Статья

О систематизации законодательства в области коммерческой концессии

Н.А. ЮЩЕНКО, соискатель кафедры предпринимательского и финансового права Казанского института экономики, управления и права Одной из основных функций государства является правотворческая деятельность, в результате которой создается законодательство. Результатом такой правотворческой деятельности являются правовые акты, непосредственно влияющие на жизнь граждан, поэтому необходимо рассматривать ее во взаимодействии государственной власти и общества с учетом современного понимания демократического и правового характера государства и исходя из общих позиций теории и социологии права[1].

Н.А. ЮЩЕНКО,

соискатель кафедры предпринимательского и финансового права Казанского института экономики, управления и права

 

Одной из основных функций государства является правотворческая деятельность, в результате которой создается законодательство. Результатом такой правотворческой деятельности являются правовые акты, непосредственно влияющие на жизнь граждан, поэтому необходимо рассматривать ее во взаимодействии государственной власти и общества с учетом современного понимания демократического и правового характера государства и исходя из общих позиций теории и социологии права[1].

Формирование законодательства о коммерческой концессии в России обусловлено прежде всего конституционными началами. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ наша страна является демократическим и правовым государством, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно реализуется принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.

Принцип верховенства закона означает признание за Конституцией РФ и иными законодательными актами высшей юридической силы, способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, а также безусловное подчинение всех членов общества и государства действующему закону. В своей многогранной деятельности государство действует не по собственному усмотрению или по произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией РФ и иными основополагающими нормативными правовыми актами[2].

Сказанное в полной мере относится и к законотворчеству, т. е. к необходимости создания эффективно действующего законодательства компетентными государственными органами согласно принципу разделения властей. Следует указать и на систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное действие законов.

В результате активной деятельности правотворческих органов в области коммерческой концессии значительно возросло количество нормативных правовых актов, и вместе с тем повысился уровень их противоречивости. Регулирующее данную сферу законодательство загромождено правовыми нормами, которые содержатся в документах, принятых различными органами государственной власти — как исполнительной, так и законодательной. Не устраненные пробелы в законодательстве вынуждают принимать множество  подзаконных актов.

В период реформирования отношений создается качественно новая общественная экономическая система России, объективно требующая обновления законодательства. Как отмечает А.С. Пиголкин, «правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования»[3].

На наш взгляд, в настоящее время назрела необходимость коренного обновления законодательства, в частности о коммерческой концессии. При этом большое значение приобретает систематизация данного законодательства.

Актуальность систематизации законодательства обосновывает Н.Н. Литягин: «Упорядоченное посредством систематизации, согласованное в своих составных частях законодательство будет адекватно отражать реалии общественной жизни, происходящие в ней экономические и социальные процессы, отвечать потребностям общественного развития. Эти цели могут быть достигнуты при повышении качественного уровня систематизации законодательства, применении совершенных приемов и методов ее осуществления»[4].

Хотя гражданское законодательство так или иначе систематизировано и этот процесс продолжается (например, в Государственной думе рассматривается проект части четвертой Гражданского кодекса РФ), оно нуждается в систематизации и внутри самой системы. Как справедливо отмечается в современной юридической литературе, «систематизация — не одноразовое мероприятие. Действующее законодательство должно подвергаться периодической систематизации, в результате чего достигается улучшение организации законодательного массива, отдельных норм и правовых институтов»[5].

Согласно общей теории права, внутренняя систематизация законодательства направлена на достижение единства правовых норм, т. е. на устранение коллизий и пробелов в праве. Считаем, что систематизация законодательства института коммерческой концессии будет способствовать переходу от количества и разнородности нормативных правовых актов к их качеству, поскольку в итоге именно повышению качества законодательства и должно быть уделено первостепенное значение.

Внутренняя систематизация законодательства о коммерческой концессии представляет собой упорядочение нормативных правовых актов различных уровней данного института внутри всей системы гражданского законодательства. При этом в качестве систематизирующего признака должен применяться такой институт гражданского законодательства, как коммерческая концессия.

