия) в таком случае меняется следующим образом:

— средний рабочий час состоит из 2,25 мин (3,75%) — необходимого рабочего времени, в течение которого воспроизводится стоимость заработной платы, и 57,75 мин (96,25%) — рабочего времени, в течение которого производится прибавочная стоимость;

— средний рабочий день (8 ч) состоит из 0,3 ч (3,75%) необходимого рабочего времени и 7,7 ч (96,25%) прибавочного рабочего времени;

— полугодие (117 рабочих дней) состоит из 4,39 рабочих дня (3,75%) необходимого рабочего времени и 112,61 рабочих дня (96,25%) прибавочного рабочего  времени.

Вышеприведенные расчеты показывают уровень существующей в настоящее время в Службе производительности труда. Отношение количества необходимого и прибавочного труда в общем объеме рабочего времени свидетельствует, что лишь 3,75% рабочего времени требуется для воспроизводства расходов на оплату труда, а в течение 96,25% рабочего времени производится прибавочная стоимость, т. е. стоимость сверх расходов на оплату труда.

Конечно, можно возразить, что в качестве затрат на оплату труда нужно учитывать не весь объем заработной платы (180 378 тыс. руб.), включающий оплату труда обслуживающего персонала (водителей, уборщиков помещений), а также иных государственных служащих, непосредственно не занимающихся исполнением исполнительных документов (судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, дознавателей, специалистов по ведению депозитного счета и т. д.), а только оплату труда судебных приставов-исполнителей, в результате деятельности которых денежные средства взыскиваются с должников (труд судебных приставов-исполнителей непосредственно производит стоимость).

Однако нельзя не учитывать, что коллектив Управления, как и ФССП России в целом, выполняя общую задачу, с экономической точки зрения представляет собой кооперацию, т. е., по мнению К. Маркса,  ту форму труда, при которой большое количество людей планомерно и систематически работают во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе производства или в разных, но связанных между собой процессах производства[8].

Без труда иных лиц, которые в рамках своей компетенции обеспечивают возможность реализации судебными приставами-исполнителями своих непосредственных функций (судебные приставы по ОУПДС обеспечивают безопасность при совершении исполнительных действий, специалисты по ведению депозитного счета — перечисление взысканных средств взыскателю, иные специалисты (так называемые помощники) — ведение работы по документационному обеспечению и т. д.), невозможно было бы достичь столь высокого уровня производительности труда, не говоря уже о том, что без создания единой централизованной системы управления труд всего коллектива был бы разрозненным и не достигал единой цели. Таким образом, коллектив Управления (как и Службы в целом) следует рассматривать как единый организм,  кооперацию.

Но представление об эффективности работы Службы было бы неполным, если бы мы ограничились только категориями массы и нормы прибавочной стоимости, без учета всего затраченного на деятельность Службы финансирования.

С экономической точки зрения прибавочная стоимость, представленная как порождение всего авансированного капитала, приобретает превращенную форму прибыли. Экономический расчет прибыли представляет собой прирост стоимости над издержками производства (под которыми понимается сумма средств, затраченных на заработную плату и средства производства[9]).

Норма прибыли определяется как отношение прибавочной стоимости ко всем произведенным издержкам.

Как уже отмечалось, в первом полугодии 2016 года общий объем бюджетных расходов на деятельность Управления составил 284 006 тыс. руб., из которых 180 378 тыс. руб. было выделено на оплату труда, 103 628 тыс. руб. — на средства производства (покупка, ремонт транспорта, оргтехники, почтовые расходы и пр.).

Общая произведенная за этот период стоимость составила 4 812 462 тыс. руб., прибавочная — 4 632 084 тыс. руб. Следовательно, норма прибыли, т. е. отношение прибавочной стоимости ко всем произведенным издержкам, составила 1 630,98% (4 632 084 тыс. : 284 006 тыс.).

Много это или мало?

Сравним этот показатель нормы прибыли с тем, который считается приемлемым в экономике в целом и в некоторых отраслях российского производства. Так, в «Современном экономическом словаре» указано: «Принято считать, что норма прибыли (рентабельность) от 15 до 50% вполне приемлема, а свыше 100% относится к сверхприбыли»[10].

На официальном сайте Федеральной службы государственной статистики  публикуются данные о рентабельности тех или иных сфер производства, в том числе и по различным отраслям[11]. Согласно этим данным, рентабельность активов российских организаций в целом по экономике выглядит следующим образом: 2005 год —  8,8%; 2010 —  6,7; 2011 —  6,5; 2012 —  6,1; 2013 год —  4,5%.

Наивысшая рентабельность в отдельные периоды зафиксирована в таких сферах, как металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (2005 год —  20,4%), добыча полезных ископаемых, кроме  топливно-энергетических (2011 год —  20,2%), производство кокса и нефтепродуктов (2005 год —  18,9%). В иных отраслях экономики указанный показатель значительно ниже.

Итак, вышеизложенное позволяет сделать вывод, что на текущий момент Службой достигнуты существенные результаты в производительности труда при исполнении судебных актов и актов иных уполномоченных органов.

Вместе с тем нельзя отрицать, что у Службы множество недостатков, которые следует преодолеть. Их преодоление позволит еще более повысить эффективность работы, увеличить объем взыскиваемых денежных средств, а также количество исполненных судебных актов и актов иных уполномоченных органов.

Главным источником дальнейшего развития производительности труда является совершенствование средств производства, и прежде всего средств труда. «Средства труда — не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд»[12].

Библиография

1 Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. М., 1972.

2 Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3 Маркс К. Капитал: в 3 т. Т. I. М., 1967. С. 46.

4 Там же. С. 54.

5 Консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

6 Под необходимым рабочим временем понимается время, затрачиваемое на воспроизводство стоимости, израсходованной на оплату труда.

7 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 40.

8 Маркс К. Указ. раб. С. 337.

9 К. Маркс писал: «Если рассматривать весь процесс с точки зрения его результата — продукта, то и средство труда и предмет труда оба выступают как средства производства, а самый труд — как производительный труд». См.: Маркс К. Указ. раб. С. 192.

10 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011.

11 Официальный сайт Росстата. URL: http://www.gks.ru

12 Маркс К. Указ. раб. С. 191.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Судебные акты о сносе самовольно возведенных строений хотя и занимают незначительную долю в общем количестве исполнительных производств[1], находящихся на исполнении, однако с точки зрения общественной важности играют весьма существенную роль.
Добавлено: 19.09.2018