А.В. АГРАНОВСКИЙ,
адвокат Адвокатской палаты города Москвы
С 15 июня 2004 г. на территории Российской Федерации действуют положения Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон). Частью 1 ст. 9 Закона установлен общий запрет на осуществление валютных операций между резидентами. Имеются в виду операции, предусмотренные подп. «а» п. 9 ч. 1 ст. 1 вышеупомянутого нормативного правового акта, а именно приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа.
Причиной такого запрета являются положения статей 29 и 82 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Они устанавливают, что единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации являются банкноты (банковские билеты) и монета Банка России, а иностранная валюта в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары (работы, услуги) может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.
В контексте ежедневной деятельности розничных торгово-финансовых групп на территории Российской Федерации это означает следующее: при покупке гражданами Российской Федерации, являющимися резидентами, тех или иных товаров для личных целей расчеты в иностранной валюте не допускаются.
В этой связи возникает вопрос: как быть с оплатой импортируемых товаров, если их стоимость выражена в десятках тысяч евро (в частности, иностранных автотранспортных средств)?
Проблема в том, что при обмене резидентом — физическим лицом крупной суммы в наличной иностранной валюте в обменном пункте уполномоченного банка «проигрыш» на курсе для него практически неизбежен. Исключение составляют лишь профессиональные спекулянты, ежедневно занимающиеся скупкой-продажей наличной иностранной валюты.
Этот вывод основывается, в частности, на том, что курсы обмена наличной иностранной валюты устанавливаются уполномоченными банками самостоятельно и подвержены значительным колебаниям в определенные отрезки времени.
Иначе этот сегмент банковской деятельности был бы убыточен или не приносил ожидаемой прибыли.
Для разрешения данной коллизии пунктами 5 и 7 ч. 3 ст. 9 Закона установлены два изъятия из общего запрета на осуществление валютных операций между резидентами.
Без ограничений осуществляются следующие виды валютных операций между резидентами и уполномоченными банками:
1) операции, связанные с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты, за валюту Российской Федерации, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
2) операции, отнесенные к банковским в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В существующей торговой практике розничных торгово-финансовых групп расчеты в иностранной валюте между резидентами на территории Российской Федерации иногда проводятся по следующей схеме:
a) открытие покупателем-резидентом двух банковских счетов (расчетного и валютного) в уполномоченном банке, обслуживающем магазин, оформляемое договорами банковского счета в соответствующей валюте;
б) внесение покупателем-резидентом наличной иностранной валюты в уполномоченный банк, обслуживающий магазин, для ее зачисления на валютный счет, открытый в данном банке, оформляемое приходным кассовым ордером и документом, подтверждающим совершение валютной операции (как правило, справкой);
в) конвертация покупателем-резидентом иностранной валюты, находящейся на его валютном счете в уполномоченном банке, обслуживающем магазин, путем перевода средств с его валютного счета на его расчетный счет, оформляемая заявкой-поручением;
г) перевод покупателем-резидентом рублевых средств со своего расчетного счета на расчетный счет магазина, оформляемый той же заявкой-поручением.
В результате вышеперечисленных махинаций покупатель-резидент фактически оплачивает товар:
а) непосредственно в иностранной валюте;
б) по приемлемой для себя цене.