Реклама
Статья

Обеспечение безопасности военно-технического сотрудничества Российской Федерации в условиях трансформации и роста террористических угроз

Рассматриваются актуальные вопросы обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества в условиях трансформации и роста террористических угроз.

УДК 342:341.3

Страницы в журнале: 11-15

 

В.В. Красинский,

доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Голицынского пограничного института ФСБ России Россия, Голицыно lislis@nm.ru

 

Рассматриваются актуальные вопросы обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества в условиях трансформации и роста террористических угроз. Анализируются современные террористические угрозы, влияющие на военно-техническое сотрудничество. Обосновывается система мер обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества. Выделяются приоритетные направления обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества в регионах повышенной террористической активности.

Ключевые слова: террористические угрозы, военно-техническое сотрудничество, безопасность военно-технического сотрудничества, международные террористические организации, зоны вооруженных конфликтов, регионы повышенной террористической активности, каналы поставки оружия, производство, ремонт, модернизация и транспортировка оружия в регионы повышенной террористической активности.

 

Терроризм как сложно организованная система постоянно трансформируется: происходит изменение сил, средств, форм и методов деятельности, совершенствуются способы маскировки и управления, возникают новые взаимосвязи. На наших глазах меняется тактика террористической деятельности (для 1990-х — начала 2000-х годов были характерны единичные акции с использованием террористов-смертников, во второй половине 2000-х годов стали осуществляться каскадные теракты, на современном этапе терроризма используются скоординированные действия небольших боевых групп (по типу террористических актов в Париже) и комбинированные схемы действий террористов)[1].

На примере вооруженных конфликтов в Афгано-Пакистанской зоне, Сирии и Ираке можно утверждать, что изменилась и тактика ведения боевых действий:

— боевики стали больше рассредоточивать свои силы и средства, передислоцировались в населенные пункты, минимизировали практику проведения совещаний полевых командиров («шуры»);

— передвижение личного состава и техники осуществляется исключительно в темное время суток небольшими группами;

— тяжелое вооружение используется при крайней необходимости, предпочтение отдается мобильности.

Расширение географии, совершенствование тактики, повышение уровня организации террористической деятельности на фоне усиления военно-политической напряженности в ряде регионов мира стали оказывать заметное влияние на осуществление военно-технического сотрудничества Российской Федерации. Вместе с тем проблемы обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества в теоретико-прикладном плане оказались недостаточно разработанными.

Имеющиеся по тематике военно-технического сотрудничества работы можно условно разделить на несколько групп. Первая охватывает вопросы государственной политики и организационно-правового регулирования военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (принципы, правовые режимы, внешнеторговые сделки, посредничество, использование результатов интеллектуальной деятельности, компетенция субъектов военно-технического сотрудничества и др.) [3, с. 69—77; 4, с. 47—54; 5; 6, с. 74—82; 7; 8; 9, с. 19—21].

Вторая группа исследований рассматривает главным образом политические и экономические аспекты двустороннего военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными партнерами [1, с. 30—33; 11, с. 31—35; 12, с. 100—105].

Однако проблемы уязвимости и обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества Российской Федерации предметом самостоятельного научного изучения не являлись. Авторами не рассматривались террористические угрозы в отношении субъектов военно-технического сотрудничества, специфика сопровождения военно-технического сотрудничества в регионах повышенной террористической активности, комплекс мер обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества. В связи с этим изучение указанных вопросов и обоснованная постановка соответствующих проблем представляются актуальными.

В современных условиях крупномасштабной террористической угрозой становится расширение инфраструктуры нелегального производства, ремонта, модернизации, транспортировки и контрабандного распространения оружия и боеприпасов в зоны вооруженных конфликтов [2, с. 116]. Эту деятельность стремятся финансировать и контролировать организованные преступные формирования и международные террористические организации.

Значительное число вооружений и комплектующих поступило в зоны конфликтов из бывших социалистических государств[2].

На примере поставок оружия боевикам международных террористических организаций «ИГИЛ»* и «Джебхат ан-Нусра»* в Сирии можно выделить турецкий, катарский, иорданский и афганский каналы поставки. Боевиков «ИГИЛ»* также вооружают Объединенные Арабские Эмираты. «ИГИЛ»* и «Джеб-хат ан-Нусра»* используют танки (Т55, Т62, Т72, «Абрамс»), бронированные автомобили на базе «Хаммер» с установленными на них крупнокалиберными пулеметами, артиллерийские установки (130-мм пушки М46, 155-мм гаубицы М 198, РСЗО «Град», ПТУРС «Фагот», «Красная стрела 8» (КНР), ПЗРК «Стингер», «Стрела» и др.), полученные в результате захвата складов иракской и сирийской армий [13, с. 4—5]. Снабжение террористической организации «Джебхат ан-Нусра»* осуществляется через районы, захваченные подконтрольными спецслужбам США, Турции, Иордании и Саудовской Аравии отрядами сирийской «оппозиции».

