С.В. ШОШИН,
кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Саратовской государственной академии права
Участившиеся случаи террористических актов, связанных с применением взрывных устройств, обусловили необходимость разработки новых способов борьбы с этими преступлениями. Использование террористами в своей преступной деятельности новых высокотехнологичных средств ставит перед правоохранительными и силовыми органами многих государств задачи разработки и совершенствования методов противодействия угрозе.
В России в соответствии со сложившимися ранее традициями обезвреживание обнаруженных взрывных устройств, заложенных террористами, ведется посредством разминирования. Печальная статистика погибших сотрудников спецподразделений свидетельствует о значительной сложности таких операций.
По нашему мнению, назрела острая необходимость во внесении дополнений в ряд нормативных актов (Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в наст. время в ред. от 22.08.2004), Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (в наст. время в ред. от 09.05.2005), Уголовно-процессуальный кодекс РФ и др.), которые предусматривали бы при наличии установленной угрозы жизни и здоровью граждан и сохранению материальных ценностей их эвакуацию, а затем — уничтожение взрывного устройства путем подрыва.
В определенных случаях (но далеко не всегда) для уничтожения предмета, похожего на взрывное устройство, используются водяные пушки. Особенно результативно их применение оказывается тогда, когда есть возможность с помощью струи воды из такой пушки переместить (столкнуть) потенциальное взрывное устройство в расположенное поблизости углубление, способное значительно уменьшить возможную взрывную волну. После этого может быть произведено принудительное минирование и уничтожение подозрительного предмета. Само собой разумеется, что описанные манипуляции следует проводить только после эвакуации всех граждан с опасной территории и принятия мер по предотвращению возможного ущерба или его минимизации.
Противниками описанной методики могут быть высказаны мнения о том, что она таит потенциальную опасность причинения материального ущерба. Не отрицая этого, скажем, что целесообразно на законодательном уровне закрепить некоторые дополнительные гарантии обеспечения работы механизма компенсации такого ущерба. Одним из вариантов может быть отнесение такого ущерба, например, к числу причиненных в случае крайней необходимости.
Сегодня ситуация с криминальными взрывами не только в России, но и в других странах свидетельствует о важности принятия дополнительных мер по обеспечению права сотрудников специальных подразделений силовых структур, участвующих в разминировании, на жизнь и здоровье. По нашему мнению, данные права не могут быть ограничены никакой возможностью причинения ущерба. Человеческая жизнь стоит значительно больше, чем какие бы то ни было материальные и культурные ценности. Учет этого положения в процессе расследования дел о взрывах может спасти многих людей.
Злоумышленники, закладывая бомбу, могут предусмотреть ее «неизвлекаемость» — в таких случаях ее можно нейтрализовать единственным способом: уничтожить принудительно. Иностранные специалисты по борьбе с терроризмом неоднократно предупреждали о возможности установки нескольких взрывных устройств. В таких случаях любое неосмотрительное движение человека (даже профессионального сапера), находящегося во взрывоопасном месте, может привести к взрыву.
Весьма показателен один случай. В 1995 году на базе Саратовского юридического института МВД России проводилась научная конференция, посвященная борьбе со взрывами, осуществляемыми при совершении терактов. В ее работе приняли участие и несколько высокопоставленных агентов Федерального бюро расследований США. В рамках встречи было организовано практическое занятие. На полигоне агенты ФБР заминировали автомашину и предупредили, что использовали дополнительный механизм срабатывания — для пресечения деятельности следственно-оперативной группы. После этого сотрудникам МЧС России, ФСБ России и офицерам-саперам подразделений Министерства обороны РФ было предложено разминировать транспортное средство. Спустя некоторое время произошел небольшой (условный) взрыв, свидетельствующий о том, что кто-то из группы по неосмотрительности «подорвался». Более же мощное взрывное устройство, заложенное в автомашину, не сработало. Впоследствии на совместном разборе операции выяснилось, что один сапер нарушил правило: ничего неизвестного не трогать. Он попытался взять в руки красивую шариковую ручку, которую увидел в салоне, что и привело к взрыву (ручка оказалась частью заложенного взрывного устройства).
Для обеспечения максимальной безопасности жизни и здоровья граждан при разминировании обнаруженного взрывного устройства необходимо после эвакуации граждан и материальных ценностей не ограничиваться применением металлоискателей и специальных собак, а использовать специальную технику. В качестве примера можно привести катки, установленные перед тяжелой гусеничной техникой.
Представляется целесообразным также принудительное инициирование взрыва — вблизи либо непосредственно на месте обнаружения устройства. Без сомнения, после этого разграничить следы от «служебного» и криминального взрывных устройств будет весьма проблематично. Однако зная, что в таких случаях известны наименование и точная масса вещества, использованного для принудительного минирования, эти данные можно учесть при взрывотехнической экспертизе. Полагаем, что следование приведенным рекомендациям позволит реально избежать ненужных жертв.
Для анализа действий по нейтрализации потенциального взрывного устройства лучше всего применять дистанционную видеозапись (например, при помощи робота, находящегося в зоне поражения).
Мы изложили лишь некоторые способы увеличения эффективности борьбы с терроризмом. Вместе с тем требуются разработка и внедрение новых методик.