УДК 342:341.3
Страницы в журнале: 11-15
В.В. Красинский,
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Голицынского пограничного института ФСБ России Россия, Голицыно lislis@nm.ru
Рассматриваются актуальные вопросы обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества в условиях трансформации и роста террористических угроз. Анализируются современные террористические угрозы, влияющие на военно-техническое сотрудничество. Обосновывается система мер обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества. Выделяются приоритетные направления обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества в регионах повышенной террористической активности.
Ключевые слова: террористические угрозы, военно-техническое сотрудничество, безопасность военно-технического сотрудничества, международные террористические организации, зоны вооруженных конфликтов, регионы повышенной террористической активности, каналы поставки оружия, производство, ремонт, модернизация и транспортировка оружия в регионы повышенной террористической активности.
Терроризм как сложно организованная система постоянно трансформируется: происходит изменение сил, средств, форм и методов деятельности, совершенствуются способы маскировки и управления, возникают новые взаимосвязи. На наших глазах меняется тактика террористической деятельности (для 1990-х — начала 2000-х годов были характерны единичные акции с использованием террористов-смертников, во второй половине 2000-х годов стали осуществляться каскадные теракты, на современном этапе терроризма используются скоординированные действия небольших боевых групп (по типу террористических актов в Париже) и комбинированные схемы действий террористов)[1].
На примере вооруженных конфликтов в Афгано-Пакистанской зоне, Сирии и Ираке можно утверждать, что изменилась и тактика ведения боевых действий:
— боевики стали больше рассредоточивать свои силы и средства, передислоцировались в населенные пункты, минимизировали практику проведения совещаний полевых командиров («шуры»);
— передвижение личного состава и техники осуществляется исключительно в темное время суток небольшими группами;
— тяжелое вооружение используется при крайней необходимости, предпочтение отдается мобильности.
Расширение географии, совершенствование тактики, повышение уровня организации террористической деятельности на фоне усиления военно-политической напряженности в ряде регионов мира стали оказывать заметное влияние на осуществление военно-технического сотрудничества Российской Федерации. Вместе с тем проблемы обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества в теоретико-прикладном плане оказались недостаточно разработанными.
Имеющиеся по тематике военно-технического сотрудничества работы можно условно разделить на несколько групп. Первая охватывает вопросы государственной политики и организационно-правового регулирования военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (принципы, правовые режимы, внешнеторговые сделки, посредничество, использование результатов интеллектуальной деятельности, компетенция субъектов военно-технического сотрудничества и др.) [3, с. 69—77; 4, с. 47—54; 5; 6, с. 74—82; 7; 8; 9, с. 19—21].
Вторая группа исследований рассматривает главным образом политические и экономические аспекты двустороннего военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными партнерами [1, с. 30—33; 11, с. 31—35; 12, с. 100—105].
Однако проблемы уязвимости и обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества Российской Федерации предметом самостоятельного научного изучения не являлись. Авторами не рассматривались террористические угрозы в отношении субъектов военно-технического сотрудничества, специфика сопровождения военно-технического сотрудничества в регионах повышенной террористической активности, комплекс мер обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества. В связи с этим изучение указанных вопросов и обоснованная постановка соответствующих проблем представляются актуальными.
В современных условиях крупномасштабной террористической угрозой становится расширение инфраструктуры нелегального производства, ремонта, модернизации, транспортировки и контрабандного распространения оружия и боеприпасов в зоны вооруженных конфликтов [2, с. 116]. Эту деятельность стремятся финансировать и контролировать организованные преступные формирования и международные террористические организации.
Значительное число вооружений и комплектующих поступило в зоны конфликтов из бывших социалистических государств[2].
На примере поставок оружия боевикам международных террористических организаций «ИГИЛ»* и «Джебхат ан-Нусра»* в Сирии можно выделить турецкий, катарский, иорданский и афганский каналы поставки. Боевиков «ИГИЛ»* также вооружают Объединенные Арабские Эмираты. «ИГИЛ»* и «Джеб-хат ан-Нусра»* используют танки (Т55, Т62, Т72, «Абрамс»), бронированные автомобили на базе «Хаммер» с установленными на них крупнокалиберными пулеметами, артиллерийские установки (130-мм пушки М46, 155-мм гаубицы М 198, РСЗО «Град», ПТУРС «Фагот», «Красная стрела 8» (КНР), ПЗРК «Стингер», «Стрела» и др.), полученные в результате захвата складов иракской и сирийской армий [13, с. 4—5]. Снабжение террористической организации «Джебхат ан-Нусра»* осуществляется через районы, захваченные подконтрольными спецслужбам США, Турции, Иордании и Саудовской Аравии отрядами сирийской «оппозиции».
