Статья

О сущности финансово-правовой ответственности и ее месте в системе юридической ответственности 

Выявляются характерные черты ответственности, в том числе финансовой, так как без них затруднительна реализация норм финансового права и соблюдение основных принципов привлечения к ответственности.

УДК 349:336.7; 351.72; 347.734/.735

Страницы в журнале: 64-67 

 

Р.Р. ШАЙДУЛЛИН,

ассистент кафедры административного и финансового права Института экономики, управления и права (г. Казань) rasul2004@list.ru

 

Выявляются характерные черты ответственности, в том числе финансовой, так как без них затруднительна реализация норм финансового права и соблюдение основных принципов привлечения к ответственности.

Ключевые слова: юридическая ответственность, правонарушение, состав правонарушения, публичная ответственность, административная ответственность, финансовая ответственность, привлечение к ответственности.

 

To the question about the essence of the financial and legal responsibility and its place in the system of legal responsibility

 

Shaidullin R.

 

The article identifies the characteristic features of responsibility, as without them,  implementation of the norms of financial law and respect for the basic principles of attraction to the responsibility is difficult.

Keywords: legal liability, tort, the offense, the public responsibility, administrative responsibility, financial responsibility, involving liability.

 

Право по своей природе является регулятором отношений, складывающихся между людьми. При этом регулирующая функция права предполагает обязательное наличие системы юридической ответственности.

В теории права юридическая ответственность характеризуется как некая необходимость подвергнуть государственному принуждению за совершенное правонарушение. О.Э. Лейст определяет юридическую ответственность как применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией нарушенной нормы, в установленном для этого процессуальном порядке[1]. Таким образом, характерными признаками юридической ответственности служат: сам факт совершения правонарушения; определенная установленная процессуальная форма; обязательное закрепление в правовой норме; государственное принуждение.

Под правонарушением понимается виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.

В конструкцию правонарушения заложены пять юридических элементов: действие или бездействие; противоправность; вред; вина; причинная связь, — которые взаимодействуют между собой.

Правонарушение имеет структуру, состоящую из четырех элементов: субъекта; субъективной стороны; объекта; объективной стороны.

Финансовое правонарушение является основанием финансово-правовой ответственности, т. е. финансовое правонарушение является юридическим фактом, на основе которого возникает правоотношение юридической ответственности. Финансовое законодательство не содержит единого понятия «финансовое правонарушение». Согласимся с мнением Н.А. Саттаровой, считающей, что финансовое правонарушение — это родовое понятие, которое можно подразделить на виды в зависимости от разновидности объектов посягательства: бюджетные, налоговые, валютные правонарушения и т. д.

Финансовые правонарушения подразделяются на проступки и преступления в зависимости от степени общественной опасности[2].

В этой связи в науке финансового права возникает вопрос о правовой природе финансово-правовой ответственности. В юридической литературе существуют различные мнения, определяющие рассматриваемый институт. По мнению одних авторов, финансово-правовая ответственность есть самостоятельный вид юридической ответственности[3], по мнению других исследователей, финансовая ответственность — это административная ответственность[4].

Во-первых, при определении финансовой ответственности нужно исходить из конкретных видов юридической ответственности, т. е. частноправовой и публично-правовой. К публично-правовой ответственности относится уголовная, административная, финансовая, конституционная, а к частноправовой — гражданско-правовая. В частноправовых отношениях субъекты равны между собой, что же касается публично-правовых отношений, стороны не равны между собой и одной из сторон выступает государство как властный институт, наделенный возможностями государственного принуждения, не совпадающей с волей ни одной из сторон правоотношений, даже если с одной стороны в частном правоотношении участвует государство в лице государственного унитарного предприятия.

Во-вторых, пресечение правонарушения осуществляется путем государственного принуждения, что не характерно для частноправовой ответственности.

В-третьих, публичная ответственность вытекает из закона, чего не скажешь о частноправовой ответственности, которая оговаривается нормами договора.

Как уже было отмечено, финансовая ответственность относится к публичной юридической ответственности. Ответственность за финансовые правонарушения предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Финансовые правоотношения по своей юридической природе являются имущественными отношениями, и нарушения в этой сфере наносят ущерб прежде всего государству. Возмещение такого ущерба осуществляется путем применения специальных финансово-правовых санкций, предусмотренных, например, ст. 282 Бюджетного кодекса РФ или ст. 75 Налогового кодекса РФ.

Сущность финансовой ответственности заключается не в наказании правонарушителя, а в восстановлении финансовых потерь государства. В данном случае речь идет о специальных финансово-правовых санкциях. За нарушение бюджетного законодательства БК РФ предусматривает следующие меры:

— предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

— блокировка расходов;

— изъятие бюджетных средств;

— приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

— наложение штрафа;

— начисление пени;

— иные меры в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Блокировка расходов и приостановление операций по счетам являются административными мерами, предусматривающими волевое действие вышестоящих органов по сокращению или полному приостановлению обслуживания бюджетных обязательств со стороны государства либо отказ от них. Таким образом, у правонарушителя приостанавливается право на использование уже выделенных средств из бюджета. Изъятие бюджетных средств применяется как правовосстановительная и предупредительная мера, позволяющая наказать за нецелевое использование бюджетных средств.