Безусловно заметную угрозу представляют посягательства на жизнь и здоровье, попытки захвата в заложники военно-технического персонала Российской Федерации, командируемого в регионы повышенной террористической активности (Афганистан, Алжир, Пакистан, Сирию, Ирак, Египет, Ливию, Йемен и др.).

Особые опасения вызывают намерения экстремистских объединений и террористических организаций получить новейшие средства вооружения, доступ к оружию массового поражения, его компонентам и технологиям производства.

Принимая во внимание неоднократное применение химического оружия в Сирии и наличие у представителей антиправительственных сил радиоактивных материалов, актуальной задачей является индивидуальная и коллективная защита российских советников и специалистов от оружия массового поражения.

Уязвимость существующей инфраструктуры производства, ремонта, модернизации, транспортировки оружия и комплектующих неразрывно связана с противоправными устремлениями организованных преступных формирований, незаконных вооруженных формирований, террористических сообществ, спецслужб и организаций иностранных государств к участникам военно-технического сотрудничества.

Для снижения уязвимости военно-технического сотрудничества и предотвращения террористических угроз необходима реализация комплекса мер:

— определение основных террористических угроз, устремлений организованных преступных групп и незаконных вооруженных формирований, иностранных разведывательных органов, вскрытие каналов связи, финансирования и ресурсного обеспечения, поставки средств вооружения террористическим ячейкам и международным террористическим организациям, поиск лагерей подготовки боевиков, лабораторий по производству взрывчатых веществ и др.[3];

— обеспечение безопасности переговорного процесса, защиты военной и технической информации в сфере военно-технического сотрудничества, в том числе при организации визитов иностранных делегаций в рамках программ международного сотрудничества и технологического обмена, проведения международных выставок вооружения и военной техники, совместных учений[4];

— проверка иностранных контрагентов-заказчиков (анализ аффилированных и учредительских связей; деятельности государственных и негосударственных организаций, направленной на получение доступа к технологиям создания оружия, инфраструктуры для его испытания и хранения, технологиям двойного назначения; изучение финансовых показателей и др.) и сопровождение подготовки и подписания контрактов[5];

— оценка уязвимости каналов поставки вооружений и объектов инфраструктуры в ходе военно-технического сопровождения;

— обеспечение безопасности каналов поставки вооружений и комплектующих, транзита грузов (режимные меры по обеспечению секретности поставок и маршрутов транспортировки оружия);

— обеспечение безопасности объектов инфраструктуры в районах дислокации конечных потребителей и заказчиков военной продукции (физическая защита складов и центров хранения вооружения, боевой техники, боеприпасов, военного имущества, учебных центров и полигонов, пропускной и внутриобъектовый режим, патрулирование, охрана объектов, инженерно-техническая укрепленность);

— обеспечение безопасности в районах непосредственного боевого применения вооружений (применение беспилотных летательных аппаратов, осмотр транспортных средств, обеспечение личной безопасности военнослужащих и технических специалистов, членов их семей).

Значимой задачей является недопущение передачи военных технологий и технологий двойного назначения в обход международных договоренностей[6]. В этой связи осуществляется контроль за передачей закрытой информации и военных технологий иностранным государствам, а также за порядком выдачи экспортных лицензий на поставки за рубеж обычных вооружений, технологий двойного назначения. В рамках контроля за исполнением обязательств принимаются меры по недопущению реэкспорта или передачи третьим странам продукции военного назначения, поставленной иностранным заказчикам, без согласия Российской Федерации.

В отношении товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и совершении террористических актов, осуществляется экспортный контроль [10].

Контроль за соблюдением внешнеполитических интересов Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества осуществляется Министерством внутренних дел РФ.

Данный комплекс мер обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества способствует поддержанию и развитию военных связей Российской Федерации, укрепляет защищенность персонала участников военно-технического сотрудничества, содействует реализации единой внешнеполитической и торгово-экономической линии Российской Федерации.

Перспективными направлениями обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества с иностранными партнерами в регионах повышенной террористической активности являются:

— разработка многосторонних и двусторонних соглашений по защите и передаче военной и военно-технической информации в сфере военно-технического сотрудничества в формате соответствующих межправительственных комиссий и подготовка решений Правительства РФ;

— совместное с иностранными партнерами планирование и координация мероприятий по обеспечению каналов поставки вооружений и объектов инфраструктуры; проведение совместных антитеррористических учений;

— разработка и внедрение передовых систем защиты инфраструктуры производства, ремонта, модернизации и эксплуатации вооружений (высотные и средневысотные беспилотные летательные аппараты с большой продолжительностью полета, средства разведки, наблюдения, обнаружения и обезвреживания средств совершения терактов, а также ликвидации их последствий и др.).