Безусловно заметную угрозу представляют посягательства на жизнь и здоровье, попытки захвата в заложники военно-технического персонала Российской Федерации, командируемого в регионы повышенной террористической активности (Афганистан, Алжир, Пакистан, Сирию, Ирак, Египет, Ливию, Йемен и др.).
Особые опасения вызывают намерения экстремистских объединений и террористических организаций получить новейшие средства вооружения, доступ к оружию массового поражения, его компонентам и технологиям производства.
Принимая во внимание неоднократное применение химического оружия в Сирии и наличие у представителей антиправительственных сил радиоактивных материалов, актуальной задачей является индивидуальная и коллективная защита российских советников и специалистов от оружия массового поражения.
Уязвимость существующей инфраструктуры производства, ремонта, модернизации, транспортировки оружия и комплектующих неразрывно связана с противоправными устремлениями организованных преступных формирований, незаконных вооруженных формирований, террористических сообществ, спецслужб и организаций иностранных государств к участникам военно-технического сотрудничества.
Для снижения уязвимости военно-технического сотрудничества и предотвращения террористических угроз необходима реализация комплекса мер:
— определение основных террористических угроз, устремлений организованных преступных групп и незаконных вооруженных формирований, иностранных разведывательных органов, вскрытие каналов связи, финансирования и ресурсного обеспечения, поставки средств вооружения террористическим ячейкам и международным террористическим организациям, поиск лагерей подготовки боевиков, лабораторий по производству взрывчатых веществ и др.[3];
— обеспечение безопасности переговорного процесса, защиты военной и технической информации в сфере военно-технического сотрудничества, в том числе при организации визитов иностранных делегаций в рамках программ международного сотрудничества и технологического обмена, проведения международных выставок вооружения и военной техники, совместных учений[4];
— проверка иностранных контрагентов-заказчиков (анализ аффилированных и учредительских связей; деятельности государственных и негосударственных организаций, направленной на получение доступа к технологиям создания оружия, инфраструктуры для его испытания и хранения, технологиям двойного назначения; изучение финансовых показателей и др.) и сопровождение подготовки и подписания контрактов[5];
— оценка уязвимости каналов поставки вооружений и объектов инфраструктуры в ходе военно-технического сопровождения;
— обеспечение безопасности каналов поставки вооружений и комплектующих, транзита грузов (режимные меры по обеспечению секретности поставок и маршрутов транспортировки оружия);
— обеспечение безопасности объектов инфраструктуры в районах дислокации конечных потребителей и заказчиков военной продукции (физическая защита складов и центров хранения вооружения, боевой техники, боеприпасов, военного имущества, учебных центров и полигонов, пропускной и внутриобъектовый режим, патрулирование, охрана объектов, инженерно-техническая укрепленность);
— обеспечение безопасности в районах непосредственного боевого применения вооружений (применение беспилотных летательных аппаратов, осмотр транспортных средств, обеспечение личной безопасности военнослужащих и технических специалистов, членов их семей).
Значимой задачей является недопущение передачи военных технологий и технологий двойного назначения в обход международных договоренностей[6]. В этой связи осуществляется контроль за передачей закрытой информации и военных технологий иностранным государствам, а также за порядком выдачи экспортных лицензий на поставки за рубеж обычных вооружений, технологий двойного назначения. В рамках контроля за исполнением обязательств принимаются меры по недопущению реэкспорта или передачи третьим странам продукции военного назначения, поставленной иностранным заказчикам, без согласия Российской Федерации.
В отношении товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и совершении террористических актов, осуществляется экспортный контроль [10].
Контроль за соблюдением внешнеполитических интересов Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества осуществляется Министерством внутренних дел РФ.
Данный комплекс мер обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества способствует поддержанию и развитию военных связей Российской Федерации, укрепляет защищенность персонала участников военно-технического сотрудничества, содействует реализации единой внешнеполитической и торгово-экономической линии Российской Федерации.