Выбор систематизирующего признака, т. е. предмета правового регулирования, зависит от того, насколько он является значимым для развития общества, экономики и государства в целом. Избрание в качестве такового коммерческой концессии объясняется рядом причин. Во-первых, институт коммерческой концессии в России сформирован уже давно. Во-вторых, многие отношения связаны с участием иностранного элемента, поскольку правообладателем, как правило, выступает иностранное физическое или юридическое лицо. Поэтому важно, с одной стороны, с помощью норм отечественного законодательства защитить интересы представителей российской стороны, а с другой — учитывать общепризнанные принципы и нормы международного права и исполнять принятые обязательства международных договоров Российской Федерации, способствуя при этом экономической стабилизации и развитию внешнеэкономических связей. В-третьих, единственным законодательным актом, так или иначе регулирующим рассматриваемые отношения, является ГК РФ, глава 54 которого касается исключительно договорных обязательств. Правовых норм, содержащихся в ней, явно недостаточно для разрешения возникающих вопросов. В-четвертых, иностранные предприниматели зачастую прибегают к подмене данных договорных отношений, используя другие договорные институты, что объясняется пробелами в действующих законах. В-пятых, столь значимая для развития государства сфера регулируется многочисленными подзаконными нормативными актами, заключающими в себе нормы гражданского законодательства.

В-шестых, незначительная судебная практика по делам о коммерческой концессии показывает, что в них рассматриваются только те споры, которые можно разрешить с помощью имеющихся норм. Большинство конфликтов либо выясняются сторонами самостоятельно, либо остаются вообще неразрешенными, что препятствует налаживанию предпринимательских отношений. В-седьмых, коммерческая концессия — один из самых перспективных способов ведения бизнеса, который может способствовать привлечению инвестиций в народное хозяйство России.

В процессе создания правового государства и новой правовой системы в стране стала очевидной необходимость совершенствования законодательства о коммерческой концессии. Оно должно быть основано на научных принципах и создано с использованием научных методов. На наш взгляд, научно обоснованная систематизация нормативных правовых актов о коммерческой концессии будет способствовать выполнению ряда задач:

1. Позволит правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно выявить противоречия и пробелы правового регулирования и применить соответствующие меры по их устранению.

2. Облегчит поиск нужной правовой нормы регулируемых отношений и выбор способа ее толкования.

3. Поможет гражданам (в первую очередь предпринимателям) узнавать из первоисточника о своих правах, обязанностях и тех требованиях, которые к ним предъявляют государство и общество, а также о способах защиты своих законных интересов.

4. Повысит уровень правовой культуры населения и степень профессионально-юридической компетентности правоприменителей. Реализация данной задачи является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания населения страны, дальнейших научных исследований в области коммерческой концессии, а также обучения.

Систематизация законодательства о коммерческой концессии важна в первую очередь для самого законодателя, так как она предоставит возможность учитывать действующие нормативные акты при издании новых, добиваться их согласованности и устранить дублирование норм, упростит работу по поиску и отмене устаревших норм, обеспечит выбор наиболее эффективных средств регулирования данных общественных отношений. Это поможет уяснить суть ее правовых норм и правильность их применения компетентными органами, а также будет содействовать пониманию общих принципов и связей как гражданского, так и других отраслей права, регулирующих эти отношения.

Таким образом, главной целью систематизации нормативных правовых актов о коммерческой концессии является их совершенствование как отдельного гражданско-правового института внутри отрасли гражданского законодательства и всей правовой системы России.

Совокупность нормативных правовых актов, регулирующих коммерческую концессию, представляет собой сложную систему, каждый из элементов которой несет собственную функциональную нагрузку и отвечает за свой участок правового поля. Задача упорядочения законодательства, приведения его в стройную согласованную систему — одна из основных актуальных задач на современном этапе законотворческой деятельности.

 

Библиография

1 См.: Савельева Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне // Государство и право. 2001. № 9. С. 5.

2 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Л.А. Окунева. — М., 1996. С. 7.

3 Проблемы общей теории права и государства: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. — М., 1999. С. 347.

4 Литягин Н.Н. Ревизия и систематизация законодательства // Государство и право. 2003. № 4. С. 29.

5 Колдаева Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 2. С. 13.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024