Последовательная работа по выделенным приоритетным направлениям позволит укрепить военно-политические и стратегические позиции Российской Федерации, обеспечит стабильное наращивание экспортного потенциала Российской Федерации в области вооружений и военной техники, защитит законные интересы участников военно-технического сотрудничества и предотвратит возможность нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества.

 

Список литературы

 

1. Борисова В.И. Россия и США — военно-техническое сотрудничество и стратегия национальной безопасности // Правовое регулирование внешнеэкономического сотрудничества. Материалы международного научного симпозиума. Ч. 3. Самара, 2003. С. 30—33.

2. Зарубежное военное обозрение. 2015. № 12. С. 116.

3. Кудашкин В.В. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами: понятие, принципы и правовой режим // Государство и право. 1998. № 9. С. 69—77.

4. Кудашкин В.В. Государственная монополия – основополагающий принцип деятельности в области военно-технического сотрудничества // Государство и право. 2000. № 12. С. 47—54.

5. Кудашкин В.В. Государственная политика в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: правовые аспекты: моногр. М., 2000.

6. Кудашкин В.В. Посредничество в международном военно-техническом сотрудничестве // Законодательство и экономика. 2002. № 9. С. 74—82.

7. Кудашкин В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003.

8. Кудашкин В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Законодательство Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества. М., 2008.

9. Кудашкин В.В. Режимы правового регулирования военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами // Право в Вооруженных силах. 2002. № 8.С. 19—21.

10. Об экспортном контроле: федер. закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ // Российская газета. 1999. 26 июля.

11. Поплавский С.П. Россия и КНР: современные тенденции политики военно-технического сотрудничества // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 3. С. 31—35.

12. Слепак В.Ю. Развитие военных потенциалов, военно-техническое, научно-образовательное и разведывательное сотрудничество государств-членов ЕС // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 10. С. 100—105.

13. Шарковский А. Все грани «Исламского государства» // Независимое военное обозрение. 2015. № 17. С. 4—5.

Библиография

1  Если в 2008—2013 годах боевиками активно использовалась так называемая чеченская смесь, нажимные датчики цели с триперекисью ацетона («Киса»), другие самодельные компоненты взрывчатых веществ и взрывных устройств, то после начала вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике террористы из Российской Федерации, получившие боевой опыт и практику минно-взрывной работы за рубежом, начали применять в террористической деятельности штатные боеприпасы.

2 Переход бывших стран социалистического лагеря на стандарты НАТО вызвал рост поставок советского оружия в зоны вооруженных конфликтов и регионы повышенной террористической активности. В настоящее время советское оружие по просроченным лицензиям производится и модернизируется при финансовой поддержке заинтересованных западных стран (в первую очередь США), а затем доставляется в зоны конфликтов.

3 В соответствии с приложением к указу Президента РФ от 10.09.2005 № 1062 «Перечень федеральных органов исполнительной власти по координации и контролю в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также по решению других задач государственного регулирования в этой области» обеспечение данных мер возложено на Службу внешней разведки и Федеральную службу безопасности.

4 Производители и разработчики получают в Межведомственной комиссии по защите государственной тайны экспертные заключения о возможности поставок иностранным государствам продукции военного назначения, составляющей государственную тайну. Планы мероприятий по защите государственной тайны при работе с иностранными делегациями в Российской Федерации и за рубежом согласуются с ФСБ России.

5 В соответствии с пп. «н» п. 12 Положения о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (утв. указом Президента РФ от 10.09.2005 № 1062) организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность в отношении продукции военного назначения, обязаны информировать Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству, Министерство обороны РФ, СВР России и ФСБ России о любых контактах с иностранными юридическими и физическими лицами по вопросам производства и поставки продукции военного назначения.

6 В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» Президент РФ запрещает или ограничивает вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности ООН о мерах по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.

* - Запрещенные в РФ группировки

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье исследуются основания и процессуальные особенности проведения закрытых судебных заседаний по гражданскому процессуальному законодательству стран СНГ
Добавлено: 11 дней назад
Рассматриваются особенности нормативного правового закрепления вопросов защиты прав группы лиц в гражданском законодательстве Российской империи, СССР и Российской Федерации
Добавлено: 11 дней назад
Внедрение искусственного интеллекта — наиболее популярная и часто обсуждаемая в судейском сообществе проблема. Со временем становится все более понятным, что использование технологий искусственного интеллекта перестает быть перспективой на далекое будущее, а становится насущной необходимостью
Добавлено: 09.06.2024
На заседании диссертационного совета 03.2.010.01, созданного на базе федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» 22 декабря 2022 г. прошла защита диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Квасникова Евгения Сергеевича
Добавлено: 26.05.2024
Статья посвящена вопросу о функциях прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса. Обобщены различные точки зрения по данному вопросу.
Добавлено: 01.02.2024