УДК 34.03:342
Страницы в журнале: 26-29
Я.В. БАКАРДЖИЕВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права юридического факультета Курганского государственного университета
В статье проанализированы два политико-правовых явления — юридическая политика и правовая политика. Сопоставление этих видов государственной политической деятельности на уровне сложных политико-социальных отношений выявляет их несовпадение по содержанию, структуре, объекту воздействия, выполняемым целям и задачам. Автор делает вывод о том, что юридическая политика — это более широкое понятие, чем правовая политика.
Ключевые слова: правовая сфера, содержание правовой политики, юридическая сфера, содержание юридической политики, правотворчество, государственное управление.
About the correlation of legal policy and law policy as politico-legislative phenomena
Two important politico-legislative phenomena — legal policy and law policy are analyzed in the article. The comparison of these two kinds of state political activity on the level of complicated politico-social relations shows their discrepancy in the contents, structure, the object of influence, purposes and objectives. Besides, this analysis let us conclude that legal policy is a broader term than law policy and completely includes the last one as one the key components.
Все активнее в отечественную теорию государства и права входит новая категория — правовая политика. Заметно реже в широком научном обиходе применяется смежное понятие — юридическая политика. На первый взгляд может показаться, что никаких различий между ними нет. И некоторыми учеными эти понятия действительно рассматриваются как синонимичные[1].
Казалось бы, вопрос лишь в используемой терминологии. И действительно, скажем, если спросить, чем отличается правовая норма от юридической, большинство ответят, что ничем. И будут правы. На элементарном уровне содержание понятий «правовой» и «юридический» можно рассматривать как идентичное. Но на более сложном уровне, уровне многоаспектных политико-социальных отношений, эти категории уже начинают различаться. Смысловое содержание и функциональная нагруженность понятий «юридическая политика» и «правовая политика» перестают совпадать.
Прежде всего это обусловлено различием объектов воздействия правовой и юридической политики, которыми являются соответственно правовая и юридическая сферы жизнедеятельности общества. И эти сферы далеко не тождественны, как может показаться на первый взгляд.
Правовая сфера — это сфера, связанная с созданием и существованием положений позитивного (положительного) права, выражающаяся в нормативных правовых актах, иных источниках права и предусмотренных ими юридических механизмах реализации указанных положений.
Как можно заметить, правовая сфера связана с правовыми нормами, которые существуют как бы автономно от процесса использования этих норм. Но норма права сама по себе беспомощна и бесполезна, ее существование бессмысленно, а юридическая сила нормативного предписания будет фикцией, если нет реальной реализации нормы и обеспеченности государственного принуждения. Возможность воздействия правовой нормы на социальную действительность не должна являться гипотетической. В.В. Сорокин справедливо отмечает: «Правовая норма вне механизма ее действия может восприниматься как мертворожденный продукт и не будет представлять практического интереса. Только совокупный анализ состояния позитивного права, юридической практики и правосознания позволяет правильно судить об эффективности правового воздействия на общественные отношения… Эффективность правовой системы с чисто юридической и специально-правовой стороны характеризуется безотказной и слаженной работой всех ее компонентов, взаимодополняемостью всей цепи юридических средств»[2]. Мало просто принять нужный и качественный по содержанию нормативный правовой акт. Необходима всесторонняя и полная реализация заложенного в него потенциала через различные государственно-правовые механизмы, которые задействованы либо непосредственно, либо как потенциально возможные.
Воздействие права на общественные отношения осуществляется лишь через выраженную вовне деятельность по реализации его норм управомоченными субъектами, т. е. через конкретные юридически значимые действия, ведущие к наступлению определенных юридических последствий. Иными словами, право только тогда выполняет свою основную регулятивную функцию, когда оно получает или хотя бы потенциально может получить реализацию в объективной действительности, обеспечиваемую через различные государственно-правовые механизмы. Сфера правовой регламентации должна быть тесно взаимосвязана с процессами реального исполнения и применения права. Эту сферу в целом и следует именовать юридической.