Самым распространенным видом финансовой ответственности является взимание пеней и штрафов.

Пеня есть определенная сумма, исчисляемая пропорционально за каждый просроченный установленный период. В отличие от налогового права, где пеня является самостоятельной санкцией, в бюджетном праве пеня является дополнительной санкцией к уже назначенному наказанию.

Штраф является денежной мерой ответственности за финансовые правонарушения, а также наиболее действенным способом государственного воздействия.

При определении финансовой ответственности учитываются факты предыдущего привлечения к ответственности.

Ответственность за финансовые правонарушения наступает с 16 лет.

Порядок привлечения к финансовой ответственности четко не урегулирован. Процессуальные нормы, регламентирующие такой порядок, содержатся во множестве нормативных правовых актов и применяются различными финансовыми органами самостоятельно, например, в ст. 284 БК РФ указано Федеральное казначейство, в ст. 46 НК РФ — налоговые органы или суд.

Как уже отмечалось, за нарушение норм финансового законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность. Закрепляя отсылочную норму, законодатель предусмотрел, что, как правило, финансовые правонарушения совершаются должностными лицами и чаще связаны с нарушением порядка управления, чем вызывают серьезные последствия. Например, ст. 281 БК РФ предусматривает ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, под которым понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данные правонарушения несравнимы по степени тяжести с другими нарушениями в финансовой сфере, например, с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин.

Финансовая ответственность может реализоваться через гражданско-правовую ответственность, т. е. без применения мер принуждения, например, через добровольное исполнение обязанности по уплате неустойки.

Между тем финансовая и гражданско-правовая ответственности имеют определенные отличия. В гражданском праве размер пеней и убытков оговаривается в договоре, а в финансовом праве устанавливается только законодательно. В гражданском праве лицо, являясь участником договора, может отказаться от взыскания обеспечительных платежей, что недопустимо в финансовом праве, так как преследуется цель восстановление финансовых интересов государства и общества. В силу своей публичности финансовое право рассматривает правонарушение как виновное противоправное деяние лица (ст. 106 НК РФ), в гражданском праве вина может и не рассматриваться как имеющая юридическое значение.

Подводя итог, необходимо отметить следующее. Финансово-правовая ответственность является самостоятельным видом публичной ответственности, реализуемой через систему государственного принуждения в целях восстановления финансовых потерь государства. При применении финансовых мер государственного принуждения учитывается характер и степень общественной опасности правонарушения, что закрепляется в соответствующем отраслевом законодательстве. Отличительной чертой финансовой ответственности выступает универсальность применения тех или иных санкций в зависимости от охраняемого финансового правоотношения и целей применения наказания за их нарушения. Такая универсальность вызывает трудности в применении законодательства, так как происходит смешение норм финансового и административного законодательства, а также разобщенность различных правовых норм, содержащихся в бюджетном, налоговом и валютном законодательстве, с одновременным ухудшением нормальной практики регулирования отношений в финансовой сфере.

Данное положение может привести к созданию законодательных пробелов в регулировании финансовых и административных правонарушений. Мы считаем, что финансовую ответственность необходимо рассматривать как отдельную систему правовой ответственности и закрепить ее в рамках финансового законодательства.

 

Библиография

1 Теория государства и права: учеб. для вузов / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. — М., 2000. С. 435.

2 См.: Саттарова Н.А. Финансово-правовая ответственность: учеб. пособие. — Казань, 2009 С. 36.

3 См., например: Финансовое право: учеб. пособие / под ред. А.А. Ялбулганова. — М., 2001. С. 82; Карасева М.В., Крохина Ю.А. Финансовое право / под ред. М.В. Карасевой. — М., 2001. С. 71.

 

4 См., например: Бахрах Д.Н., Кролис Л.Ю. Административная ответственность и финансовые санкции // Журнал российского права. 1997. № 8. С. 86; Хаменушко И.В., Шеленков С.Н. Проблемы ответственности за нарушения валютного законодательства в связи с принятием Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации // Финансовое право. 2002. № 4. С. 57.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье рассматривается институт административного принуждения. Важность категории «административное принуждение» предопределятся ее функциональностью при определении методов принудительного воздействия
Добавлено: 01.12.2024
Цель исследования — рассмотреть проблему соотношения административного и дисциплинарного принуждения на службе в органах внутренних дел, обосновать недопустимость отступления от принципа «non bis in idem» при привлечении сотрудника органов внутренних дел к административной ответственности на общих основаниях.
Добавлено: 01.12.2024
Основным законом страны является конституция. Если она исполняется, то можно говорить о наличии конституционализма в стране, о гарантированности наиболее важных прав и свобод. В ином случае конституция носит фиктивный характер.
Добавлено: 01.12.2024
В статье рассматривается проблема административной ответственности за правонарушения в сети Интернет. Акцентируется внимание на растущей сложности расследования таких инцидентов из-за анонимности пользователей и глобальности информационной сети
Добавлено: 06.10.2024
В статье исследуется миграционная сфера отношений, выступающая в качестве объекта административно-правовой охраны. Рассматривается правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации и Республике Таджикистан
Добавлено: 02.08.2024