Статья

Обеспечение деятельности представителей главы государства на местах: историко-правовой аспект

Рассматриваются вопросы создания современного механизма обеспечения деятельности представителей главы государства на местах.

 УДК 342.519 

Страницы в журнале: 162-165

 

А.К. Гаджиев,

старший преподаватель кафедры Северo-Кавказского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации Россия, Махачкала

сherkasovkv1978@yandex.ru

 

Рассматриваются вопросы создания современного механизма обеспечения деятельности представителей главы государства на местах. Автором проанализированы различные аспекты правового регулирования порядка формирования, организации работы и функционирования аппаратов представителей главы государства на местах. Это позволило сформулировать и обосновать обобщающие суждения по теме исследования, которые могут быть использованы для повышения эффективности деятельности представителей главы государства на местах.

 

Ключевые слова: представители главы государства на местах, обеспечение деятельности, финансирование, аппарат, консультативные (совещательные) органы.

 

Учреждение института представителей главы государства на местах в современной России предопределило необходимость создания структур, обеспечивающих их деятельность. Такими структурами стали аппараты представителей главы государства на местах, а также консультативные (совещательные) органы при них. Если вопросы правового статуса и функционирования представителей главы государства на местах раскрыты в юридической литературе, то различные институциональные аспекты обеспечения их работы, к сожалению, в должной мере до сих пор не исследованы. Настоящая работа призвана в определенной мере восполнить данный пробел и осветить по большей части историко-правовые аспекты организации и деятельности аппаратов представителей главы государства на местах.

Пожалуй, первое упоминание об аппаратах представителей главы государства на местах встречается в распоряжении Президента РСФСР от 02.09.1991 № 34-рп «Об утверждении Временного положения о представительствах Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в республиках в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (утратило силу), где в весьма лаконичной форме устанавливалось, что постоянный представитель Президента РСФСР в республике в составе РСФСР формирует рабочий аппарат представительства, утверждает правила внутреннего распорядка, структуру и штатное расписание в пределах утверждаемой Президентом РСФСР сметы расходов.

Не слишком детализировал данную формулировку и Указ Президента РФ от 15.07.1992 № 765 «Об утверждении Положения о представителе Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге» (утратил силу), согласно которому численность аппаратов представителей Президента РФ, общий фонд оплаты труда, порядок финансового, социального, материального и организационно-технического обеспечения деятельности представителей Президента РФ и их аппаратов устанавливались главой государства. Одновременно был расширен штат аппаратов представителей Президента РФ на местах. Представители Президента РФ и их аппараты входили непосредственно в структуру Администрации Президента РФ.

Однако уже в соответствии с Указом Президента РФ от 05.02.1993 № 186 «О представителе Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге» (утратил силу) представители Президента РФ со своими аппаратами вошли в структуру Управления Администрации Президента РФ по работе с территориями, представителями Президента РФ, связям с Верховным Советом РФ. Численность аппаратов представителей Президента РФ, общий фонд оплаты труда, порядок финансового, социального, материального и организационно-технического обеспечения определялись в порядке, установленном для сотрудников Администрации Президента РФ. Теперь обеспечение представителей Президента РФ и их аппаратов служебными и жилыми помещениями, транспортом, средствами связи, медицинское и социальное обслуживание осуществлялось Администрацией Президента РФ и региональными органами исполнительной власти на основе соглашений за счет сметы расходов Администрации Президента РФ. В общем виде определялась территория размещения представителя Президента РФ и его аппарата.

Вопросы обеспечения деятельности полномочных представителей Президента РФ в субъектах Российской Федерации в так называемых «неспокойных» регионах в то время регулировались особо. В таких субъектах Российской Федерации полномочные представители главы государства обладали более значимыми полномочиями в отношении своих аппаратов, чем их коллеги. К тому же к обеспечению их деятельности были широко привлечены военизированные структуры, а аппараты обладали повышенным правовым статусом. Так, согласно Указу Президента РФ от 18.12.1994 № 2201 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Чеченской Республике» (утратил силу) он имел свой рабочий аппарат, утверждал его структуру и штатное расписание в пределах выделенных денежных средств и назначал на должность и освобождал от нее его сотрудников. Финансовое, информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности полномочного представителя Президента РФ и его аппарата возлагалось на Администрацию Президента РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 29.08.1995 № 886 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Чеченской Республике» (утратил силу) он имел уже на территории республики постоянно действующее представительство, утверждал положение о нем, его структуру, штатную численность и смету расходов, назначал на должность и освобождал от нее должностных лиц. При этом федеральные исполнительные органы государственной власти были обязаны командировать в распоряжение полномочного представителя Президента РФ в Чеченской Республике по его запросам своих сотрудников и специалистов. Информационно-аналитическое, правовое и иное обеспечение деятельности полномочного представителя Президента РФ в Чечне организовывал Совет Безопасности РФ с привлечением структурных подразделений Администрации Президента РФ и иных органов, а финансовое – Управление делами Президента РФ.

На основании Указа Президента РФ от 19.10.1996 № 1474 «Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия–Алания и Республике Ингушетия» (утратил силу) для осуществления своей деятельности он также образовывал аппарат — представительство, которое являлось юридическим лицом (государственным заказчиком), а потому имело расчетный и иные счета в банках и других кредитных организациях, печать с изображением Государственного герба России и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы. Особенность статуса представительства была обусловлена его важнейшими функциями по предотвращению осетино-ингушского конфликта октября — ноября 1992 года и нейтрализации его последствий. Исходя из этого, для заключения договоров на выполнение строительно-восстановительных работ и контроля за их выполнением дополнительно была создана дирекция, структуру и штатное расписание которой утверждал полномочный представитель главы государства в данном регионе. Таким образом, предельная численность аппарата и дирекции достигала 108 единиц.

