Д.В. ГОЛОВКИНА
Возможность вовлечения в экономический оборот такой продукции, как не заключенная в емкости тепловая энергия, представилась только с появлением технических устройств для производства, транспортировки и потребления этой энергии.
Отличие договора теплоснабжения от других хозяйственных договоров обусловлено в значительной степени тем, что в его основе лежат специфические экономические отношения, которые охватывают процессы не только возмездной реализации продукции, но и надлежащей организации использования тепловой энергии. Таким образом, договор на снабжение тепловой энергией распространяется на взаимоотношения снабжающей организации и потребителя как по передаче продукции, так и по ее использованию. Возникающее на основе рассматриваемого договора обязательство по снабжению тепловой энергией через присоединенную сеть является самостоятельным институтом[1].
Следует отметить, что законодательство не позволяет установить четкий круг ресурсов, который входит в понятие энергии. Так, в п. 1 ст. 548 ГК РФ речь идет о тепловой энергии, которая, судя по содержанию данной нормы, не включена в понятие энергии, которая является предметом договора энергоснабжения. «Соотношение буквального значения содержащихся в тексте статей 539 и 548 ГК РФ слов и выражений дает основание полагать, что под энергией, передаваемой через присоединенную сеть, законодатель подразумевает лишь электроэнергию. Вряд ли законодатель исходил из того, чтобы отдельный параграф гл. 30 ГК РФ посвятить регулированию отношений, связанных со снабжением лишь электроэнергией.»[2 ]
Необходимо обратить внимание на различный подход законодателя к договорам, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, и к иным договорам, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами. В случае с договором теплоснабжения законодатель предусмотрел возможность регулирования данного договора иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, имея в виду, что в них могут содержаться правила, относящиеся к специфическим особенностям тепловой энергии. Таким образом, договором энергоснабжения охватываются те правоотношения, которые складываются при снабжении потребителей как электрической, так и тепловой энергией через присоединенную сеть. В случаях, когда в качестве объекта договора энергоснабжения выступает тепловая энергия, правила о договоре энергоснабжения, содержащиеся в ГК РФ, подлежат применению только в том случае, если иное не установлено законом или иными нормативными правовыми актами, регламентирующими энергоснабжение тепловой энергией через присоединенную сеть.
М.И. Брагинский относил договоры на снабжение энергией к договорам по оказанию услуг, поскольку этот ресурс не рассматривался в качестве вещей[3]. В литературе обосновывалось мнение, что отношения по обеспечению пользователей жилых помещений коммунальными услугами входят в состав сложного жилищного правоотношения[4].
Существует несколько позиций по поводу квалификации договора теплоснабжения. Одна из них заключается в том, что договор на снабжение тепловой энергией признается разновидностью договора энергоснабжения. В качестве основания выделения в договоре энергоснабжения такой разновидности, как теплоснабжение, И.В. Елисеев приводит предмет договорных правоотношений[5]. Некоторые ученые относят к энергии, являющейся предметом договора энергоснабжения, газ, теплоэнергию, нефтепродукты и т. п.[6], другие — только электрическую и тепловую энергию, газ[7]. Подобной точки зрения придерживается Н.И. Клейн: «В соответствии со ст. 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения применяются к снабжению тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами. Из этой нормы вытекает, что договоры на снабжение тепловой энергией… заключаются и исполняются по модели договора на энергоснабжение»[8].
Ряд ученых придерживаются противоположной позиции. С.М. Корнеев первым высказал мысль о самостоятельности договора снабжения через присоединенную сеть: «Договор о снабжении продукцией через присоединенную сеть может быть квалифицирован как вид договора купли-продажи»[9]. Данное мнение было поддержано М.И. Брагинским, который прямо указывает, что «договор энергоснабжения является одной из разновидностей договоров на присоединение. К этой группе также относятся договоры на снабжение тепловой энергией…»[10]. В качестве системообразующего признака он выделяет способ передачи: через присоединенную сеть.
Договор теплоснабжения относится к договору энергоснабжения как вид к роду и имеет специфические признаки, которые позволяют выделить его в отдельный вид договора энергоснабжения. Такими признаками являются, во-первых, особый предмет договора — тепловая энергия и действия по ее передаче; во-вторых, особый субъектный состав — теплоснабжающая организация, потребитель, а также лицо, в собственности которого находятся тепловые сети; в-третьих, особая целевая направленность — возмездная передача тепловой энергии в собственность потребителя через присоединенную сеть.
