Н.В. ЗБАРАЖСКИЙ,
кандидат юридических наук доцент кафедры теории государства и права Сыктывкарского государствен-ного университета
Автор рассматривает основания научной классификации прав и свобод человека и гражданина, этапы становления и развития классификации.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, виды прав и свобод, поколения прав и свобод.
Ex divisione hominum iura et libertates.
Zbarazhsky N.
The author considers the reasons scientific classification of rights and freedoms of man and citizen, the stages of formation and development of the classification
Keywords: human rights and freedoms, types of human rights and freedoms, generations of human rights and freedoms.
Права человека — это ценностный ориентир, позволяющий применять «человеческое измерение» не только к государству, праву, закону, законности, правовому порядку, но и к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с правами человека, от объема этих прав и их реализации[1].
По общему признанию, впервые научную классификацию прав, свобод и обязанностей человека в современном отечественном праве осуществила М.П. Карева, приняв за основу важнейшие сферы деятельности человека[2]. Ее классификация включала следующие составляющие: социально-экономические права, равноправие граждан и демократические свободы.
В дальнейшем государственно-правовая наука, используя классификационные основы, предложенные М.П. Каревой, выработала систему основных прав и свобод, куда вошли социально-экономические, политические и личные права и свободы граждан[3].
С точки зрения генерационного основания выделяются четыре поколения прав человека. Первым поколением традиционно признаются либеральные ценности, приобретенные в результате буржуазных революций (XVII-XVIII вв.), конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств, — гражданские и политические права, выражающие независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающие пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида[4]. Немецкий государствовед Г. Еллинек в своей работе «Система публично-субъективных прав»[5] характеризует их как негативные, т. е. совокупность публично-субъективных прав, обеспечивающих индивиду притязание на защиту от противоправных действий органов государственной власти, если они нарушают права индивида. К ним относят право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, свободу мысли и совести и т. д.
Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине ХХ в. под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения и повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей (так называемые позитивные права). Признание этих прав в нормах международного права явилось результатом идеологического и политического компромисса между социалистическими и западными странами[6]. Продвигавшаяся в свое время в ООН Советским Союзом и поддержанная странами третьего мира идея о закреплении социально-экономических прав в международных документах была предметом острых дискуссий при принятии Всеобщей декларации прав человека в 1948 г.[7]
После второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Особенность этих прав, по мнению профессора Е.А. Лукашевой, состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью (ассоциацией)[8]. Подобная точка зрения высказана и А.Я. Азаровым, который к третьему поколению прав относит только права, основанные на солидарности, права меньшинств и народов (право на развитие, мир, независимость, право на достойную жизнь и здоровую окружающую среду и др.)[9].
Сейчас активно формулируются права человека четвертого поколения. Существует две точки зрения на то, какие права входят в четвертое поколение: первая исходит из того, что права человека четвертого поколения связаны с клонированием и другими открытиями в области биологии[10], вторая — из того, что это поколение состоит из права на информацию и информационные технологии[11].
В современной российской юридической науке[12] обсуждается новая классификация прав индивида — личностные («соматические») права, в комплекс которых включены права на жизнь, смерть, изменение пола, гомосексуальные контакты, трансплантацию органов, употребление наркотиков или психотропных средств, на искусственное репродуцирование, стерилизацию, аборт, клонирование. Утверждая, что выделение в качестве самостоятельной группы данных прав «основывается на фундаментальной мировоззренческой уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его «модернизацию», «реставрацию» и даже «фундаментальную реконструкцию», изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами, В.И. Крусс отмечает, что «соматические» права и свободы вряд ли могут быть размещены в традиционной классификации прав и свобод, поскольку институциональность здесь задается качественно особыми и притом существенными параметрами»[13]. Более обоснованно можно говорить о поколении прав, связанных с развитием общества и научно-техническим прогрессом, и относить личностные («соматические») права к четвертому поколению прав.
В зависимости от содержания выделяют личные, или гражданские права, которые призваны обеспечивать свободу и автономию человека как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого бы то ни было незаконного внешнего вмешательства. По существу, этот блок прав охватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы демократического государства (например, свобода человека принимать решения независимо от государства, например, право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.).