Перспективными направлениями обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества с иностранными партнерами в регионах повышенной террористической активности являются:
— разработка многосторонних и двусторонних соглашений по защите и передаче военной и военно-технической информации в сфере военно-технического сотрудничества в формате соответствующих межправительственных комиссий и подготовка решений Правительства РФ;
— совместное с иностранными партнерами планирование и координация мероприятий по обеспечению каналов поставки вооружений и объектов инфраструктуры; проведение совместных антитеррористических учений;
— разработка и внедрение передовых систем защиты инфраструктуры производства, ремонта, модернизации и эксплуатации вооружений (высотные и средневысотные беспилотные летательные аппараты с большой продолжительностью полета, средства разведки, наблюдения, обнаружения и обезвреживания средств совершения терактов, а также ликвидации их последствий и др.).
Последовательная работа по выделенным приоритетным направлениям позволит укрепить военно-политические и стратегические позиции Российской Федерации, обеспечит стабильное наращивание экспортного потенциала Российской Федерации в области вооружений и военной техники, защитит законные интересы участников военно-технического сотрудничества и предотвратит возможность нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества.
Список литературы
1. Борисова В.И. Россия и США — военно-техническое сотрудничество и стратегия национальной безопасности // Правовое регулирование внешнеэкономического сотрудничества. Материалы международного научного симпозиума. Ч. 3. Самара, 2003. С. 30—33.
2. Зарубежное военное обозрение. 2015. № 12. С. 116.
3. Кудашкин В.В. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами: понятие, принципы и правовой режим // Государство и право. 1998. № 9. С. 69—77.
4. Кудашкин В.В. Государственная монополия – основополагающий принцип деятельности в области военно-технического сотрудничества // Государство и право. 2000. № 12. С. 47—54.
5. Кудашкин В.В. Государственная политика в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: правовые аспекты: моногр. М., 2000.
6. Кудашкин В.В. Посредничество в международном военно-техническом сотрудничестве // Законодательство и экономика. 2002. № 9. С. 74—82.
7. Кудашкин В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003.
8. Кудашкин В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Законодательство Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества. М., 2008.
9. Кудашкин В.В. Режимы правового регулирования военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами // Право в Вооруженных силах. 2002. № 8.С. 19—21.
10. Об экспортном контроле: федер. закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ // Российская газета. 1999. 26 июля.
11. Поплавский С.П. Россия и КНР: современные тенденции политики военно-технического сотрудничества // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 3. С. 31—35.
12. Слепак В.Ю. Развитие военных потенциалов, военно-техническое, научно-образовательное и разведывательное сотрудничество государств-членов ЕС // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 10. С. 100—105.
13. Шарковский А. Все грани «Исламского государства» // Независимое военное обозрение. 2015. № 17. С. 4—5.
Библиография
1 Если в 2008—2013 годах боевиками активно использовалась так называемая чеченская смесь, нажимные датчики цели с триперекисью ацетона («Киса»), другие самодельные компоненты взрывчатых веществ и взрывных устройств, то после начала вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике террористы из Российской Федерации, получившие боевой опыт и практику минно-взрывной работы за рубежом, начали применять в террористической деятельности штатные боеприпасы.
2 Переход бывших стран социалистического лагеря на стандарты НАТО вызвал рост поставок советского оружия в зоны вооруженных конфликтов и регионы повышенной террористической активности. В настоящее время советское оружие по просроченным лицензиям производится и модернизируется при финансовой поддержке заинтересованных западных стран (в первую очередь США), а затем доставляется в зоны конфликтов.
3 В соответствии с приложением к указу Президента РФ от 10.09.2005 № 1062 «Перечень федеральных органов исполнительной власти по координации и контролю в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также по решению других задач государственного регулирования в этой области» обеспечение данных мер возложено на Службу внешней разведки и Федеральную службу безопасности.
4 Производители и разработчики получают в Межведомственной комиссии по защите государственной тайны экспертные заключения о возможности поставок иностранным государствам продукции военного назначения, составляющей государственную тайну. Планы мероприятий по защите государственной тайны при работе с иностранными делегациями в Российской Федерации и за рубежом согласуются с ФСБ России.
5 В соответствии с пп. «н» п. 12 Положения о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (утв. указом Президента РФ от 10.09.2005 № 1062) организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность в отношении продукции военного назначения, обязаны информировать Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству, Министерство обороны РФ, СВР России и ФСБ России о любых контактах с иностранными юридическими и физическими лицами по вопросам производства и поставки продукции военного назначения.
6 В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» Президент РФ запрещает или ограничивает вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности ООН о мерах по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.
* - Запрещенные в РФ группировки