Договор энергоснабжения является оптимальной базовой договорной конструкцией, которая должна использоваться для регулирования отношений, связанных с реализацией (приобретением) тепловой энергии. «Для всех договорных моделей, предусмотренных новейшим законодательством об электроэнергетике и оформляющих отношения по реализации (приобретению) электрической и тепловой энергии, общим остается объект договора — энергия — и способ исполнения обязательства — передача энергии может осуществляться только через присоединенную сеть.»[11]
Следует отметить, что много лет на теплоснабжение автоматически переносятся нормы, разрабатываемые для электроэнергетики. Однако необходимо учитывать, что тепловая энергия и электрическая энергия — товары, имеющие принципиальные различия, особенно при использовании их в многоквартирных домах.
Во-первых, в электроснабжении отсутствует товар, аналогичный по свойствам теплоносителю.
Во-вторых, понятие мощности потребления в электроэнергетике позволяет прямо измерять эту мощность в любой момент времени. В теплоснабжении приходится содержать огромные резервные мощности на теплоисточниках для прохождения зимнего максимума, поэтому текущую мощность теплопотребления для ее оценки приходится пересчитывать на расчетную температуру наружного воздуха.
В-третьих, объем потребления электрической энергии зависит только от пожеланий жителей, а потребление тепловой энергии зависит также от расположения квартиры, качества утепления дома, регулировки вентиляции.
В-четвертых, качество электрической энергии редко регулируется на уровне дома. Часто применяются только регуляторы напряжения в квартирах. Качество тепловой энергии, определяемое через качество теплоносителя, обязательно должно регулироваться на уровне дома.
В-пятых, принципиально различаются возможности приборного учета. Счетчики электрической энергии установлены практически повсеместно. Установка коммерческих приборов учета тепловой энергии в каждой квартире практически нереальна из-за дороговизны. К тому же добавляются проблемы доступа для обслуживания, контроля хищений энергии и теплоносителя, разнесения затрат на отопление внеквартирных помещений, пассивного отопления за счет соседей и т. д. Несколько проще с водосчетчиками: они относительно дешевы, могут применяться в коммерческих расчетах, но не лишены недостатков.
Договор снабжения энергией относится к группе договоров купли-продажи, так как отвечает основным признакам этого договора. Сравнивая договор снабжения товарами через присоединенную сеть с договором купли-продажи, можно установить сходство и различия.
Сходство заключается в том, что договоры опосредуют отношения по переходу имущества от одной организации к другой на возмездных началах, т. е. существует акт обмена. Как по договору купли-продажи, так и по договору снабжения товарами через присоединенную сеть происходит передача одной стороной другой стороне товара в определенном количестве за плату.
Но следует отметить, что между указанными договорами существуют различия, которые определяются особенностями товара, в частности, тепловой энергии как предмета договора. С учетом свойств тепловой энергии в договоре теплоснабжения нет обязанности совершать отдельные акты передачи товара. Существенной особенностью договора является то, что из него вытекает обязанность теплоснабжающей организации обеспечивать постоянное нахождение товара в трубопроводе под давлением, чтобы дать возможность абоненту постоянно получать товар через присоединенную сеть.
Спецификой товара обусловлена еще одна особенность договора снабжения через присоединенную сеть. «Под присоединенной сетью понимается тот участок специальных технических устройств, служащий для передачи энергии, который непосредственно присоединен к электроустановкам или теплопроводам энергоснабжающей организации и находится на балансе у абонента.»[12] Товар должен быть подан в количестве, не превышающем технические возможности трубопровода, а потребитель в состоянии принять и израсходовать количество, не превышающее его потребности, т. е. недовыборка товара, а также подача его сверх плана или сверхплановый прием при договоре теплоснабжения не дают права сторонам требовать восстановления или сокращения приема товара в последующие дни или плановые периоды.
Отличительными от договора купли-продажи чертами договора на снабжение тепловой энергией через присоединенную сеть являются обязанность принимающей стороны поддерживать надлежащее техническое состояние своего хозяйства и рационально расходовать товар, соблюдать режим потребления, а также иметь необходимое для присоединения техническое оборудование.