Таким образом, юридическая сфера — это сфера более широкая по объему, чем правовая, поскольку дополнительно включает в себя юридическую деятельность и выражается не только в виде совокупности нормативных предписаний, но и в осуществлении конкретных действий по их реализации, т. е. охватывает всю цепочку механизма правового регулирования[3]. Прежде всего, юридическая сфера дополняется различного рода формализованной, документально оформленной или конклюдентной деятельностью, связанной со взаимоотношениями официальных государственных органов друг с другом, с гражданами и обществом в целом.
В качестве объекта воздействия правовой политики следует рассматривать все отношения, складывающиеся в правовом поле, где возникли или предположительно могут возникнуть проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как их снятие обусловлено необходимостью правового урегулирования в целях стабильного функционирования государства и общества.
Объектом воздействия юридической политики выступает вся юридическая составляющая деятельности государства и общества, включающая не только создание собственно нормативных регуляторов, но и юридические механизмы их реализации, в том числе с использованием государственной правоприменительной системы, а также формирование духовно-ценностных установок общества. Необходимо постоянно обеспечивать эффективную правореализационную деятельность, которая, в отличие от правотворческой деятельности, в конкретной сфере носит не только стратегический, но и перманентный характер. Это обстоятельство и обусловливает специфику содержания юридической политики.
В концепциях правовой политики внимание реализационным моментам либо не уделяется вовсе, либо речь идет только о правоприменении, что заметно сужает объем рассматриваемого явления. Во-первых, правоприменительная деятельность во многом лишь способствует реализации права и осуществляется только государством. Следовательно, «отсекается» такой большой пласт правовых отношений, как частноправовые. Во-вторых, реализация правовой политики не тождественна реализации правовых предписаний, выработанных этой политикой. Сама политика как разновидность государственной деятельности также нуждается в реализации. И если относительно правовой политики ее реализация предстает как нечто внешнее по отношению к ней (в виде реализации правовых предписаний, выработанных правовой политикой), то реализация юридической политики выступает как составная и неотъемлемая часть самой этой политики, поскольку речь идет именно о реализации одной из видов государственной политической деятельности. Причем юридическая политика не только осуществляется через имеющиеся государственные механизмы и институты, но и, используя свой регулятивный потенциал, воздействует на них, учитывая сформировавшуюся правовую и политическую культуру.
Говоря о духовно-ценностных установках общества, следует отметить такую категорию, как социальные ценности, которые оказывают определяющее воздействие на политико-правовую жизнь социума, подчиняя ее своим императивам. Политика, включая юридическую, «служит средством реализации ценностей, среди которых, прежде всего, следует выделить благосостояние, безопасность, порядок, справедливость, равенство, легитимность, законность, свободу, власть… Динамика и направленность развития политических ценностей отражает важнейшие тенденции развития политической и юридической практики, в том числе формирование правовой политики. В то же время познание и осмысление ценностей системы позволяют более четко представить и субъективную сторону политики, которая наукой еще не разработана. Такой подход поможет глубже осмыслить мотивы и цели формирования правовой политики, роль субъектов, участвующих в ее определении, фиксации и применении»[4].
Основная цель правовой политики представляет собой построение целостной конструкции правовой системы государства, некой идеальной модели правового регулирования социальных отношений на данном этапе развития общества, повышение его эффективности правовыми средствами.
Задачей правовой политики является создание, развитие и совершенствование правовой системы государства: разработка и принятие качественных, объективно необходимых, сбалансированных и адекватных текущим общественным отношениям норм права; приведение действующих юридических норм в соответствие актуальным общественным потребностям; восполнение пробелов права и устранение противоречий на всех уровнях в целях создания эффективной системы правового регулирования в виде целостной, монолитной законодательной системы (базы) или совокупности взаимодействующих систем. Иными словами, правовая политика, в отличие от юридической, есть политика, направленная на формирование и развитие нормативных основ правового регулирования вне прямого взаимодействия с регулируемыми этими нормами фактическими отношениями, которые тем не менее естественно подразумеваются и учитываются. Реализация правовой политики связана не с реализацией правовых предписаний, а с трансформацией политической воли в нормативную плоскость в целях дальнейшего регламентирования общественных отношений с помощью правового инструментария. С принятием нормативного правового акта правовая политика по конкретному направлению заканчивается, по крайней мере до момента, пока не возникнет необходимость в более эффективном правовом регулировании этой отрасли.