Политические права являются выражением принадлежности власти народу, реализацией народовластия. Их особенность заключается в том, что они осуществляются не индивидуально, а в сообществе с другими гражданами (например, свобода действий граждан по участию в формировании органов государственной власти и самоуправления, а также участие в их деятельности, например, право избирать и быть избранным во властные структуры, равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.).
Экономические права связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг (например, право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.).
Социальные права призваны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность, поскольку человек может быть свободен только тогда, когда он защищен от нищеты и произвола властей. Но во многих странах, в том числе и в России, подобные нормы пока носят декларативный характер (например, свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по нетрудоспособности, право на пенсию, право на охрану семьи, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.).
Культурные права гарантируют доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет развивать культурные потребности личности, обеспечивать рост уровня ее культуры, без которой человек не может полноценно осуществлять свои личные и политические права, например, свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообщество (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).
В зависимости от соподчиненности выделяют основные права — это наиболее общие права человека и гражданина, которые закладывают основу национального правового статуса личности. Они признаются и защищаются государством как необходимое условие его существования. Основные права зафиксированы в Конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных (дополнительных) прав. Например, право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право частной собственности, участие в управлении обществом и государством и другие права, закрепленные в Конституции России, право каждого на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, право свободно выражать свое мнение и другие права.
Производные, или дополнительные права — это все права и свободы в той или иной сфере, производные от основных прав и свобод, закрепленных в Конституции государства. Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепленных иными отраслями права, например, право на заключение, изменение и расторжение трудового договора закреплено в Трудовом кодексе России.
В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству выделяют права российских и иностранных граждан, лиц с двойным гражданством (бипатридов) и лиц без гражданства (апатридов).
По категориям населения выделяют права человека, которые обеспечивают защиту всех без исключения людей независимо от их гражданской принадлежности; права гражданина, которые предоставляют защиту только гражданам России.
В зависимости от степени распространения выделяют общие права (присущие всем гражданам) и специальные права (зависящие от социального и служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.).
В зависимости от характера субъектов выделяют индивидуальные (например, право на жизнь, труд) и коллективные права (права народа, нации, общности, ассоциации).
Например, Г.А. Гаджиев пишет: «Индивидуальные основные права довольно часто могут осуществляться коллективно, но отличие их от коллективных состоит в том, что они вполне могут осуществляться и защищаться индивидуально, тогда, как коллективные права индивидуально осуществлять и защищать невозможно»[14].
Такая классификация представляется не совсем точной: право и свобода всегда индивидуальны. Во всех статьях главы 2 Конституции России, где закреплены конкретные права и свободы, они указаны в единственном числе, — право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, свобода мысли и слова и т. д. В статье 31 Конституции говорится, что граждане России имеют право собираться мирно, без оружия. Статья 37 Конституции признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.
Между тем, действительно, некоторые права можно исследовать индивидуально, даже право на забастовку. Например, один юрист — член профессионального союза юристов — в знак солидарности может объявить забастовку. Такое нередко бывает в странах, где профсоюзы создаются по профессиональному признаку. Некоторые же права могут использовать только коллективные субъекты. Невозможно представить одного субъекта, использующего право собираться мирно.
В зависимости от роли государства в их осуществлении выделяют негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные права (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав).
Г. Еллинек выделяет и активные, государственно-гражданские права: право избирать и быть избранным, равенство гражданских прав, право петиций[15].
В зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности, выделяют права в сфере личной безопасности и частной жизни, в области государственной и общественно-политической жизни, в сфере экономической, социальной и культурной деятельности.
По происхождению права и свободы человека и гражданина классифицируют на :
—предгосударственные, фундаментом которых служат идеи христианского естественного права; эта категория прав действует, даже если позитивное право не обеспечивает их явную констатацию: защита человеческого достоинства, свобода личности, свобода совести и вероисповедания;
—надгосударственные, которые также не нуждаются в формальном признании государством: равноправие перед законом, охрана семьи и брака, гарантия собственности и права наследования;
—установленные государством основные права.