В целях организационно-технического обеспечения деятельности полномочного представителя Президента РФ в части оперативного решения вопросов по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября—ноября 1992 года в структуре Аппарата Правительства РФ был создан специальный отдел. Финансирование деятельности полномочного представителя Президента РФ и его представительства осуществлялось за счет средств федерального бюджета. Их информационное, документационное, материально-техническое, транспортное обеспечение и социально-бытовое обслуживание возлагалось на Администрацию Президента РФ, Правительство РФ, Правительство Республики Северная Осетия—Алания и Правительство Республики Ингушетия. Местопребыванием представительства являлись города Владикавказ и Назрань.

Важнейшим документом того времени являлся Указ Президента РФ от 09.07.1997№ 696 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации» (утратил силу). Отдельное место в нем отводилось аппаратам полномочных представителей Президента РФ в регионах страны, которые, находясь в составе Администрации Президента РФ, были призваны непосредственно обеспечивать деятельность полномочных представителей Президента РФ в регионах Российской Федерации. Их структуру и численность утверждал руководитель Администрации Президента РФ по представлению полномочных представителей Президента РФ в регионах Российской Федерации в пределах численности, установленной главой государства (кроме аппарата полномочного представителя Президента РФ в Чечне). Работники аппаратов полномочных представителей Президента РФ в регионах Российской Федерации назначались на должность и освобождались от нее руководителем Администрации Президента РФ по представлению его заместителя.

Впервые нормативно был установлен конкретный перечень правомочий полномочных представителей Президента РФ в регионах России в отношении своих аппаратов и их сотрудников. Эти правомочия состояли в руководстве деятельностью аппаратов, представлении на утверждение руководителя Администрации Президента РФ структур и штатных расписаний аппаратов, утверждении должностных инструкций работников аппаратов, представлении заместителю руководителя Администрации Президента РФ кандидатур для назначения на должности работников аппаратов, а равно во внесении предложений об освобождении их от должностей, о поощрении работников аппаратов и применении к ним мер дисциплинарных взысканий, подписании служебной документации, издании распоряжений по вопросам деятельности аппаратов, решении вопросов о командировании работников аппаратов в пределах России.

В отличие от предыдущих правовых актов, регламентирующих деятельность представителей главы государства на местах, данный документ уделял значительное внимание определению места размещения их аппаратов. Так, они размещались в столице субъекта (в одной из них) Российской Федерации либо в административном центре субъекта (в одном из них) Российской Федерации, находящихся в соответствующих регионах. Место размещения аппарата в случае осуществления деятельности полномочного представителя Президента РФ в регионе, включающем в себя несколько субъектов Российской Федерации, определялся указом главы государства о его назначении. Нововведением стало установление права полномочных представителей главы государства на местах образовывать совещательные и консультативные органы, но только в случае необходимости, что на практике не получило широкой реализации [1, с. 44—77].

Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» знаменовал собой современный период в развитии структур, призванных обеспечивать деятельность представителей главы государства на местах. В соответствии с данным актом непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе осуществляет его аппарат, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. Структуру и штатную численность аппарата, а равно количество заместителей представителя главы государства в федеральном округе определяет руководитель Администрации Президента РФ.

Сегодня полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе наделен следующими полномочиями в отношении своего аппарата: руководит его деятельностью и издает соответствующие распоряжения, распределяет обязанности между своими заместителями, утверждает должностные инструкции работников аппарата, по соответствующему согласованию назначает на должности и освобождает от них работников своего аппарата, поощряет их и применяет к ним меры дисциплинарного взыскания (за определенным исключением), подписывает служебную документацию, решает вопросы о командировании сотрудников аппарата в пределах страны. Он же определяет место размещения аппарата и его сотрудников на территории федерального округа. Закреплено его право без каких-либо нормативно установленных условий или ограничений образовывать совещательные и консультативные органы.

Информационное, документационное, правовое, материально-техническое и транспортное обеспечение деятельности, обеспечение служебными и жилыми помещениями, а также медицинское и социально-бытовое обслуживание полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и работников их аппаратов осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента РФ, Управление делами Президента РФ, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе соглашений с Администрацией Президента РФ и за счет ее сметы.

Подводя итог, отметим, что организационно-институциональное оформление структур, призванных так или иначе обеспечивать деятельность представителей главы государства на местах, осуществлялось параллельно с расширением основных задач и функций последних с учетом политико-правовых и социально-экономических реалий того или иного периода развития российской государственности.

 

Список литературы

 

 

1. Черкасов К.В. Становление и развитие института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах / под ред. П.П. Сергуна. — Саратов, 2006.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье рассматривается практика применения инструментов мониторинга криптовалютных транзакций при проведении финансовых расследований
Добавлено: 31.08.2024
Автор исследует вопросы финансового обеспечения учреждений науки, научных работников АН СССР и Российской академии наук
Добавлено: 28.12.2023
В статье рассматривается проблема иностранного вмешательства в избирательный процесс и политическую деятельность в России как элемент подрывной антироссийской стратегии
Добавлено: 12.11.2023
В статье рассматривается практика рассмотрения дел Конституционным Судом Российской Федерации, посвященных вопросам финансирования судебных экспертиз в арбитражном и гражданском процессе.
Добавлено: 07.10.2023
Рассматривается проблематика правового статуса государственных и негосударственных судебно-экспертных организаций.
Добавлено: 05.11.2022