Целью юридической политики является не только принятие необходимых норм права, но и поддержание режима законности, практическое формирование единого правового пространства. Юридическая политика в целом призвана уже не просто обозначить желаемое в правовой сфере, но и создать благоприятные условия для полноценной реализации политических установок, выдвинутых правовой политикой, оптимизировать для этого организационно-управленческие, правоприменительные и правотворческие процессы и процедуры.
Таким образом, юридическая политика не только механически реализует правовую политику в текущей социально-политической ситуации, но и динамично трансформирует механизмы самого государства, а отчасти и общества, в целях повышения эффективности такой реализации. В этом аспекте можно сказать, что юридическая политика обеспечивает юридические механизмы, создавая и оптимизируя организационно-административные. На основании изложенного выстраивается следующая логическая схема: через правотворчество происходит переход политических установок в правовую плоскость, правореализация трансформирует правовую сферу непосредственно в юридическую.
Основным функциональным понятием в правовой сфере является право как система нормативного регулирования общественных отношений. Государство же задействовано лишь как источник оформления этого права и потенциальный гарант его исполнения. В этом контексте прослеживается односторонняя зависимость между государством и правом, и правовая сфера имеет характер закрытой системы норм. Практическая ее реализация остается «за кадром».
Юридическая сфера — это прежде всего сфера непосредственного действия и реализации юридических предписаний. Функциональным понятием в юридической сфере наравне с понятием «право» является категория «государство» как политическая организация, осуществляющая управление и регулирование общественных отношений на основе права, выступающая субъектом правотворчества и правоприменения. Государство является необходимым фактором создания любых правовых установлений и главной силой их осуществления, имеет конструктивное значение для самого бытия юридических отношений как особого институционального образования. Действуют более сложные, прямые и обратные связи между правовой надстройкой и государством. Государство выступает и как система, управляющая через право, и как управляемая правом система. Право определяет пределы власти, ограничивает и легализует ее. Одновременно власть принимает непосредственное участие в формировании и применении самого права (в идеале — в интересах общества).
Государственно-управленческая сфера всегда задействована в юридических отношениях прямо или косвенно. Государственное влияние присутствует в любом правоотношении и как бы проникает в самую его суть, имманентно ему. В сфере публичного права вся деятельность возможна только при непосредственном участии компетентных государственных органов и должностных лиц.
Несколько специфична юридическая политика в сферах частного и частно-публичного права. Это выражается в том, что деятельность в указанных сферах после принятия нормативного правового акта более не нуждается в прямом участии государства и основными субъектами реализации выступают физические и юридические лица. Юридическая политика в этом случае воплощается через предусмотренные нормативными правовыми актами юридические механизмы реализации.
Однако влияние государства остается и здесь и осуществляется через создание условий и постановку рамок для реализации субъективных прав, а также через использование возможности вмешательства в правоотношение по инициативе самих граждан и организаций или же по требованию должностных лиц или государственных органов — правоохранительных, судебных, контрольно-надзорных и иных. То есть государство продолжает опосредованно воздействовать и на эту сферу частноправовых отношений, косвенно участвует в ее функционировании. В данной ситуации задачи юридической политики сводятся прежде всего к созданию условий для реализации субъективных прав: выработке необходимых правовых средств и юридических механизмов и формированию системы государственных гарантий их реализации. Здесь же можно отметить и широкое использование государством поощрительных средств регулирования частных отношений, призванных стимулировать положительную социальную инициативу физических и юридических лиц без непосредственного участия государства.
Понимание юридической сферы как сферы правового регулирования в совокупности с процессами реализации нормативных предписаний позволяет выделить две фундаментальные составляющие, формирующие в целом содержание юридической политики: политико-правовая деятельность, направленная на формирование качественного аспекта системы права (что, собственно, и следует называть правовой политикой), и политико-правовая деятельность, направленная на обеспечение полноценной реализации нормативных предписаний в объективной действительности, повышение эффективности функционирования нормативных регуляторов и всей правовой системы в целом. Без взаимодействия этих двух составляющих и государство, и право как регулятивные системы утратят свое предназначение. Указанное двуединство определяет сущность и содержание юридической политики.