Рассмотренные основания классификация прав и свобод человека и гражданина имеют не только и не столько теоретическое значение; классификация прав и свобод, выполняя информационную, организационную, описательную, объяснительную, терминологическую и иные научно-практические функции, направлена на создание эффективного механизма защиты прав и свобод человека и решения одной из главных задач государства.
Список использованной литературы
1. Антонов И.П. Права и свободы личности — высшая правовая ценность немецкого общества // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 1.
2. Гаджиев Г.А. Основные экономические права: сравнительное исследование: Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. — М., 1996.
3. Глушкова С.И. Права человека в России. — М.: Юристъ, 2005.
4. Джонсон Г. Разработка Всеобщей дек-ларации прав человека // В кн.: Всеобщая дек-ларация прав человека. 45-я годовщина. — М.: Интерпракс-ЮНЕСКО, 1994.
5. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. — М.: Манускрипт, 1994.
6. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
7. Конституционные права и свободы че-ловека и гражданина в Российской Федера-
ции / Под ред. О.И. Тиунова.
8. Крусс В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. — 2000. — № 10.
9. Лукашева Е.А. Права человека: Учебник для вузов. — М., 2003.
10. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2001.
11. Рудинский Ф.М. Права человека в современном мире // Марксизм и современность. — 2000. — № 1 (15).
12. Советское государственное право. — М., 1948.
The bibliography
1. Antonov I.P. Individual rights and freedoms — the highest legal value of German society // The constitutional and municipal law. 2006. № 1.
2. Hajiyev, G.A. The basic economic law (comparative study of constitutional and legal institutions in Russia and foreign countries). Dis. ... Doctor of Jurisprudence. М., 1996.
3. Glushkova S.I. Human Rights in Russia. — М.: Yurist, 2005.
4. Johnson, G. Development of the Universal Declaration of Human Rights / In Universal Declaration of Human Rights. 45 anniversary. — M.: Interpraks-UNESCO, 1994.
5. Dmitriev, U.A. Zlatopolsky A.A. Citizen and government. — M.: Manuscript, 1994.
6. The history of political and legal doctrines / Edited by О. Leist. — М.: 2002.
7. The constitutional rights and freedoms of human and citizen in the Russian Federation / Edited by О.I. Tiynov. — М., 2007.
8. Kruss V.I. Personality ("somatic") rights in the constitutional and legal philosophical dimension: to the problem // The state and law. 2000. № 10.
9. Lukasheva E.A. Human Rights. — М., 2003.
10. Malko A.V. The Theory of the State and Law: — М.: Yurist, 2001.
11. Rydinski F.М. The human rights in the modern world // Marxism and Modernity. 2000. № 1 (15).
12. Soviet state law. — М., 1948.
Библиография
1 Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. — М.: Норма, 1999. — С. 1-3.
2 Советское государственное право. — М., 1948. — С. 147, 148.
3 См.: Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. — М.: Манускрипт, 1994. — С. 24.
4 Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2001. — С. 130.
5 История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. — С. 495.
6 Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации / Под ред. О.И. Тиунова. — С. 14.
7 См.: Джонсон Г. Разработка Всеобщей декларации прав человека // В кн.: Всеобщая декларация прав человека. 45 годовщина. — М.: Интерпракс-ЮНЕСКО, 1994. — С. 37-48.
8 Лукашева Е.А. Права человека: Учебник для вузов. — М., 2003. — С. 56.
9 Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации / Под ред. О.И. Тиунова. — С. 15.
10 Рудинский Ф.М. Права человека в современном мире // Марксизм и современность. — 2000. — № 1(15).
11 Эта точка зрения была высказана проф., д-ром юрид. наук Ю.А. Дмитриевым.
12 См., напр.: Глушкова С.И. Права человека в России. — М.: Юристъ, 2005. — С. 367.
13 Крусс В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. — 2000. — № 10. — С. 43.
14 Гаджиев Г.А. Основные экономические права: сравнительное исследование: Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. — М., 1996. — С. 41.
15 История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. — С. 494.
16 Антонов И.П. Права и свободы личности — высшая правовая ценность немецкого общества // Конституционное и муниципальное право. — 2006. — № 1. — С. 46.