Договор энергоснабжения через присоединенную сеть отличается от договора купли-продажи еще и тем, что присоединение к трубопроводу возможно только при наличии технических условий.
Все это позволяет говорить о самостоятельности договора и при этом об отнесении его к тому же типу, что и договор купли-продажи.
Договор энергоснабжения отнесен п. 1 ст. 426 ГК РФ к разряду публичных договоров, т. е. к договорам, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится[13]. В договоре теплоснабжения исключается действие принципа свободы договора[14]. Обязанность заключения договора энергоснабжения основывается также на том, что энергоснабжающие организации являются субъектами естественных монополий. В связи с этим отказ от заключения договора возможен только в случае, если энергоснабжающая организация докажет невозможность отпуска товара.
Публичность договора выражается в ряде специфических характеристик.
Во-первых, одним из субъектов договора должна выступать коммерческая организация. В качестве контрагента может быть как физическое, так и юридическое лицо, которое в данной договорной связи является потребителем товаров, работ, услуг. В случае договора энергоснабжения контрагент выступает в качестве абонента энергии.
Во-вторых, субъектом публичного договора могут быть признаны не все коммерческие организации. Здесь важен характер деятельности этой организации. ГК РФ (п. 1 ст. 426) содержит примерный перечень публичных договоров, который включает в себя и договор энергоснабжения.
В-третьих, предметом публичного договора должны выступать обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, по сути составляющие содержание именно той деятельности, которая по своему характеру должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратится.
Как следует из определения договора энергоснабжения, необходимым техническим условием для заключения договора является наличие присоединенной сети — трубопровода, связывающего снабжающую организацию и потребителя. При их отсутствии нет смысла заключать договор, так как очевидна невозможность его исполнения. В зависимости от наличия у потребителя в собственности или на ином законном основании энергопринимающего устройства, присоединенного непосредственно к сетям теплоснабжающей организации, структура договорных связей между субъектами отношений по теплоснабжению может быть простой или сложной. В случае если энергопринимающее устройство потребителя не присоединено к сетям теплоснабжающей организации, отношения по снабжению тепловой энергией должны быть в форме трехстороннего договора, заключаемого между теплоснабжающей организацией, собственником тепловых сетей и потребителем.
Библиография
1 См.: Шафир А.М. Энергоснабжение предприятий: правовые вопросы. — М., 1990. С. 7.
2 Серветник А.А. Правовая природа договора энергоснабжения // Российский судья. 2005. № 4.
3 См.: Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. — Мн., 1967. С. 34—36.
4 См.: Чигир В.Ф. Правовая природа договоров жилищно-коммунального обслуживания // Гражданское право и сфера обслуживания: Межвуз. сб. науч. тр. — Свердловск, 1984. С. 100—101.
5 См.: Елисеев И.В. Реформа электроэнергетики Российской Федерации и договор энергоснабжения // Труды по гражданскому праву: К 75-летию Ю.К. Толстого. — М., 2003. С. 59—72.
6 См.: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. — М., 2000. С. 123.
7 См.: Андреева Л.В. Продажа товаров: Руководство по подготовке и заключению договоров. — М., 1997. С. 127.
8 Гражданское право России. Ч. 2. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. — М., 1997. С. 128.
9 См.: Гражданское право: Учеб.: В 2 т. Т. II. Полутом I / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. — М., 2003. С. 327.
10 Гражданское право. Ч. 2. Обязательственное право / Под ред. В.В. Залесского. — М., 1998. С. 96—97.
11 Костенко Н.В. Концепция системы договоров в сфере теплоснабжения // Энергосбережение. 2006. № 3.
12 Филиппова М.К. Договор снабжения электрической и тепловой энергией: вопросы правового регулирования // Журнал российского права. 1998. № 10/11. С. 157—158.
13 См.: Брагинский М.И. Применение статьи 426 «Публичный договор» Гражданского кодекса Российской Федерации // Право и экономика. 2001. № 9. С. 70—71.
14 См.: Куликова Л.А. Договор энергоснабжения // Юридический мир. 1997. № 8. С. 45.