Можно с уверенностью констатировать: перед нами объективное и самостоятельное явление. Тесная связь целенаправленной преобразующей управленческой деятельности с правовой формой, с юридической сферой является критерием, позволяющим разграничить юридическую политику с другими разновидностями и направлениями государственной политики: экономической, социальной, культурной, национальной. Все эти разновидности и отличаются друг от друга самостоятельными объектами, наличием собственной сферы воздействия, методами регулирования и законами существования. Можно говорить о наличии таковых и у юридической политики. Е.В. Куманин отмечает: «Сферу юридической политики образует совокупность специальных политических воздействий, преследующих цели формирования и реализации права в ходе решения задач социально-экономического и культурного развития»[5].
Таким образом, юридическая политика никоим образом не противопоставляется правовой. Юридическая политика — это более широкое понятие, чем правовая политика, и полностью включает последнюю как одну из ключевых составляющих. Поэтому все, что касается правовой политики, в равной мере можно отнести и к юридической, но не всегда наоборот.
Правовая политика рассматривается в общепринятом сейчас понимании и выступает в качестве разновидности государственной деятельности, направленной на формирование правовой основы той или иной сферы социальных отношений с целью обеспечения комплексного и единообразного развития всей политико-правовой надстройки государства, связности и соотносимости элементов этой надстройки. Она является концептуальным элементом юридической политики, некой идеальной конструкцией по отношению к ней. В рамках юридической политики правовая политика призвана управять процессами правового развития конкретной страны, повышать степень упорядоченности и организации юридического бытия. Именно правовая политика определяет характер и направленность юридической политики, вырабатывает правовые средства и юридические механизмы их воплощения, использование которых должно обеспечивать успешность проведения юридической политики и достижение необходимых положительных результатов.
Одновременно созданные в результате осуществления правовой политики нормативные регуляторы неизбежно требуют своей дальнейшей реализации в объективной действительности. Только применение на практике выработанных правовой политикой нормативных предписаний позволит, во-первых, двигаться к достижению обозначенных целей, во-вторых, удостовериться в правильности выбранного решения поставленной проблемы. Все это обусловливает трансформацию правовой политики в юридическую. Юридическая политика, в свою очередь, предполагает органичное сочетание государственно-управленческих механизмов и нормативных правовых регуляторов в целях обеспечения наиболее оптимального их воздействия на развитие отношений в различных областях жизни общества и деятельности государства, находящихся в правовой сфере. При этом используется и преобразовывается имеющийся политико-правовой инструментарий, а также учитывается необходимость создания нового.
Следовательно, под юридической политикой государства следует понимать научно обоснованную системную деятельность государства, направленную на последовательное формирование, преобразование и развитие правовых средств и соответствующих им юридических и административно-управленческих механизмов в целях полного, комплексного и взаимосвязанного регулирования общественных отношений в юридической сфере.
Библиография
1 См., например: Малько А.В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. Нояб. С. 15—27; Шундиков К.В. О некоторых методологических проблемах формирования понятия правовой политики // Там же. 2003. № 1. С. 6—15; Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 6—17.
2 Сорокин В.В. Об эффективности правовой системы // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 3. С. 28—29.
3 Подробнее о понятии и структуре юридической деятельности см., например: Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. — Саратов, 1989; Чуфаровский Ю.В. Юридическая деятельность: понятие и структура, ее ценность и значимость // Юрист. 1999. № 4. С. 13—18; Антонов А.С. Юридическая деятельность: понятие, структура, содержание // Юридическое образование и наука. 2002. № 1. С. 42—46.
4 Исаков Н.В. Теоретико-методологические основы правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 1. С. 20—22.
5 Куманин Е.В. Юридическая политика и развитие права в условиях зрелого социализма // Советское государство и право. 1983. № 3. С. 126.